КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «КРАСКИ ОСЕНИ»


КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«КРАСКИ ОСЕНИ»
Предмет (направленность): Коррекционное образование
Возраст детей: 5-6 лет
Место проведения: группа в детском саду
Программное содержание:
Активизировать словарь по лексической теме «Осень».
Развивать связную речь (умение составить простое распространённое предложение, использовать в речи сложноподчинённые предложения).
Развивать общую и пальчиковую моторику, графо-моторные навыки.
Развить просодическую сторону речи.
Воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: кленовые листья (оранжевые, жёлтые, зелёные); листы с графическим заданием, карандаши; мяч.Ход занятия
Организационный момент
(Дети стоят в кругу.)
Логопед: Послушайте внимательно стихотворение, которое я прочитаю:
Время года отгадай: собирают урожай, разноцветный лес красивый,мокнут скошенные нивы,Тучи по небу гуляют, птицы к югу улетают, грибники в леса спешат, листья желтые летят,Ежик листья собирает, свою норку утепляет.
Логопед: О каком времени года идет речь?
Ответы детей.
Логопед: Правильно ребята. Садитесь на свои места (дети садятся).
Давайте посмотрим с вами в окно и поговорим о том, что мы там видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая?
Дети: Дождливая. Пасмурная.
Логопед: А теперь посмотрите на дерево за окном. Вы знаете как оно называется?
Дети: Клен.
Логопед: Верно, это клен. А по каким признакам его можно узнать? Что отличает его от других деревьев?
Дети: У клена резные листья.
Логопед: А какие листья мы видим сейчас на клене?
Дети: Зеленые, желтые и красные.
Логопед: На клене много желтых и красных листьев. Почему?
Дети: Наступила осень.
Логопед: Верно. Пришла осень и листья на деревьях начали менять свой цвет. Листья красные, желтые, оранжевые. Как можно назвать их одним словом? (Ответы детей) Листья разноцветные.
Деревья в осеннем наряде очень красивые. Когда подует сильный, холодный ветер, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в воздухе. Потом все листья осыпаются, начнется листопад.
Давайте покажем как осыпаются листья с деревьев.
Физминутка(Дети имитируют движение листьев под чтение стихотворения: приседают, бегают на носочках.)
Мы, листики осенние, на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, летели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Повертел их, покружил и на землю опустил.
Логопед: Молодцы ребята. Давайте вернемся на свои рабочие места.
На ваших столах лежат листы бумаги и листья, которые принес нам осенний ветер. Я предлагаю Вам приложить листья к бумаге, обвести по контуру, а затем заштриховать горизонтальными линиями так, чтобы они казались золотыми.
"Подбирай, запоминай".
Подбор слов-определений, согласование существительных с прилагательными.
Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная.
Солнце осенью (какое?) - …..
Небо осенью (какое?) - …….
Дождь осенью (какой?) -……
Листья осенью (какие?) - ……и т.д.
Игра «Один – много» (с мячом).
Логопед: Я буду бросать мяч и называть вам слово, а вы будете отвечать и бросать мяч обратно мне в руки (например, стол – столы):
Лист – листья;
дерево – деревья;
туча - тучи;
зонт – зонты;
сук – сучья;
туча – тучи;
гриб – грибы;
птица – птицы;
дождь – дожди.
Логопед: Молодцы! Садитесь на места.
Логопед: А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии?
Дети: Смотрели в окно, видели деревья, играли с мячом, играли в игры.
Логопед: Молодцы! Вы всё хорошо запомнили. Мы говорили сегодня об осени, какими бывают осенью деревья, какая осенью погода.
Послушайте стихотворение:
Жёлтой краской кто-тоВыкрасил леса,Стали отчего-тоНиже небеса,Ярче запылалиКисточки рябин.Все цветы увяли,Лишь свежа полынь.Я спросил у папы:- Что случилось вдруг?И ответил папа:- Это осень, друг.
(Наталия Антонова)
Логопед: Спасибо Вам, ребята, за хорошую работу на занятии. Свои рисунки с золотыми листьями оставьте себе на память о нашей встрече.
Литература и ссылки:
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Февраль-май. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
Использование логопедической ритмики при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста./ Сост. Емченко С.А., Силяева Г.Б.- Южно-Сахалинск, Издательство СОИПиПКК, 2006.