Тема самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик»


«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик»
«Истоки способностей и дарований детей–на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский.
  Целью работы стало: Развитие мелкой моторики, с использованием нетрадиционных методик, у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи: Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения ГМО.
Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу.
Оформить в группе центр активности (или мини-центр).
Провести мастер-класс для педагогов по моей теме.
 Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
В группу пришли дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Было составлено перспективное планирование работы кружка «Умелые ручки» по развитию мелкой моторики.  В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.
 Каждый предмет в группе может стать развивающим. Я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовывают в игре, то в первую очередь   создала все условия для игровой деятельности. В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики организован уголок «Умелые ручки» где есть необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое). В течение года содержание этого уголка меняется, цели и задачи игр усложняются. Развивающую среду моей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Настольный театр».
В нашей группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение. Начиная с младшей группы, мы организовали специальную полочку по изо деятельности. Она оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые изо- материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Рисование, лепка, аппликация делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль за движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Но ему это и не нужно. Необходимые «инструменты» с ним всегда – это его собственные руки. А все, что требуется от родителей, - предоставить ребенку больше свободы для творчества.
Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я прежде всего думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постаралась донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.)
Виды нетрадиционных техник развития мелкой моторики
Рисование пальцами рук
Использовать можно или гуашь, или специальные пальчиковые краски. Ребенок окунает пальчики в краску и рисует ими на листе бумаги. Для осуществления этой техники можно использовать не только обычный альбом, но и лист ватмана или кусок обоев. А рисовать можно, расположившись на полу. Детям обычно этот вид рисования очень нравится, можно даже рисовать этим методом на старой белой простыни, затем ее постирать, высушить, и рисовать на ней снова.
Рисование ладошкой
Данный вид рисования аналогичен предыдущему методу, только рисовать ребенок будет не пальчиками, а сразу всей ладонью. Если окунуть пальчики в разную краску, то получится радужный рисунок.
Рисунок точками
Дошкольник окунает пальчик в краску, затем ставит его на лист перпендикулярно, и так несколько раз до образования рисунка.
Рисование отпечатками предметов
Для проведения этой техники подойдет абсолютно все: и пробка от бутылки, и небольшая тарелка.
КляксографияЭтот метод вызывает у детей большой восторг. С помощью ложки на бумагу наливается краска, а потом берется трубочка и нужно через нее подуть на краску, не задевая ее. После этого можно наложить на получившийся рисунок лист бумаги и сравнить оригинал и отпечаток. Можно пофантазировать над тем, на что клякса походит.
Рисование при помощи трафарета
Этот способ изобразительной деятельности известен даже взрослым людям с детства.
НабрызгиТехника состоит в том, что ребенок берет краску на кисть и в произвольном порядке ее разбрызгивает. Использовать можно разные цвета.
Отпечатки листьев
Во время прогулки вместе с детьми воспитателю нужно собрать листья с кустарников и деревьев, имеющихся на территории сада. На занятии дети разукрашивают листья краской и переносят отпечатки на лист бумаги. Из разных листьев можно создать целую композицию.
Рисунок поролоном
Из поролона вырезаются разные фигуры, их закрепляют на палочке (например, на проволоке или карандаше). Эти кусочки окунаются в краску и отпечатываются на бумаге.
Рисование мелом
Элементарный вид творчества, безвредный, безопасный, даже безопаснее, чем рисование фломастерами. Мелками рисуют на специальной доске в помещении или на улице.
Рисование на мокрой бумаге
Этот метод помогает, если ребенку нужно нарисовать что-то с расплывчатыми очертаниями, например, туман. Фон для рисунка можно выполнить не обычной кисточкой, а ватой или поролоном.
Список нетрадиционных видов рисования можно и дальше продолжить. Самое главное - полет фантазии, нельзя ограничиваться обычным рисованием карандашами или кисточкой.
Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук занятия с использованием бумаги. (Мять, рвать, разглаживать, резать – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.
Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) мы найдём не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра “Золушка” (дети перебирают перемешанную крупу), «Письмо на крупе»…Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогут нам добиться хороших результатов.
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. 
Игры - шнуровки Марии Монтессори: - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; - развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; - формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); -способствуют развитию речи; - развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Когда ребенку пора начинать рисовать? Самое раннее – на втором году жизни, - ответят многие родители и… ошибутся. Первый художественный опыт можно привить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, не достигшему года крохе невозможно дать в руки кисти с красками, фломастеры или карандаши. Но ему это и не нужно. Необходимые «инструменты» с ним всегда – это его собственные руки. А все, что требуется от родителей, - предоставить ребенку больше свободы для творчества.
Для родителей планируется в раздевалке оформить уголок с необходимой информацией по развитию мелкой моторики. Так же планируются родительские консультации на темы: «Рисование пальчиками: зачем и как?», ««Вместо кисти – ладошка», «Возможности пальчикового рисования». Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, будем добиваться поставленной цели.
Будем привлекать родителей к этому виду деятельности: конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т.д.
План на 2015- 2016 учебный год.
Сроки Форма работы Практический выход
Сентябрь 1.Составление плана работы по самообразованию
2.Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию
1.Наличие плана работы по самообразованию
2.Литература для изучения: Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования. М., 2010.,
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1999.,
Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М.: Аст; СПб: Сова, 2006., Давыдова Г. Н.
Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.,
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.
Октябрь 1.Организация работы кружка «Умелые ручки»
2.Анкетирование родителей «Любит ли ваш ребёнок рисовать» 1.Наличие учебной программы кружка.
2.Получение и обработка данных в ходе проведения анкетирования.
Ноябрь 1. Наблюдения и выявление уровня общей и мелкой моторики детей.
2.Организация уголка «Умелые ручки» 1.Выявление индивидуального уровня общей и мелкой моторики детей на начало учебного года.
2.Наличие в группе уголка «Умелые ручки»
Декабрь 1.Участие во Всероссийской дистанционной научно- исследовательской конференции для педагогов,
2.Публикация статьи «Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных методик» 1.Свидетельство об участии в конференции
2.Свидетельство о публикации статьи
Январь 1.Публикация статьи Мастер- класс «Рисование песком» на учительском сайте
2.Оформление в приёмной уголока с необходимой информацией по развитию мелкой моторики.
1.Свидетельство о публикации
2.Наличие необходимой информации в приёмной.
Февраль 1.Проведение мастер- класса «Рисование песком» в д/с «Журавлик» 1.Сертификат участника.
Март 1.Выставка наших работ
2.Формирование картотеки дидактических игр для родителей, направленных на развитие мелкой моторики. 1.Конкурс работ.
2.Наличие картотеки дидактических игр.
Апрель 1.Подготовка консультаций для родителей 1.Проведение консультаций для родителей на тему: «Вместо кисточки-ладошка», «Возможности пальчикового рисования», «Рисование пальчиками: зачем и как?», «Вместо красок- пластилин»
Май 1.Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Игры с красками»
2.Выставка семейных работ. 1.Наличие папки- передвижки
2.Анализ работ.