Конспект урока по окружающему миру и ИЗО (интегрированный урок) Культурные и дикорастущие растения. Натюрморт


Сценарий интегрированного урока окружающего мира и ИЗОТема: Культурные и дикорастущие растения. Натюрморт.
Цель урока: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений. Формировать умение учащихся рисовать несложный натюрморт.
Задачи:
Обучающие:
познакомить обучающихся с новыми понятиями,
расширить словарный запас обучающихся.
Способствовать формированию эстетического отношения к действительности искусству.
-  Развивать чувство композиции .-  Формирование графических навыков в изображении объемных предметов простой формы.
-  Определение оттенков холодных и теплых цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности, верной передачи особенностей натуры.
-  Систематизация знаний о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт).
Развивающие:
способствовать развитию общеучебных умений и навыков (классификация, обобщение по итогам наблюдения);
продолжать развивать интерес к предмету через изучение природы.
Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры.
Воспитательные:
совершенствовать навыки совместной деятельности;
воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Ход урока:
№ слайда Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Организационный этап
Слайд 1 Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать
у себя внимательность,
А поможет всё узнать
наша любознательность.
-Ребята, давайте улыбнемся друг другу, улыбнёмся солнышку на небе и отправимся дружно в наше увлекательное пктешествиеЗдороваются с учителем, друг с другом, садятся за парты
2.Актуализация знаний
- Назовите примеры невидимых нитей в лесу
- На какие три группы делятся все растения? Приведите примеры
- А на какие группы делятся растения по виду листвы? Приведите примеры. - Приводят примеры невидимых нитей в лесу на карточках, заранее составленных дома.
Отвечают на вопросы, приводят примеры
Отвечают на вопросы, приводят примеры.
3.Постановка учебной задачи (окружающий мир)
Слайд 2 А теперь рассмотрите репродукцию Винсента Ван Гога «Крестьяне, сажающие картофель»
Вам знакомо имя этого художника? Вы знаете что-нибудь о нём и его творчестве?
- Чем занимаются люди, изображённые на этой картине? Зачем они это делают? Все ли растения на Земле сажает человек?
- Какую задачу поставим на уроке?
- Правильно. Мы должны разделить все растения на две группы и дать названия этим группам !Рассматривают репродукцию
Заранее подготовленный ученик делает короткое сообщение о В. Ван ГогеОтвечают на вопросы: - Люди сажают картофель, для того, чтобы потом собрать урожай и питаться им.
Нет, не все растения сажает человек, есть растения, которые растут сами .Разделить растения на две группы: те, которые сажает человек и те, которые растут сами.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слад 6
Слайд 7
С лайд 8
Слайд 9 Ребята! Отгадайте, пожалуйста загадки :1.Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок — и остался стебелек.
2.Есть красавица одна, и румяна, и стройна; Хоть в землянке век живет, а большой от всех почет: Кто проходит близко — кланяется низко.
3.Одну ягоду мы ели.
Вчетвером за столик сели —
Еле-еле одолели.
Ели чуть не полчаса,
Расстегнули пояса,
Да еще в отброс осталось —
Вот так ягодка досталась!
4. Что же это за девица: не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? 
5. Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда приходит лето,
Мы едим его конфеты
Не в бумажке, а в скорлупке.
Берегите, детки, зубки! 
6. Одной почкой из подвала Мы наелись до отвала:
Половину ее — во щи, Чтобы были щи не тощи;
 А другую половинку — В пирожковую начинку.
 Стебель — кубышка, По вкусу — кочерыжка.
- Молодцы! Загадки вы отгадали правильно. А теперь скажите, все эти растения мы отнесём в одну группу или разные?
- Итак, в первой группу мы записали растения, которые человек высаживает, ухаживает за ними, выводит новые КУЛЬТУРЫ растений. Как вы думаете, как будут называться такие растения?
- Правильно. А растения второй группы растут в ДИКОЙ природе. Как мы их назовём?
-Совершенно верно, вы правильно разделили растения на группы и дали им название. Отгадывают загадки
Одуванчик
Морковь
Арбуз
Ёлка
Орех
Капуста
Отвечают на вопросы:
Разные. 1 группа - выращено человеком, вторая группа , растёт в природе самостоятельно.
- Культурными. Это слово произошло от слова культура.
Дикорастущими.
5. ФизминуткаСлайд 10 Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснётся, бабочка кружит и вьется! Повторяют слова и движения за учителем.
6.Первичное закрепление
Слайд 11 - Давайте проверим как вы отличаете культурные растения от дикорастущих . На столах у вас лежат картинки с изображением леса и огорода. На экране будут появляться изображения разных растений. Если вы считаете, что это культурное растение. Поднимите картинку с изображением огорода. Если дикорастущее – леса. Показывают картинки с необходимым изображением.
7. Работа по ИЗО
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14 - Ребята. А вы когда-нибудь слышали слово Натюрморт? Кто знает что это такое?
Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Чаще всего на натюрмортах изображают фрукты, овощи, цветы.
-Сегодня я хочу познакомить вас с натюрмортом кисти художника, о котором мы сегодня уже говорили.
Это произведение «Натюрморт с грушами» Ван Гога ,которое он написал в 1887-1888 годах в Париже. В тот период художник писал множество пейзажей и натюрмортов. Все внимание Ван Гог уделил самим предметам, многообразию их природных оттенков, интенсивности света.
Колористический строй картины основан на ярком сочетании контрастных цветов. На переднем плане синий цвет скатерти достигает максимальной интенсивности, а желтые, красные и белые рефлексы света и окружающих предметов создают на нем переливающееся мерцание.
Желтые груши необыкновенно ярки на синем фоне. Художник тщательно моделирует их объемы, подчеркивая холодноватые тени, разноцветные отражения и яркие блики естественного света. Именно свет делает картину совершенно неповторимой и лишенной какой-либо банальности. Как будто одухотворяя все вокруг, яркие лучи  проявляют необыкновенную  красоту  простых предметов.
- Что вы видите на этой картине? Какие цвета использовал художник? Какие чувства вызывает эта картина? Ребята, которые знают что-нибудь про натюрморт, отвечают.
Слушают рассказ учителя. Рассматривают репродукцию картины.
Отвечают на вопросы учителя.
8. практическая работа
Слайд 15 -Сегодня мы будем учиться изображать натюрморт.
-Итак: В своих картинах художники обычно изображают цветы, фрукты, овощи, посуду, разнообразную снедь, предметы быта
В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру, раскрывается его понимание прекрасного. В своих картинах художники обычно изображают цветы, фрукты, овощи, посуду, разнообразную снедь, предметы быта
В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру, раскрывается его понимание прекрасного.
Рассмотрим правила постановки натюрморта:. Сравните фрукты по ширине и высоте, определите форму предметов. 3. Выполнить линейное построение натюрморта, нанести складки драпировки и светотени на предметах.
Приступаем е работе!
Подготавливаются к работе: готовят альбом, карандаш, кисти, краски
9. Рефлексия
Слайд 16 - Понравился вам сегодняшний урок? Что больше запомнилось? Что было для вас сложным, а что нет? Предлагаю провести выставку работ в окончании нашего урока Выставляют свои работы на выставку.