Разработка внеклассного мероприятия Берегись беды, когда ты у воды


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Миньковская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Берегись беды, когда ты у воды!»
Разработала учитель русского языка
и литературы Маркова Наталья Александровна,
тел 89814217305
Вологодская область
Бабушкинский район
с. Миньково2016 год
Цели: формировать и совершенствовать навыки учащихся безопасного поведения на водоёмах и реках; раскрыть причины несчастных случаев на воде, на льду; дать представление о действиях в опасных ситуациях; воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на водоёмах в разное время года; познакомить со знаками безопасности на воде.

Оборудование: знаки безопасности на воде, демонстрационные плакаты, карточки для детей, памятки, жетоны.
Ход занятия.
В кабинет входят обучающиеся, выбирают флажки, рассаживаются соответственно выбранным флажкам.
Учитель:
— Сегодня у нас необычный урок. Это урок-игра. В течение всего урока команды будут получать за правильные ответы флажки.  В конце урока мы посмотрим,  чья команда лучше справится с поставленными задачами. А теперь, ребята, послушайте загадку и определите тему нашего занятия:
— Много её- беда! Мало её-беда! Нужна нам всегда больше, чем еда!  (Вода).
Учитель:
— Молодцы. И сегодня речь пойдёт именно о воде. О том, как она нам помогает и какие несёт опасности. Вы научитесь пользоваться водой себе во благо, а не во вред.
Но вначале мы послушаем сообщение учителя ОБЖ о воде.
Выступление учителя ОБЖ:
Вода – чудесное средство оздоровления организма. Еще в древности люди знали чудодейственную силу купания и закалки человека водой, заповедью было «учиться плавать раньше, чем ходить».
Но купание приносит пользу лишь при разумном его использовании. Находиться в воде длительное время нельзя. Можно легко простудиться. Если вы чувствуете озноб, немедленно выходите из воды и сделайте короткую, но энергичную пробежку по берегу.
Продолжительность купания зависит от температуры воздуха и воды, от влажности воздуха и силы ветра. Наиболее благоприятные условия купания – ясная безветренная погода при температуре воздуха 25 и более градусов.
Начинать купание следует при температуре воды не ниже 18 градусов.
Наиболее приемлемые режимы купания:
Температура воды, С время купания, мин.
18 - 6-8 минут
20 - 10-12 минут
выше 20 - до 15 минут
Не рекомендуется купаться ранее, чем через 1,5 часа после еды. Лучше всего купаться на официально открытых пляжах: они оборудованы и обеспечены необходимыми средствами для предупреждения несчастных случаев. Не забывайте, что детям разрешено купаться только в присутствии взрослых. Входите в воду осторожно, когда она дойдет вам до пояса, остановитесь и быстро окунитесь с головой, а потом уже плывите. Нагрузку на организм во время купания увеличивайте постепенно. Ни в коем случае нельзя доводить себя до озноба. При переохлаждении судороги сводят руки и ноги, человек теряет способность держаться на воде.
Не следует входить в воду уставшим, разгоряченным или вспотевшим. Сначала немного отдохните. Плавание – большая нагрузка на организм, требующая немалых сил.
Каждый должен знать особенности и опасные места водоемов, в которых они купаются.
Нельзя заплывать далеко, так как, не рассчитав свои силы, вы можете утонуть. Известны случаи, когда люди погибали оттого, что наступала усталость, и у них не хватало сил удержаться на воде. Если вы не уверены в своих силах, плавайте вдоль берега, не удаляясь от него.
Мало уметь плавать, надо еще и уметь отдыхать при купании. Научиться этому нетрудно. Перевернитесь на спину, вытянув ноги и откинув голову назад так, чтобы вода не попадала в рот, нос, глаза, руки чуть разведите в стороны и поддерживайте тело на плаву. Учиться этому способу лучше всего в спокойной обстановке, у берега.
Особенно опасно купаться вблизи гидростанций или больших водозаборных сооружений. Попав в течение, уходящее в горловины труб, человек спастись не может.
Если все-таки приходится купаться в незнакомом и необорудованном месте, примите меры предосторожности. В таком месте должны быть чистая вода, ровное песчаное дно и небольшая глубина. Важно, чтобы в нем не было сильного течения или водоворотов. Обследуйте дно, чтобы убедиться в отсутствии опасных предметов. Если купающихся несколько, то кто-то из них постоянно должен находиться на берегу.
Советы купающимся.
Чтобы избежать беды, помните:
купаться можно только в разрешенных местах и в присутствии взрослых;
нельзя нырять в незнакомых местах – на дне могут оказаться притопленные бревна, камни, коряги;
не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина;
ни в коем случае не отплывайте далеко от берега на надувных матрацах, автомобильных камерах, надувных игрушках – подручное средство может оказаться неисправным, порваться, и ты внезапно окажешься в воде, а это очень опасно даже для умеющих хорошо плавать;
нельзя цепляться за лодки, залезать на знаки навигационного оборудования – бакены, буйки и т.д.;
нельзя подплывать к проходящим судам, заплывать за буйки, ограничивающие зону заплыва, и выплывать на фарватер;
нельзя купаться в штормовую погоду или в местах сильного прибоя;
если ты оказался в воде на сильном течении, не пытайся плыть навстречу течению, справиться с ним сил не хватит. В этом случае нужно плыть по течению, но так, чтобы постепенно приближаться к берегу;
если попал в водоворот, не пугайся, набери побольше воздуха, нырни и постарайся резко свернуть в сторону от него;
если у тебя свело судорогой мышцы, ложись на спину и плыви к берегу, постарайся при этом растереть сведенные мышцы. Не стесняйся позвать на помощь товарищей, взрослых;
нельзя подавать крики ложной тревоги.
Поблагодарим за хорошие сведения нашего учителя.
А теперь поговорим о воде, что мы о ней знаем.
Беседа.
— Когда плохо, что воды мало?
(Когда засуха, в походе, в пустыне и т.д.)
— Сколько времени можно прожить без воды?
(На доске висят картинки и надпись: человек – 3 дня, верблюд – 8 дней. Человеку требуется 3 литра воды в день).
Учитель:
— Когда плохо, если воды много?
( Сильные дожди, наводнения, прорвало трубу и т.д.)
— Ещё совсем недавно было холодно, и водоёмы нашего края были покрыты льдом. Вот, наверное, замечательная пора, когда человеку не грозит опасность на реке. Согласны?
( На доске появляется картинка «Переход замёрзшего водоёма». )
— Мы часто слышим сообщения о несчастных случаях на воде в разное время года.  Каждой группе предлагается собрать картинку, определить время года, рассказать, как должен поступать человек в данной ситуации.
(Заслушиваются ответы детей).
На доске появляется газета, подготовленная родителями «Безопасность на воде». Обобщение знаний по поведению на воде.
Учитель:
— Скоро наступят летние каникулы. Можно будет отдыхать, купаться на речке, загорать. Нам очень хочется, чтобы отдых прошёл без сложностей. Давайте вспомним правила поведения на воде в летнее время. (Дети дают ответы, каждой команде, правильно ответившей, даётся флажок). Учитель обобщает ответы детей (на доске – картинки).
Учитель:
— Знаете ли вы, что часто тонут люди, умеющие хорошо плавать? Как вы думаете, почему этио происходит?
(Дети: потому, что не соблюдают правила безопасности на воде).
Учитель:
— Давайте послушаем и запомним основные правила поведения на воде.
Дети читают стихи. В руках у них – плакаты. После чтения стихов плакаты вывешивают на доску.
1)     Если ты не научился ловко плавать и нырять-
Не рискуй, совет послушай:
«Далеко не заплывать!»
2)    Если очень захотелось тебе где-то понырять-
То возьми с собой мамулю, она будет наблюдать!
3)    Не толкайтесь на воде, не толкайтесь в море,
Чтобы с вами не случилось ненароком горе.
4)    Если ты покушал плотно, в воду сразу не иди.
Полежи – ка ты в тенёчке, посиди и отдохни.
5)    Не дыши ты под водой-захлебнуться можно!
Под присмотром ты ныряй. Только  — осторожно!
6)    Если видишь ты буйки-не для шалости они!
Знаки надо уважать! За буйки не заплывать!
Конкурс для команд «Нарисуй знак «Безопасность на воде!»
( знаки на слайдах)
Игра «Что я возьму на пляж?»
Учитель:
— Сейчас, ребята, мы проверим, как вы умеете собираться на пляж. Каждая команда выбирает карточки с названием предметов, необходимых для похода на пляж и объясняют свой выбор.
Учитель обобщает вывод ы детей. На доске появляются слова:
1-спасательные средства
2-вспомогательные средства
3-предметы для удобства
4-предметы, которые нельзя с собой брать
Беседа о данных понятиях.
Конкурс «Распредели предметы» (на партах лежат картинки и ватман, нужно выбрать картинки к каждой группе и правильно наклеить на ватман по названиям групп).
Учитель:
— Не только родители заботятся о вашей безопасности во время отдыха у водоёма, но и люди специальных профессий. Вы знаете, как называются эти профессии?
(Водолазы, спасатели и др.)
Учитель:
— Послушайте рассказ водолаза и ответьте на вопрос: какие правила безопасности нарушили дети?
РАССКАЗ ВОДОЛАЗА.
( Можно инсценировать)
Глеб Иваныч- водолаз, в день нырял по 20 раз.
Спас он 240 взрослых и детей 3000 спас.
У него медаль и орден, но махнул он на медаль:
— Если кто-нибудь утонет-это будет очень жаль!
Целый день сижу на вышке, хулиганят ребятишки:
То воюют на плотах,то нырнут не в тех местах,
Заплывают за буйки и идут на дно реки…
Я искал бы лучше клад! Рыбу я ловить бы рад!
Но в реке заместо рыбы должен я ловить ребят…
В общем, я скажу всем так, что купанье-не пустяк!
Так закончил свой рассказ Глеб Иваныч водолаз.
Учитель:
— Что приходилось наблюдать водолазу?
(Каждой команде за правильный ответ-жетон)
Игра «Мозаика».
Собрать картинку по правилам безопасности на воде и объяснить.
Учитель:
— Иногда, даже если вы соблюдаете правила безопасности, могут произойти неприятности. Главное -не надо паниковать и надо вспомнить основные правила.
Выступление врача школы. Практическое занятие.
Как избавиться от судорог.
1)    Позовите на помощь людей.
2)    Постарайтесь глубоко вдохнуть  воздух, расслабиться и свободно погрузиться в воду.
3)    Возьмитесь двумя руками под водой за голень сведённой ноги, с силой согните колено, а затем  выпрямите ногу с помощью рук, делая это несколько раз, пока хватает дыхания.
4)    При продолжении судорог до боли щипайте голень ноги.
5)    Захватите двумя руками большой палец ноги и потяните на себя.
6)    После прекращения судорог смените стиль плавания, полежите некоторое время на спине, затем медленно плывите к берегу.
Если вы захлебнулись водой.
1)    Не паникуйте, постарайтесь развернуться спиной к волне.
2)    Прижмите согнутые в локтях руки к нижней части груди и сделайте несколько резких выдохов, помогая себе руками
3)    Очистите рот и нос от воды, сделайте несколько глотательных движений.
4)    Восстановите дыхание, ложитесь на живот, двигайтесь к берегу.
5)    При необходимости позовите на помощь людей.
Если вы увидели тонущего человека.
1)    Привлеките внимание окружающих громким криком «Человек тонет!»
2)    Бросьте ближе к утопающему спасательный круг, резиновую камеру и т.д.
3)    Вызовите скорую помощь.
4)    Если утопающий рядом с вами- не дайте ему схватить вас за шею или руку, подплывите к нему сзади и схватите за волосы. Переверните на спину, приподнимите голову.
Пословица на слайде.
Народная мудрость гласит «От глупого риска до беды близко!»
Обобщение сказанного.
Учитель:
— К сегодняшнему уроку мы подготовили выставку фотографий из ваших семейных альбомов. Как вы думаете, почему у всех такие весёлые и счастливые лица? (Дети дают свои ответы). Учитель обобщает:
— Все соблюдали правила безопасности поведения на воде, поэтому отдых прошёл удачно и весело.
— А теперь давайте подведём итог, какая команда набрала больше флажков.
Награждение. Гости и участники получают памятки о правилах безопасного поведения на воде.