Рабочая программа внеурочной деятельности «Духовно-нравственные воспитание. Традиции и обычаи русского народа» в 3 классе


Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Духовно-нравственные воспитание. Традиции и обычаи русского народа» в 3 классе, составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев(Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф»2011. 1-4 классы. Начальная школа.)
Направление программы внеурочной деятельности: знакомство с праздниками, традициями и обычаями народов России; развитие детской одаренности.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключается в принципах к подбору ее содержания: это природосообразность, педоцентризм и культуросообразность.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур,развитие художественного вкуса.
Цели и задачи рабочей программы направлены на развитие умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации и работу, адекватную поставленной учебной задаче».
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 8-10лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности детей факультатива «Традиции и обычаи народов России» 1год. Количество часов в программе отведено 2 час в неделю, 68 часов в год. В школьном учебном плане на дополнительное образование детей факультатива «Традиции и обычаи народов России», 2часа в неделю, 68 часов в год.
Формы и режим занятий: – занятия ознакомления с теоретическим материалом: лекция, экскурсия. Занятия – практикумы: декоративное рисование и лепка, пение и разучивание игр.
Ожидаемые результаты (личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности) и способы их проверки;
Обучающиеся должны уметь: анализировать, сравнивать, обобщать и сопоставлять крестьянскую и дворянскую культуру, знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции.
Формы подведения итогов реализации дополнительнойобразовательной программы – выставка работ и фольклорный праздник.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/пНаименование разделов Часы учебного времениСтаринный русский быт. 12 часов.
Новый русский быт со времён Петра I. 8 часов
Русские народные праздники. 22 часа.
Русскиенародныепромыслы. 14 часов
Русские народные игры 4 часа
Народные песни, загадки, пословицы 2 часа
Народные танцы.Переплясы.Хороводы. 3 часа
8. Итоговое повторение 3часа
Итого 68
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1.Старинный русский быт. (12 ч.)
1.Одежда. Традиционный костюм крестьян
Функциональный характер одежды в старину. Рубашка, сарафан — у женщин. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки - у крестьян (мужская одежда).Роль орнамента-оберега (вышивка).Особое значение пояса (кушака).Головные уборы девушек и женщин, украшения.Лапти, баретки, онучи,
2.Одежда. Традиционный костюм бояр
Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярыньи боярышень.
3.Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
Русская изба. Элементы избы. Крестьянская утварь. Красный угол. Иконы.
4.Боярские палаты. Терема. Светёлки. Крытые галереи.
5.Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания
Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.
Мясные и постные кушанья. Пироги. Мёд. Пиво. Взвары. Варенья. Соления.
6. Семейные праздники. Семейные обряды. Именины
Быт крестьянской и городской семьи. Распорядок дня.
7.Игры и забавы детей.
Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях с ледяных гор. Девичьи посиделки. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; карусели.
8.Учёба.Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности. Береста и бумага.
9.Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы. Учебные книги. Учитель.
Раздел 2. Новый русский быт (со времён Петра I). (8 ч.)
1.Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.
Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду.«Заморское» (европейское) платье. Принудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи.
2.Наряды дам. Одежда. Украшения. Сложные причёски. Атрибуты придворных. Нарядные туфли. Косметика дам XVIII века. Наряды девушек и дам XIX века.
3.Одежда дворян-мужчин, цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.
4.Одежда купчих, мещанок, крестьянок, особые головные уборы.
5. Одежда мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей. Русские пословицы и поговорки об одежде.
6.Усадьба. Дворянские особняки
Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура. Интерьер. Зимние сады. Атрибуты и аксессуары барского дома. Картинные галереи. Домашний театр.
7.Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны
Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Домашнее обучение детей
8.Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Альбомы со стихами и пожеланиями. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Маскарады. Домашние театры.
9.Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин
салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства. Институты благородных девиц.
10.Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища. Пансионы и гимназии. Смольный институт благородных девиц.
Раздел 3. Русские народные праздники. (22 ч.)
1.Будни и праздники на Руси. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян. Сочетание языческих и христианских праздников.
2.Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды. Роль традиций.
3.Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.
Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева».Традиционные кушанья. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.
4.Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха
Масленица — весенний праздник проводов зимы. Традиции обряды. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.
5.Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты.).
6.Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси. Раздача верующим просфор и общего хлеба — Артоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка.
7.Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Егорьев день — 6 мая.
8.День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы.
9.Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь.
10.День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). Традиции и обряды.
11.Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень. Традиции и обряды. Приметы, пословицы, поговорки.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
12.Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Преображение; день Нерукотворного образа.
13.Успение Богородицы (Первые Осенины). Спожинки —окончание жатвы.
14.Покров Богородицы. Девичьи гадания и посиделки. Окончание работ по найму.
Раздел 4.Русские народные промыслы.(14 ч.)
1.Керамика Гжели. История и стиль гжели. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. 2.Хохлома.История и стиль.Орнаментдеревяннойрасписной посуды.
3.Жостово .Стиль и содержаниеросписи металлические подносов.
4.Павлово-Посадскиешали.Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой.
5.Вятская игрушка.Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села
Дымково близ города Кирова (Вятка)). Забавные звери, сказочныеобразы.Вятские матрёшки. Бытовойжанр игрушки и скульптуры малых форм.
6.Богородская деревяннаяигрушкаиз окрестности Сергиева Посада (Загорск), селаБогородское. Забавные фигурки людей, животных и птиц.
Раздел 5.Русские народные игры.(4ч.)
1.Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Игры с пасхальнымияйцами.
Раздел 6.Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки).(2ч.)
Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей.
Раздел 7.Народные танцы.(3ч.)
1.Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили.Слияние в хороводетанца, игры и песни. Тема труда, красоты природы, любви.
2.Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».
3.Кадриль распространиласьв народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.
Итоговое повторение (3ч.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РазделI. Старинный русский быт.
1.Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр
Универсальные учебные действия:
— познакомить с особенностями крестьянской одежды и ееэлементами;
— сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
2.Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
Универсальные учебные действия:
— продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати;
лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);
— показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкойизбой.
3.Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания
Универсальные учебные действия:
— оценить достоинства традиционной русской кухни;
— уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар»).
4.Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины
Универсальные учебные действия:
— разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).
5.Учеба. Школа
Универсальные учебные действия:
— сравнить учебу детей в старину с современной школой;
— букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги.
Раздел II .Новый русский быт (со времён Петра I).
6.Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки
Универсальные учебные действия:
— сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I.
7.Усадьба. Дворянские особняки
Универсальные учебные действия:
— показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов.
8.Быт дворянской семьи. Литературно-музыкальныесалоны
Универсальные учебные действия:
— разучить несколько элементов старинного танца.
— прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
9.Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса
Универсальные учебные действия:
— проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.
Раздел III.Русские народные праздники.
11.Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение
Универсальные учебные действия:
— разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
— познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
— изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
12.Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха.
Универсальные учебные действия:
— воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор.
13.Встреча Масленицы.
— разучить песни и игры;
— научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
14.Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.
Универсальные учебные действия:
— разучить песни о завивании берёзки, хороводы; — научиться плести венки.
15.Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
Универсальные учебные действия:
— сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;
— нарисовать картинку на тему осенней ярмарки.
Раздел IV.Русские народные промыслы.
16.Керамика Гжели.
Универсальные учебные действия:
— нарисовать несколько гжельских орнаментов.
17.Хохлома и Жостово.
Универсальные учебные действия:
— раскрасить узоры хохломских ложек и Жостовских подносов.
18.Павловопосадские шали.
Универсальные учебные действия:
— сравнить орнаменты нескольких шалей.
19.Вятская и Богородская игрушка.
Универсальные учебные действия:
— изготовить из пластилина несколько видов вятской и Богородской игрушки.
РазделV. 20.Русские народные игры.
Наиболее популярные детские игры
Универсальные учебные действия:
— разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.).
РазделVI.Народные песни,загадки, пословицы,потешки.
Универсальные учебные действия:
— разучить несколько песенок, считалок; — научиться разгадывать загадки.
РазделVII. 22.Народные танцы. Парные пляски. Переплясы. Хороводы.
Универсальные учебные действия: разучить хороводы, игры-хороводы.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАИЕ В___ КЛАССЕ КРУЖКА «ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ НАРОДОВ РОССИИ»

п/пНаименование разделов темы Часы учебного времениДата
Старинный русский быт. 12 часов. 1 Одежда. Традиционный костюм. 1 Ознакомить с элементами старинного русского костюма. 2 Одежда. Традиционный костюм бояр и крестьян .1
2
Познакомить с особенностями крестьянской одежды;
Сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду. 3-4 Творческая мастерская.
Народный костюм.Изделие: «Русская красавица в костюме» 5-6 Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем 2 Продемонстрировать устройство крестьянской избы.
Показать особенности боярских хором, сравнитьс крестьянкой избой. 7 Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. 1 Познакомить с традиционной русской кухней.
Приготовить несколько простейших блюд.
Разучить несколько наиболее известных игр. 8
9 Семейные праздники. Семейные обряды.
Игры и забавы детей. 1
1 10 Разучивание наиболее известных игр: горелки, жмурки, прятки, лапта. 1 11-12 Учеба. Школа 2 Сравнить учебу детей в старину с современной школой.
Сравнить букварь «Азбуковник» и современные учебные книги. Новый русский быт со времён Петра I. 8 часов. 13 Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки 1 Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I. 14 Усадьба. Дворянские особняки 1 Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов. 15-16 Быт дворянской семьи. Балы и праздники. 2 Разучить несколько элементов старинного танца. 17-18 Литературно-музыкальные
салоны
2 Прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. 19-20
Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса 1 Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. Русские народные праздники. 22 часа. 21 Осень золотая. Спасы. 1 Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; 22-23 «Осенины» (подготовка и проведение). Фольклорный праздник 1 Изготовить костюмы для фольклорного праздника. 24 Успение.
1 Нарисовать картинку на тему осенней ярмарки 25
Покров 2 Поделки из природного материала.
Русские народные игры.4 часа
26 Русские народные игры в помещении. 1 Разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др27-29 Русские народные игры на свежем воздухе.
3 Русские народные праздники.(продолжение) 30 Зимушка-зима. Новый год. Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. 31 Современный новогодний праздник 32 Изготовления елочных игрушек. 33-34Святки. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. 2 Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние
стихи. 35-36 Ёлка — символ «райского дерева».Традиционные кушанья.Крещение Господне
2 Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках. 37-38 Изготовление открытки
2 Русские народные промыслы.14 часов
39 Керамика Гжели 1 Познакомить детей с историей промысла.
Учить рассматривать гжельскую посуду.
Учить рисовать кайму по мотивам гжельской росписи.
Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий.
Воспитывать художественный вкус, уважение к рукотворному труду.
Нарисовать несколько гжельских орнаментов. 40-41 Украшение стаканчика гжельским узором 3 42-43 Украсим тарелку гжельским цветком 44 Хохлома. Рисуем узорные строчки, золотые узоры, кудрявые ветки и кустики. Познакомить с изделиями хохломских мастеров. Учить составлять узор из плавно изгибающейся ветки с ягодами, листьев, завитков, «травки», располагать ветку вдоль изделия, рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, «травка»), сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, «золотой» (охра)45 Узор в круге. 46 Узор на миске ,бочонке. 47
48
Жостово.Знакомство с жостовской росписью. Рисование каймы. Познакомить с жостовской росписью, ее основным мотивом - букет.
Учить составлять узор на любой форме, украшать цветами и каймой.
Учить выбирать цвета, использовать оттенки. Цветы для жостовского подноса.Рисование жостовских подносов. 49
Знакомство с платками из Павловского Посада. Цветы Познакомить с платками павлово-посадских мастеров. Учить рисовать цветы по мотивам павлово-посадских платков, придумывать различные композиции для украшения платков. 50-51 Дымковская игрушка
Продолжать знакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства — дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании; развивать эстетический вкус.
Роспись дымковской барышни 52 Богородская игрушка Русские народные праздники.
53 Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. 1 Познакомить с традициями масленичных игр. Качели. Катание с гор. 54-55 Встреча Масленицы; 1 Научиться печь блины,
56-57 Пасха. Обряды и обычаи праздника. Игры.Значение росписи яиц. Роспись яиц. 1 Научиться красить пасхальные яйца; 58 Лето красное. Егорьев день. Иван Купала. 1 Научиться плести венки. 59 Петров день. Ильин день 1 60 Троица. Духов день 1 Разучить песни о завивании берёзки, хороводы; Народные песни. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки).
2 часа
. 61 Народные песни, загадки, пословицы 1 Разучить несколько песенок, считалок; 62 Детские песенки, потешки, загадки, пословицы. 1 Научиться разгадывать загадки. Народные танцы.3 часа 63 Народные танцы Парные пляски. Переплясы. 1 Разучить хороводы, игры-хороводы. 64-65 Хороводы. Игры-танцы. 1 Итоговое повторение 3часа
66-68 Итоговое занятие. Фольклорный праздник. 1 Выставка работ. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: графика, живопись, лепка из пластилина, моделирование, работа с природным материалом.
разучивание игр,песенок, считалок,игр-хороводов;сравнение одежды, жилища, обычаев и образования крестьян и дворян.
Дидактический материал: серия презентаций: «Как жили на Руси»; «Художественные промыслы России»; «Православные праздники»; «Русские народные праздники»;
Техническое оснащение учебных занятий:видео- и аудио- техника: проектор, интерактивная доска, компьютеры и текстовый редактор. Акварель, гуашь, цветная бумага, пластилин, природный материал. Музыка и музылькальные клипы для релаксации.
Формы подведения итогов по каждой теме программы внеурочной деятельности: коллективное обсуждение во время проведения блиц-выставок; просмотра презентаций и видео.Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков -устная
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ).
1.Ботова С.И., Приставкина Т.А.,Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000Жемчугова П.П.    Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).
2.Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.;
3.Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.;
4.Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол.В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел.обл. – Белгород, 2006. - 172 с.;
5.Сокольникова Н.М.   Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с.