Воспитание уважения к отечественной истории, формирование гражданско-патриотических качеств личности школьников через изучение жизни и деятельности исторических персоналий


Воспитание уважения к отечественной истории, формирование гражданско-патриотических качеств личности школьников через изучение жизни и деятельности исторических персоналий
Ольга Тольевна Соколова
Учитель истории, обществознания
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Фатежская средняя общеобразовательная школа №1»
Фатежского района Курской области
Историческое мышление формируется под воздействием многих факторов, которые могут иметь как самостоятельную значимость, так и носить комплексный взаимодействующий характер.
Среди факторов, влияющих на гражданскую составляющую человека можно выделить семейные устои и семейное воспитание, ближайшее окружение человека, информационную среду[1,с.27 ].
Я конечно же не забыла о роли государства. Мне, как человеку, родившемуся и жившему в СССР, ясно понятие «государственная идеология». Очень жаль, что рыночные отношения, ворвавшиеся в нашу жизнь, приняли рыночный характер не только в экономической, но и в политической, социальной, духовной сферах жизни общества. Думаю, что потеря государством идеологии ни к чему хорошему не привела. А ведь опыт многих развитых стран мира свидетельствует о необходимости существования государственной идеи, носящей объединяющий характер. Отрадно лишь, что наши политики задумались и стали предпринимать экстренные меры возрождения лучших традиций российского общества.
А.С. Макаренко, разрабатывая систему гражданского и нравственного воспитания в условиях общества, раздираемого противоречиями, руководствовался идеей, что школьное сообщество должно воспроизводить в миниатюре общество, систему разнообразных связей и взаимосвязей отношений ответственной зависимости, чтобы воспитанники усвоили нормы и правила жизни в обществе.
Сегодня — другие герои (бизнесмены, предприниматели, политики), и поэтому создаются другие объединения для упражнения детей в социальной, деятельности. Инновационный опыт школ показывает, что обучающихся привлекают такие формы объединений, как интеллектуальный клуб, клуб деловых людей, биржа труда, политический клуб, клуб менеджеров спортивные клубы и т.д. Разветвленная сеть самоуправления предоставляет для_познания ребёнку реальные системы отношений и взаимодействий, нормы и правила поведения, что является необходимым условием подготовки к успешной карьере и приобретения опыта реализации гражданской позиции.
Именно в рамках этих взаимодействий рождается осознанная гражданская позиция, приводящая к более глубокому пониманию и образованию личностных ценностей ученика. Но каким будет человек, во многом зависит от тех, кому доверена благородная миссия образования личности [2,с.209].
Одним из приоритетных направлений деятельности педагогов в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения является формирование духовно-нравственной, гражданской культуры школьников[3, с.16].
Двадцатилетний опыт работы в должности учителя истории, директора школы убедил меня в том, что формировать осознанные позитивные духовно-нравственные устои, твердую гражданскую позицию нужно через изучение исторических личностей. Школьники всегда внимательно слушают рассказы учителя о людях, благодаря которым вершится история.
На уроках истории я стараюсь разными методическими приемами усилить изучение исторических персонажей. Очень важно научить детей объективно, аргументировано оценивать деятельность людей, значение исторических событий.
В качестве одного из примеров формирования исторического мышления обучающихся хочу привести разработанный и проведенный мною в 2010 году урок «Роль личности в истории. В.Ф. Войно-Ясенецкий».
Урок истории.
Тема урока: «Роль личности в истории. Валентин Феликсович Войно-
Ясенецкий Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука,
выдающийся хирург, профессор медицины»
Целевая аудитория: обучающиеся 11 –го класса.
Ключевые слова: личность, выдающаяся личность, гражданственность,
патриотизм, служение людям.
Цели:
познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью В. Ф. Войно- Ясенецкого и на его примере определить значение личности в историческом процессе;
через изучение фатежско-любажского периода жизни В. Ф. Войно- Ясенецкого воспитывать у обучающихся чувство гордости и уважения к людям, чья жизнь связана с родным краем;
подвести обучающихся к пониманию роли человека в историческом процессе;
создать условия для воспитания у обучающихся гражданской позиции;
создать на уроке ситуацию успеха.
Оборудование: таблица с основными этапами жизни и деятельности В. Ф. Войно- Ясенецкого, книги о нем, публикации районной газеты, рисунки и картины о В. Ф. Войно- Ясенецком, выполненные обучающимися, учебный фильм, видеоматериалы.
Применяеное программное обеспечение: компьютер, текстовый редактор Microsoft Word и графический редактор Pаint.
Тип урока: урок-исследование.
Время: 40 минут.
Ход урока.
Организационный момент.
- Я рада видеть вас на проблемном уроке, посвященном теме роли личности в истории, актуальность которой очевидна.
- Ребята, желание провести урок по такой теме возникло у меня
неслучайно.
Можно сказать, что идея урока выстрадана.
Совершенно случайно на странице Интернета я прочла стихотворение, поразившее меня своей откровенностью.
Послушайте его, пожалуйста.
Как ты, юность, живешь без героя? Без открытий, побед и вершин? Только «грузит» тебя наркотою Дискотечный адреналин
И залетные телекалибри
Опыляют твой разум тоской. И уводит тебя на Карибы
Всех предавший «последний герой». Как ты, юность, живешь без размаха? Кругосветных походов в мечту? Без классических книг? И без страха, Что и жизнь тебе гонят не ту? Что ж ты, юность, не требуешь правды? Не хватаешь вождя за грудки? И кощунственно тем уже рада, Чем не рады твои «радаки». Нынче связь поколений плаксива.
Нет таких, чтоб носы утереть.
Знаешь, юность, боюсь, что России Не придется тобой молодеть Наступает глубокая старость На страну, по стране, над страной. Что за юность России досталась? Остается тряхнуть стариной.
Данное стихотворение неизвестного автора, на мой взгляд, как нельзя точно отражает настроение определенной части современной молодежи.
- Ребята, я очень хочу, чтобы в жизни каждого из вас был положительный герой, с которого можно было взять пример.
В нашей жизни столько замечательных людей, которые олицетворяют лучшее, что создано на Земле.
Одним из таких людей является наш земляк Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий.
- Ребята, я прошу вас быть на уроке внимательными, активными, делать тезисные записи в рабочих тетрадях.
Желаю всем нам успеха в работе!
Просмотр видеоматериала.
Определение темы урока, постановка целей.
Объяснение нового материала.
Вступительное слово учителя
Сообщении ученика
Сообщение сотрудника Фатежского краеведческого музея
Сообщении ученика
Сообщение ученика
Обзор работника Фатежской межпоселенческой библиотеки
Просмотр учебного фильма.
Рефлексия.
При проведении данного этапа урока использую прием незаконченного предложения.
- Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями о сегодняшнем уроке. Для этого продолжите, пожалуйста, следующее предложение: «Сегодня на уроке мне удалось…»
- Я тоже хотела бы продолжить это предложение вот так: «Сегодня на уроке мне удалось увидеть своих учеников думающими, заинтересованными, умеющими понимать рассматриваемую проблему, сохраняя свою индивидуальность, ценить мнение других».
- Мне было приятно работать с вами.
Домашнее задание:
- Ребята, мне бы очень хотелось знать ваше мнение о современных героях.
Напишите, пожалуйста, домашнее сочинение-рассуждение на тему «Мой современный герой».
Спасибо всем за работу на уроке. Желаю вам успеха во всех начинаниях, даже самых амбициозных!
Библиографический список
1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков //Бюллетень.- 2009- № 6.- С.26-33.
2. Измайлова Д. Нравственные смыслы гражданского образования /Д.Измайлова // Народное образование.- 2007.- № 5-С.14-206-209
3. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост.Е.С. Савинов].-2-е изд., перераб.-М. : Просвещение, 2010.-с.8-32 (Стандарты второго поколения).