Исследовательская работа Роль природы в культуре мордовского народа


Отдел образования администрации муниципального района
Фёдоровский район
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
Районная станция детско – юношеского туризма и экскурсий
Районный конкурс исследовательских краеведческих работ
«Дорогами Отечества – 2016».
Номинация «Культурное наследие»
Тема
Природа в традициях, обрядах и обычаях
мордовского народа

Автор работы: Мишанкина Мария,
ученица 7 класса МБОУ СОШ № 1
с. Фёдоровка Руководитель: Нугаева Мария Николаевна
учитель истории и культуры
Башкортостана МБОУ СОШ № 1
с.Фёдоровка
2016 г.
Содержание
Введение
- актуальность исследования,
- цель исследования,
- задачи исследования,
- объект и предмет исследования,
- гипотеза исследования,
- методы исследования
I. Исторические сведения о мордве Фёдоровского района
II. Аналитический обзор литературы
1.1 Влияние природы на быт мордовского народа
1.2 Cемейно - бытовые праздники и обряды, связанные с природой
III. Объекты природы живые и неживые.
IV. Выводы V. Список литературы
VI. Приложения

У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным, родным. Около 2000 лет существует на земле мордовский народ, говорящий на двух языках, мокша и эрзя. Фольклор мордвы богат, высокохудожественен и имеет свою специфику, поэтому выбор темы «Природа в традициях, обрядах и обычаях мордовского народа» не случаен.
Актуальность данного исследования заключается в том, что каждый образованный  человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться к  национальной культуре, духовно - нравственным ценностям своего народа, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение  и интерес к народным традициям.
Исходя из этого, я определила цель и задачи данной работы.
Целью моего исследования будет выяснить место природы в жизни мордовского народа. Как отношение мордовского народа к природе отражены в его традициях?
И для этого предстоит решить следующие задачи
выяснить влияние природы на жизнь и деятельность мордовского
(эрзянского и мокшанского) народа;
познакомиться с традициями (обычаями и обрядами) мордовского народа, связанными с природой;
проследить, как проблема сохранения природы прослеживается в традициях мордовского народа;
определить отношение представителей (мокшанского и эрзянского) народа к природе в современных условиях.
Объект исследования - место природы в культуре мордовского народа.
Предметом исследования является отношение мордовского народа к обрядам и традициям, связанных с природой.
Гипотеза исследования – я полагаю, что современная мордва до сих пор обращается к природе во время проведения обрядов.
Методы исследования
Мною использованы следующие методы исследования:
анализ,
анкетирование,
эксперимент,
наблюдение,
сравнение,
обобщение,
сбор информации из книг и Интернет-источников.
Основные понятия и термины:
Культура народа: культура мордовского (эрзянского и
мокшанского) народа, традиции, обычаи, обряды.
Нет человека, который бы не интересовался прошлым своего края, историей своей большой и малой родины.
Свидетельством прошлого являются разнообразные предметы материальной культуры: древние орудия труда, оружие, украшения. Даже простые обломки глиняной посуды, закопченные, со следами каких-то причудливых узоров, хранят тепло рук наших далёких предков и заставляют задуматься об их жизни. Изучая историю родного края, мы узнаем о древних поселениях мордвы, которые находились в густых лесах по берегам рек и озер.
Отношение человека, общества с природой складывались исстари. Древние люди, жившие за счет природы, уже осознавали, что от сохранения природы зависит благосостояние человеческой общины, племени. Эта заинтересованность людей в сохранении определённых территорий, животных и растений со временем закрепилась в различных традициях, культовых обрядах, суевериях, праздниках народов России.
Тема природы находит широкое отражение в обрядах, преданиях и обычаях мордовского народа. Они традиционно передавались из поколения в поколение и таким образом сохранились до настоящего времени. И нам, молодому поколению, интересно узнать о них.
Что нам известно по данной проблеме из литературных источников, СМИ?
Мордва - один из коренных народов Российской Федерации - относится к финно - угорской языковой группе уральской языковой семьи. Мордва как этнос состоит из двух субэтносов - эрзя и мокша, каждый из которых имеет свой язык (мордовский - эрзя или и мордовский - мокша), особенности в антропологическом облике, расселении, быте, материальной и духовной культуре. Угро-финская народность, проживающая в бассейнах рек Мокшы и Суры, а также в междуречье Волги и Белой.
Мордва относится к так называемым бинарным этносам. Особыми этническими группами мордвы считаются терюхане и каратаи. Название "мордва" - иранское по происхождению. Имеет аналогичные формы в древнеиндийском и авестийском языках, означает "человек", "мужчина". Название мордва мордвинами не употребляется. Они пользуются исключительно самоназваниями эрзя и мокша. Мордва широко расселена по всей территории РФ, по данным переписи СССР 1989 г. около трети общей численности ее проживало в Мордовской АССР (сейчас Республика Мордовия), широко она расселена в восточных районах европейской части РФ, а также за Уралом. Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский – три, на основе этих диалектов были созданы мокшанский и эрзянский литературные языки.
Письменность языков мордвы создавалась на основе русской графики, первые ее памятники датируются 17-18 вв.
На территории Республики Башкортостан мордва расселена преимущественно на юго – западе, компактное проживание мордвы в Фёдоровском районе.
Из глубины веков из уст в уста передавались повествования о прошлом мордовского народа. Мордовские племена занимались скотоводством лесного типа, мотыженным земледелием, рыболовством и охотой, бортничеством, т.е. собирание меда диких пчел. Пашенное земледелие, скотоводство, развитое ремесло, природные богатства земли (пушнина, мёд, воск, рыба, лес и др.) давали возможность вести торговлю сначала меновую, а затем и на деньги. Можно сказать, что жизнь людей, их занятия в отдаленные времена находились в сильнейшей зависимости от природы. Не зная законов природы, наши далекие предки были страшно напуганы силами природы. Бессилие человека в борьбе с природой (ураган, наводнение, гроза, гром, засуха) порождало веру в богов, чертей, в чудеса, колдовские и целебные свойства растений.
Использование мордвой целебных растений в лечебных целях имеет давние и устойчивые традиции. С незапамятных времен были известны мордовские знахари, специалисты по народной медицине, умеющие останавливать кровь, лечить ожоги, специалисты - костоправы. Не случайно Mаксим Горький героиней своего рассказа «Знахарка» сделал старую, умудренную жизненным опытом мордовку, которая лечила русских и мордву.
В течение тысячелетий, употребляя растительную пищу, люди имели возможность знакомиться со многими свойствами растений. Многолетний опыт действия трав и лег в основу народной медицины. Она была вызвана настоятельными потребностями жизни и шла от материализма, носившего пока еще не научный, а стихийный характер. Способы лечения продуктами растительного мира были доступны всему населению. Почти в каждой избе хранились собранные в пучки разные травы, корни, ягоды.
Однако в деревне выделялись люди, наиболее знающие толк в травах, за помощью к ним обращались на случай болезни.
На протяжении столетий вырабатывались определенные навыки, сложились традиции при сборе и сушке растений. Например, когда рвешь травянистые растения, надо встать против солнца, чтобы не видеть своей тени, отойти подальше от селения, чтобы не слышать пение петуха. Было известно, что особенно в день Ивана Купала старушки ходят в лес собирать травы для того, чтобы завораживать болезни.... До сих пор сохранился обычай: в вечер дня Аграфены Купальницы и утром в день Ивана Купалы, не пивши, не евши, отправляться в поля, луга, леса искать там «сорок трав». Сходные обряды и поверья связываются с Ивановым днем и во всех славянских традициях. Это оправдано тем, что травы, цветы, корни необходимо собирать именно в период наибольшего цветения и в сухую погоду, так как в это время растительный мир достигает своего полного расцвета. Хотя, в некоторых обрядах, связанных со сбором трав, можно проследить следы магии, они содержали и рациональные моменты. Так, растения, собранные в период цветения и в полдень, когда нет росы, действительно лучше сохраняются. Растения же, собранные после дождя или покрытые росой, быстро чернеют и портятся.
Важная роль леса в жизни мордвы отразилась и в почитании особой его покровительницы и держательницы, которой в язычестве мордва считала богиню Вирь - аву. Считалось, что если вовремя не умилостивить, не задобрить ее, то она может принести много бед и неприятностей. С этой целью в лесах совершались жертвоприношения, произносились моления. Рощи и деревья, у которых происходили такие моления, считались священными, наделенными таинственными и исцеляющими силами. Мордовские моления обычно проводились под дубом, липой, березой, вязом, сосной. Кроме этих деревьев, почитались яблоня, рябина. Они считались «чистыми». Топить ими печь считалось большим грехом.
Особенно почитались деревья, одиноко растущие в поле, которые, по поверьям мордвы, обладали чудесными свойствами отвращать болезнь, давать людям от них «прощение»; отсюда и название их - «прощенные». К ним обращались за помощью от всех болезней, в том числе и детских. В дар деревьям преподносили разные угощения, которые раскладывали под деревьями, и затем молились и просили их о помощи. На деревья развешивали дары (холсты, платки и пр.). С больных детей снимали рубашки, шапочки, пояса, кресты и оставляли под деревьями, полагая, что вместе с одеждой снимается и их болезнь. Вот как об этом сообщает М. Е. Евсевьев: «Направляясь в деревню Вечкснино Наровчатского уезда, по пути свернул к так называемым прощеным липам... Они стоят совершенно одиноко среди открытого поля. Предание говорит о том, что они выросли из крови двух сестер - девушек, которые некогда были растерзаны на этом месте волками. Липы эти пользуются большим почитанием не только среди жителей ближайших селений, но и далеко за их пределами. «Прощенными» эти липы назвали потому, что они, по понятиям мордвы, обладают чудесным свойством отвращать гнев раздраженных богов и получать от них прощение. Молиться липам народ ходит во всякое время года, но больше всего летом, от Троицы до Ильина дня».
Убежденность в целебных свойствах растений основывается, конечно, главным образом, на их физиологическом действии, подмеченном и проверенном народом, но первоначально она подкреплялась и суевериями. Растениям приписывались необыкновенные и чудесные свойства действовать не только на естественную природу человека, но и влиять на внешние обстоятельства его жизни. Поэтому люди часто задумывались о происхождении растительного и животного мира. Сейчас существует много легенд, которые рассказывают о происхождении различных растений, животных, птиц.
Первобытные мордва очень почитали силы природы в виде разных злых и добрых духов, от которых якобы зависел урожай, приплод скота, охота, рыбная ловля и другие благополучия рода. Добрыми «покровителями» были: Норав - ава - богиня урожая, Ведь - ава - богиня воды, Вирь - ава - богиня лесов, Норов - ава – богиня полей. Для того, чтобы боги были добрыми и оказывали мордве всяческую помощь в хозяйстве и жизни, люди устраивали моления, которые совершались на опушке леса, у озер и речек. На молениях в жертву приносили скот и птицу, которых с надлежащими церемониями варили и съедали. Во главе всей природы стоял бог солнца – Чи - паз у эрзи и Шкай - у мокши. Большинство этих богов люди представляли себе в образе и подобии человека, наделенного сверхъестественными свойствами.
Особое место в повседневной жизни крестьян занимали семейно - бытовые праздники и обряды. И служили они упрочению семьи, традиций добрых. Связаны были также с природой, и многие такие праздники проводились на природе.
Самый любимый праздник, связанный с природой, - это Троица. В этот день дома и улицы украшаются срезанными березовыми ветками, цветами. Проводятся гулянья, игры, хороводы вокруг березки. Они бросают венки в реку: если пристанет к берегу, останется в девках, уплывет - выйдет замуж, утонет - умрет, или конец любви. Березку, наряженную в ленты и косынки, прославляют всю неделю, чтобы она отдала всю свою силу полю, принесла богатство и благополучие людям, а также здоровье и счастье мордовскому народу.
Хотелось бы рассказать и о другом празднике. Он, проводился на пятидесятый день после Пасхи в селах Фёдоровского района. Всем селом собирались в роще около родника «Святой лисьма пря» Из каждого дома приносили ведро с брагой и все другое, необходимое для братчины. Здесь же варили яйца, лапшу, кашу. Затем собирались около иконы, она стояла у воды. Одна из пожилых крестьянок обращала слова благодарности к всевышнему, просила доброго урожая, избавления от града, болезней и других напастей. Окружающие, как молитву, повторяли ее слова. После этого довольно впечатляющего ритуала приступали всем миром к трапезе. Ну а затем разгоралось веселье, и до позднего вечера звучали песни, музыка, плясали.
Также с нетерпением ждали праздника, который называли «Чей луга» («Осотовый луг»). Собирались на зеленом лугу, становились в круг и в хороводе пели песни. Искусники состязались в игре на свирели, балалайке и гармошке. Парни молодецкую удаль свою показывали в игре в лапту.
Праздник «Игрище» проводили в первое воскресенье июня. Как раз заканчивались весенние работы в поле, а до сенокоса оставалось время, и наступала пора более или менее свободная от сельскохозяйственных работ - междупарье. В этот день провожали весну и встречали лето. Собирались на лугу, отсюда шли в лес на поляну «Нешке пире» («Пасечная поляна»).
Я побывала на празднике Раськень Озкс – родовое моление. Спустя столетия традиция народа возродилась…
Начался праздник с поминовения усопших. Расъкень Озкс оповестил о себе тревожным, протяжным сигналом торамы. Была зажжена большая свеча – Пазонь штатол. Потом каждый пришедший на Озкс высыпал принесённую с собой горстку земли, на которой он родился. Этот ритуал символизирует преемственность поколений, непрерывность связи со своей родной землёй.
Многие обряды древней мордвы связаны с объектами неживой природы: водой, огнём, ветром, с небесными телами и явлениями. Мордовские племена поклонялись силам и предметам внешней природы.
Особое предпочтение отдавала мордва земле. Ярко проявлялась забота мордвина - земледельца об урожае, о плодородии полей, от которых, по существу, зависела вся его жизнь.
Другим обычаем мордовского народа, связанным с сохранением природы, является облагораживание родников и ключей. Исстари принято в окрестностях таких мест убирать мусор, огораживать водяной источник деревянным срубом. Примером такого отношения являются родники по дороге Фёдоровка - Мелеуз, родник около Сабантуйской горы, родник на конце улицы Коммунистическая, источник реки Дёма. Активное участие в операции «Родники» принимают учащиеся школ села.
Хорошим обычаем доброго отношения к родной природе в Фёдоровском районе является сохранение ценных в эстетическом отношении участков природы. Это, в первую очередь, касается естественных и искусственных растительных насаждений: берёзовых рощ, дубовых, сосновых посадок. Но, к большому сожалению, этот обычай постепенно угасает.
В рамках исследования мною был проведен опрос среди населения. Им были предложены следующие вопросы:
Знаете ли вы мордовские традиции?
Какое место занимают традиции в вашей жизни?
Используете ли Вы для своего лечения растения?
Передадите ли вы свой опыт своим детям?
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что многие мои односельчане знают культуру своего народа и используют средства народной медицины. Мне бы очень хотелось, чтобы они не забывали, что мы часть природы, и сама природа для нас хороший учитель, а мы, в свою очередь, должны ее беречь - это наш долг.
Таким образом, в ходе моего исследования было выявлено:
Мордовский народ, как и другие народы, был очень тесно связан с природой, поэтому его жизнь и занятия были зависимы от природы, которая играла серьёзную роль на историческом пути превращения человека в гуманиста, учёного, художника;
Обожествляя и поклоняясь природе на заре своего развития, изучая и используя её в последующие времена, мордовский народ научился восхищаться, любить и сохранять природу сегодня;
У мордовского народа есть много традиций и обычаев по сохранению природы, её живых и неживых объектов, которые сохранились до наших дней.
Хочется надеяться, что мордовский народ не утеряет своей культуры, возродит свои лучшие традиции. Только при этом условии жизнь будет интереснее, духовно богаче.
В ходе исследования проводилась работа с архивным материалом, краеведческой литературой, периодическими изданиями, сбор информации среди населения. Исследования проводились в феврале - марте 2016 года.
Список использованной литературы:
Мельников П.И. (Печерский А.) «Очерки мордвы» - М: Директ - Медиа, 2010. – 181 с.
Лузгин А.С. Богатство народных традиций //Мордовия на рубеже веков.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 2000.
Мордовское народное искусство: Альбом/Сост.: Ю.Ф. Юшкин- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985
Народы России. Энциклопедия. М. 1994.
Этнология. Народы России: история и современное положение. Под ред. Мастюгина Т.М., Перепелкина Л.С. М. 1997.
Устно- поэтическое творчество народа. Саранск. Мордовское книжное издательство. 1972
http://mymordovia.narod.ru/presentations.html Приложение







Облагораживание родника «Чан» обучающимися 9 «а» класса МБОУ СОШ № 1 с. Фёдоровка
Торама зовет всех односельчан на праздник

Пазонь штатол (родовая свеча)