«Военное воспитание через историческую призму — как одно из условий становления личности».


ФГКОУ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ» «МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника училища
(по воспитательной работе)
Агаев О.И.
«___» ________________ 2016 г.

Тема: «Военное воспитание
через историческую призму - как одно из условий
становления личности».
Разработчик:
Тавасиев Э.Х., воспитатель учебного взвода
г. Владикавказ 2016 г.
«Необходимо сделать всё для того чтобы, кумирами сегодняшних суворовцев стали военные полководцы прошлого, которыми гордится Российский народ. Только так можно воспитывать у суворовцев чувство ответственности за защиту Родины и готовность к выполнению своего воинского долга». ( Тавитов Р.С.)
Формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны государства, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию, открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования. В этом двуедином процессе реальная возможность развития суворовца как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов.
Как известно, первоначальный процесс обобщения и передачи опыта военного воспитания носил стихийный характер и передавался из поколения в поколение в устных и практических формах, в виде традиций, обычаев и обрядов. С появлением письменности опыт военного воспитания находит своё отражение в летописях, поучениях, государственных актах, а также в военно-исторических и художественных произведениях. В дальнейшем, в ходе создания постоянной армии воспитание в ней ратников приобретает всё более осознанные формы. Подтверждения тому являются уставы, наставления и инструкции. Их основной идеей было воспитание у воинов боевых качеств и высоких нравственных чувств. От солдата требовалось честно служить государю, знать своё место в строю и бою, не жалеть «тела» своего, быть готовым отдать жизнь за «други своя». Становление теории и практики воспитания в русской армии и на флоте непосредственно связанно с именами прославленных русских полководцев и видных деятелей 18-19 веков. К ним по праву можно отнести Петра I , Румянцева П.Г., Потёмкина П.А., Суворова А.В., Кутузова М.И., Макарова С.О., Драгомирова М.И. и др.
В этот период наметился переход от стихийно-ситуативной практики военного воспитания к созданию целостной военно-педагогической системы.
В основу воспитания были положены идея защиты Отечества, соблюдение воинской чести и верность военной присяге.
Пётр I был вынужден создать новую армию. Сама система комплектования такой армии была призвана сыграть важную роль в воспитании в ней патриотизма. В этот период получили своё развитие нравственный (внушения страха божьего) и военные (преданность государю и Отечеству) аспекты воспитания.
В дальнейшем значительный вклад в развитие системы воспитания внесли известные политики и военачальники. Основой воспитания генерал-фельдмаршал Румянцев П.А. считал моральные начала - «нравственный элемент», причём воспитание и моральную подготовку он отличал от обучения и физической подготовки.
В тот же период формировался педагогический талант Суворова А.В. Он первый создал целостную военно-педагогическую систему, основными элементами которой были осознание прямой зависимости результатов боевой деятельности от обученности и морально духа войск; решение задач воинского воспитания в процессе деятельного обучения; обоснования необходимости психологической подготовки. Суворов не отделял обучение от воспитания, не противопоставлял одно другому. Основу его воспитательной системы составляли военно-профессиональное и нравственное воспитание. В целом содержание военного воспитания выражалось в том, чтобы дать каждому нравственную, физическую и военно-профессиональную подготовку.
Развитию прогрессивных тенденций военно-воспитательной системы способствовало то, что в военно-морском флоте на протяжении предыдущего периода здесь свято соблюдались петровские традиции. Так адмирал Макаров С.О. одним из первых стал использовать термины «военная психология» и «военно-морская педагогика».
В 60-х годах 19 века проводимых по инициативе военного министра Милютина Д.А. широкое распространение получила прогрессивная система воспитания. Основой основ было нравственное воспитание, имевшее соответствующие категории (честь, совесть, справедливость, милосердие и др.) и нравственные обязанности (по отношению к товарищам и равным к себе, к начальникам и подчинённым, к другим людям, к царю и Отечеству, к самому себе и др.). В содержании нравственного воспитания кроме нравственных категорий и обязанностей входили эстетическое, трудовое, религиозное, патриотическое, правовое, профессионально-этическое и др. В развитии большое внимание уделялось также физическому воспитанию.
Важный вклад в развитие системы воспитания внёс Драгомиров М.И. , по праву считающийся создателем военной педагогики как науки. «Воспитание должно стоять выше образования»,- подчёркивал он. Им выделены три основные стороны воспитания – «воспитания ума и воли, воспитание нравственное и физическое». Такой подход к содержанию системы воспитания заслуживает пристального внимания, так как он расширяет поле влияния системы военного воспитания на процесс формирования личности в целом.
В нашем суворовском училище мы учим суворовцев относиться к училищу как к своему дому, сохранять и преумножать имеющиеся материальные ценности, потому что любовь к отчизне начинается с дома, в котором ты живёшь.
Недооценка патриотизма, как важнейшей составляющей общественного сознания, приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания, которое сегодня становится одним важнейших направлений государственной политики, всей системы воспитания граждан России и всех Суворовских военных училищ.
Правовой основой и нормативными источниками патриотического воспитания на современном этапе являются:
Конституция РФ;
Федеральные законы РФ: «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;
Указ Президента РФ «О концепции национальной безопасности РФ»; «Концепция военно-патриотического воспитания детей и молодежи»,
государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»,
иные нормативно-правовые акты РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.
В нашем училище данные документы нашли отражение в Уставе и Регламенте ФГКОУ «Северо-Кавказское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», в Образовательной программе и Программе развития училища, в Учебном плане и Плане воспитательной работы.
Согласно нормативной документации Северо-Кавказского суворовского военного училища, воспитание в СКСВУ представляет собой процесс формирования у воспитанников научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений. А также способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.
Одной из стратегических целей воспитания в училище является «развитие качеств личности гражданина, отвечающих национальным государственным интересам России, формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации».
Приоритетными ценностями в воспитании определены: идея российского государственного патриотизма, воинский долг и профессионализм.
Содержание патриотического воспитания реализуется в соответствующих формах воспитательной работы, которые можно разделить на три основные группы:
первая группа включает в себя многообразные формы работы обще патриотического характера, используемые в процессе решения первой задачи. К ним относятся: курсы, кружки, секции, беседы, дискуссии, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими и т.д.
вторая группа обусловлена спецификой частных педагогических задач содержания патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется более выраженной военной и военно-прикладной направленностью. Формы этой группы предполагают, прежде всего, приобретение практических знаний о жизни и деятельности войск, особенностях службы и быта военнослужащих. Это ознакомление в рамках военно-технических кружков, тактических учений, тактико-строевых занятий, военно-спортивных игр, секций по военно-прикладным видам спорта и др. Все это позволяет расширить познания суворовцев по вопросам предстоящей военной службы.
Третья группа патриотическое воспитание через комплексно-комбинированные, интегрированные формы.
Эти формы сочетают в оптимальном виде, как общее, так и специфическое в содержании патриотического воспитания. Это оборонно-спортивные оздоровительные лагеря, учебно-полевые сборы, патриотические и военно-поисковые клубы, объединения различной военно-прикладной направленности, университеты будущего воина-офицера, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников и другое.
Основными принципами педагогической деятельности по патриотическому воспитанию являются принципы научности, законности, демократизма, приоритетности исторического и культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций, принципы системности, поэтапности и преемственности, учета возрастных особенностей и интересов различных социальных групп, многообразие форм, методов и средств этой деятельности.
С целью эффективной реализации поставленных задач в училище разработана специальная система, всесторонне охватывающая воспитательный процесс в рамках формирования определяющих гражданских принципов и морально-нравственных позиций суворовцев. Данная система с указанием ряда необходимых мероприятий подробно отражена в плане воспитательной работы училища на год.
А ныне перед суворовскими училищами, которые по праву считаются приемниками кадетских корпусов, ставится цель сформировать такой духовный, морально психологический фактор, посредством которого российский народ сделает свою страну действительно великой.