Национальные бытовые предметы казахского народа урок ИЗО 3 класс

СабаKтыS жоспары/ The plan of lesson/ Поурочный план.

К_ні/ Date/ Дата: 24.04.2014г.
Сынып/ Class/ Класс: 3 «А»
П‰н/ Subject/ Предмет: изобразительное искусство
ТаKырыбы/ Theme/ Тема: Национальные бытовые предметы казахского народа.
СабаKтыS маKсатты/ The lesson’s dims/ Цели:
Білімдік/ Еducational/ Образовательная: познакомить учащихся с видами казахской национальной посуды, с их изготовлением, значением в жизни казахского народа; закрепить знания о национальном орнаменте; 
ДамытушылыK/ Developing/ Развивающая: развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству казахского народа, развивать творческие способности, умения работать совместно и коллективно; 
Т‰рбиелік/ Bringing-up/Воспитательная: воспитать интерес к истории своего народа, к ДПИ казахского народа, воспитывать патриотизм
К™рнекі Kaралдар/ Resources/ Оборудование (учителя): ТСО, наглядный материал, шаблоны орнаментов; (ученика): альбом, краски, клей, ножницы
Тип урока: комбинированный
Вид урока: практическая работа
€дебиет/literature/Литература:
1,http://risuem sami.ru/


СабаKтыS барысы /Plan/План занятия:
I. момент.(1мин) II. Психологический настрой (2мин) III. Актуализация знания (5мин) IV. Знакомство с новой темой(8мин) V. Практическая творческая деятельность.(20мин)  VI.Оценивание (2мин)
VII. Итог урока ( 2мин)






СабаKтын барысы / The lessons goings/ Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, садитесь! Проверка готовности к уроку. А сейчас мы проверим всё ли у вас готово к уроку. Я буду читать вам стихотворение, а вы слушайте и проверяйте, всё ли у вас есть на партах.
Чтоб работа закипела.
Приготовьте всё для дела.
Будем рисовать и мастерить.
Всё должно в порядке быть.
Не забудь про карандаш,
Он в труде помощник наш.
Альбом и ластик положи.
В порядке вещи содержи.
Все готовы? Молодцы!

II. Психологический настрой учащихся.
А теперь ребята:
Все друг дружке улыбнулись,
Лень прогнали улыбнулись
Ладошка к ладошке мы вместе дружок
Теперь потихоньку начнём наш урок!
Целиполагание:
Ребята, тема нашего урока «Национальные бытовые предметы казахского народа». Цель нашего урока повторить виды орнаментов, познакомиться с видами национальных бытовых предметов. И задача нашего урока нарисовать «Торсык», с которым мы позже познакомимся. Для этого нам понадобится альбом, карандаш, ластик, шаблон орнамента и краски. А сейчас давайте вспомним и повторим ранее изученную тему.
III. Актуализация знаний
-Давайте вспомним – что такое декоративно-прикладное искусство? 
У: ДПИ – это искусство создания и украшения предметов быта.  - Чем украшали предметы быта казахский народ?
У: орнаментом.  - А что такое орнамент?
У: Орнамент- это симметрический узор, в котором его детали располагаются через строго определённое расстояние. - Какие виды орнамента вы знаете? У: растительный, геометрический, космогонический, животный
А на какой символике Казахстана есть орнамент?
У: на флаге, гербе
Правильно ребята, вы как граждане Казахстана обязаны знать и уважать государственные символы своей страны. Их оскорбление влечёт ответственность перед законом.
IV. Изучение новой темы
Вводная беседа:
– Ребята, как вы думаете, из чего изготавливали посуду казахский народ? Почему?  Посуда казахов была легкая, небьющаяся, из кожи и дерева. Так как казахи вели кочевой образ жизни и степная природа Казахстана не баловала казахов обилием материалов для изготовления различных предметов быта, поэтому в ход шло всё- из костей животных вырезали узоры (для украшения мебели); из рогов- оружия, ножи; из дерева- посуду и мебель; из кожи- головные уборы, тулупы, сосуды для молока к их числу относится и торсык.
 А сейчас давайте мы познакомимся с некоторыми видами национальных бытовых предметов казахского народа. Посмотрите на экран: (слайды) Это казан - занимает одно из важнейших мест среди прочей посуды. Казахи всю еду (кроме кумыса) готовят в казане. В народе его называют не просто казан, а «Kара Kазан» Обратите внимание, кара- переводится чёрный, но в данном случае кара- означает –священный, это слово омоним.  Казан – символ сытой, праздной жизни, с его понятием связаны народные приметы.  Разбить чужой казан, означало разбить семью, перевернуть казан – к голоду и позору. Свой Kазан другим не отдавали – это считалось плохой приметой. ТабаK -плоское блюдо для подачи мяса. Для его изготовления высушенный дуб или березу кипятят в воде, затем выстругивают табаки разных размеров. Большой табак предназначен для уважаемых людей. Украшается табак только узорами, выбитыми на самом дереве, так как его необходимо часто мыть.  Ожау - черпак с длинной ручкой, делают из цельного куска дерева и украшают узорами. На ручке для удобства выпиливают выемку.
Пиала и кесе- использовали для чаепития. 
Торсык - сосуд для хранения кумыса из конской кожи. Торсык использовался не только для хранения, но и для приготовления кумыса. ТорсыK привязывали к седлу. Во время движения напиток внутри взбивался и вкус его становился лучше. 
Посуда была образцом самобытного национального искусства казахов. 
-Теперь познакомившись с торсыком мы будем его сейчас рисовать. Но сначала давайте немного отдохнём. Сделаем разминку.
V. Физкультминутка
Мы руками хлоп хлоп,
Мы ногами топ топ,
Мы плечами чик чик,
Раз сюда и два сюда
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали
Сели встали, сели встали
Словно ванькой-встанькой стали
А потом пустились вскачь
Словно мой упругий мяч.
Раз два, раз два
Вот и кончилась игра!
VI. Практическая творческая деятельность.  Текущий инструктаж
1.Расположите правильно альбомный лист - вертикально.
2. Определите размер своего рисунка. И штриховой прямой линией начертите прямую по середине листа. Это и будет высота вашего «Торсыка».
3. Затем также штриховыми линиями нарисуйте овал на середине прямой линии и большой овал снизу.
4. Нарисуйте ещё одну прямую с одной стороны и вторую с другой стороны до конца большого овала, так чтобы эти линии по бокам обхватили малый овал.
5. Работаем над кругами. Дорисовываем для кругов такие дополнительные узоры наподобие рог.
6.Рисуем крышку для торсыка.
7. Стираем все лишние штрихи.
8. Оформляем «Торсык» с помощью орнамента (шаблон) и подвязки для крышки.
VII.Оценивание.
Рассматривание и анализ готовых рисунков. Оценивание индивидуальное.
VIII. Итог работы
Что сегодня вы нового узнали на уроке?
Довольны ли вы своей работой? А теперь обратите внимание на казахскую пословицу: «Ыдысын к™ріп асын іш» – посмотрев на посуду, определи хозяйку.  Какой вывод можно сделать?
В этой казахской поговорке говорится о том, что посуда всегда должна быть чистая и красивая. Посмотрев на посуду- можно определить кто её хозяйка.

А теперь убираем рабочие места.
Спасибо за урок! До свидания



Подпись кл. руководителя__________
Подпись методиста_______________
Заголовок 315