Программа курса Страноведение. Традиции и обычаи Великобритании.


Пояснительная записка
Программа курса «Страноведение. Традиции и обычаи Великобритании» предназначена для учащихся 7-8 классов (одна группа ) и рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю) в течение одного учебного года.
Курс «Страноведение. Традиции и обычаи Великобритании» рассчитан на учащихся , которые уже владеют умениями и навыками устной и письменной англоязычной речи, а также чтения и аудирования согласно программе средней школы. Данный курс обобщает и систематизирует знания о стране изучаемого языка, полученные в процессе обучения другим предметам. Он способствует повышению познавательной активности школьников, расширению их коммуникативных возможностей, активизации и развитию речевых навыков и способностей, созданию положительных мотиваций.
Спецкурс «Страноведение» направлен на обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения, способствующих более полному учету интересов, склонностей и способностей учащихся, а также направлен на развитие способностей учащихся использовать английский язык как средство образования и самообразования в области культуроведения, страноведения и лингвострановедения, на их художественно-эстетическое развитие при соизучении английского языка и иноязычных культур и на удовлетворение их современных познавательных интересов в страноведческом и культуроведческом освоении мира и коммуникативных потребностей в межкультурном общении.
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Молодым людям, вступающим в жизнь, необходимо, помимо владения иностранным языком, хорошо знать условия жизни и развития, круг проблем, традиции и обычаи той страны, язык которой они изучают.
Основной целью курса является развитие личности учащихся, формирование готовности к участию в межкультурном общении. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
-развивать интерес к познанию и творческих способностей учащихся;
-формировать навыки самостоятельной учебной деятельности ;-овладение системой знаний об иноязычной культуре, ее реалиях, традициях, национальной специфике; развитие умений сравнивать культуру своей страны с ионоязычной культурой и достигать взаимопонимания с ее носителями;
-овладение способами формулирования мысли на иностранном языке и их осознанную дифференциацию для разных условий общения, развитие воображения и обогащение эмоционально – чувственного опыта учащихся;
-воспитание культуры мышления, поведения, формирование системы гуманистических ценностных ориентаций, критическом восприятии зарубежной действительности, развитие умений самоконтроля и самооценки. Знания страноведческого характера также воспитывают в учащихся толерантность и потребность в практическом использовании изучаемого языка.
Ожидаемые результаты
Изучение данного курса предполагает обеспечение развития у учащихся следующих умений и навыков:
- анализировать и сопоставлять культуры разных стран;
-оперировать соответствующими языковыми единицами с национально-культурной семантикой;
-ориентироватья в реалиях страны изучаемого языка;
- достигать понимания в диалоге с представителями указанной культуры;носителями языка;
-участвовать в обсуждениях или дискуссиях на страноведческие темы ;- участвовать в обсуждениях или дискуссиях на страноведческие темы;
-работать с учебной и научной литературой, а также с интернет ресурсами.
Для определения качества знаний по данному курсу предусмотрены следующие формы подведения итогов и промежуточной аттестации:
-самостоятельные и проверочные работы (тесты);
-написание докладов;
-подготовки проектов (в группе);
-развернутые монологические высказывания учащихся по той или иной теме;
-индивидуальные и групповые сообщения;
-конкурсы переводов, сочинения на заданную тему.
Учебно-тематическое планирование
Наименование разделов Общее количество часов В том числе
Теория практика
1 Из истории Великобритании
6 2 4
2 Географическое положение страны, климат, природные ресурсы,экономика страны 6 2 4
3 Политическая система Великобритании
6 3 3
4 Образование
6 2 4
5 Культура.
8 8
6. Праздники и традиции
15 1 14
7. Британский характер
6 1 5
8. Спорт, отдых, увлечения, хобби британцев
6 6
9. СМИ
6 1 5
10. Выдающиеся люди Соединенного королевства.
6 6
11. Презентация работ (итоговое занятие) 1 1
Всего по курсу 72 16 56
Календарно-тематическое планирование

занятия
Дата Тема занятия Количество часов
1
1.1-1.2 Из истории Великобритании.
Лекция «Английский язык –язык международного общения», знакомство с англоязычными странами.
Всего 6
2
1.3 Британская империя. Британское содружество наций. 1
1.4 Римские и норманские завоевания. Король Альфред Великий. Рыцари Круглого Стола. Культурно-исторические вехи распространения христианства. 1
1.5 Основные события (исторический ряд) от средневековья до начала XIX века 2
2
2.1-2.2.
Географическое положение страны, климат, природные ресурсы, экономика страны.
Знакомство с географическим положением страны. Видеофильм о Шотландии, Англии, Уэльсе. Языки. Всего 6
2
2.3 ФЛОРА И ФАУНА. Климат. Природные ресурсы. Деление страны на графства. Интересные факты о стране. Викторина. 1
2.4 Из истории экономического развития страны. Индустриальная революция. Луддиты. Основные отрасли промышленности. Города. Сельское хозяйство.
1
2.5-2.6 Достопримечательности страны. Национальная символика.
2
3
3.1-3.3 Политическая система Великобритании
Монархия. Обзорная лекция. Конституция страны. Всего 6
3
3.4-3.6 Политическое устройство, ветви власти. Парламент. Партии.
3
4.
4.1-4.2 Образование.
Презентация «Английская система образования. Модели образования».
6
2
4.3 Английская школа и школьная жизнь. Частные школы. Права и обязанности английского школьника.
1
4.4
4.5-4.6 Высшее образование Оксфорд. Кембридж. Просмотр DVD фильма.
Жизнь подростков. Проблемы, увлечения. Практическое занятие по заполнению разнообразных форм, относящихся к образовательной сфере.
1
2
5
5.1-5.2 Культура
Музыка. Бенджамин Бриттен. Биттлз. Архитектура. Искусство. Прослушивание музыкальных фрагментов, просмотр слайдов. Всего 8
2
5.3-5.5 Кино. Театр. Международные театральные , фольклорные фестивали. Эдинбургский международный фестиваль. Театр «Глобус», Королевский Шекспировский театр.
3
5.6-5.8 Молодежные субкультуры.
3
6
6.1 Праздники и традиции
Презентация. Основные праздники.
Всего 15
1
6.2-6.3 Панч и Джуди Шоу. Угощения в английском доме. Пудинг и другие национальные блюда , еда к празднику.
2
6.4-6.5 Театральные и религиозные фестивали.
2
6.6-6.8 Рождество. Традиции и обычаи. Рождество во всем мире. Рождественские песни, стихи, забавы, игры.
3
6.9-6.10 Пасха. Традиции и символы. Пасхальные игры, маски, рецепты
2
6.11-6.12 Хэллоуин. Традиции., страшилки, забавы, театр, рецепты. 2
6.13-6.14 Английские замки. Фестивали. Английский паб. 2
6.15 Работа с текстами по тематике.
1
7
7.1 Британский характер.
Мини-лекция «Национальный характер. Кто такие британцы?» Английская вежливость. Приглашение на чай. Всего 4
1
7.2-7.3
7.4 «Мой дом – моя крепость». Английские пословицы и поговорки. Английский дом. Британский английский. Государство «всеобщего благоденствия». Русские и англичане.
2
1
8
8.1-8.3 Спорт, отдых, увлечения, хобби британцев
Англия – родина футбола. Популярные виды спорта. Зимние и летние виды спорта. Уимблдонский теннисный турнир. Всего 6
3
8.4-8.6 Парки и сады Британии. Садоводство. Любовь к домашним животным. Ассоциация бойскаутов и герлгайдов, увлечения для молодых.
3
9
9.1 СМИ
Презентация. Средства массовой информации в Британии. Всего 4
1
9.2 Радио 1
9.3 Телевидение 1
9.4 Пресса 1
10
10.1-10.2 Выдающиеся люди Соединенного королевства
Королевская семья. Принцесса Диана. Просмотр видеофильма. Обсуждение. Всего 6
2
10.3 Королева Виктория. Уильям Шекспир. Королевский Шекспировский театр.
1
10.4 Исторические лица.
1
10.5 Выдающиеся открыватели, изобретатели. Мир науки.
1
10.6 Политические деятели. Лауреаты Нобелевской премии.
1
11 Презентация работ (тема на выбор из курса Страноведение.) Всего 1
Мониторинг образовательной деятельности
В качестве формы контроля уровня достижений учащихся предлагается бально-рейтинговая система оценивания с целью непрерывного процесса овладения ЗУН, активизации дифференцированного подхода, обеспечение ученика постоянной объективной информацией об успеваемости и готовности каждого ученика к занятиям, сравнения уровня знаний. Каждому разделу деятельности соответствует определенное количество баллов.
100-90% «Отлично» (=5)
89-75% «Хорошо» (=4)
74-61 % «Удовлетворительно. Не плохо» (=3)
60 - и менее «Попробуй еще раз» (=2)
Методическое обеспечение
-плакаты по страноведению;
-карты на иностранном языке;
-географическая карта Великобритании и США;
-демонстрационные плакаты для создания тематических экспозиций или теоретическим вопросам лингвистического курса;
- методические и учебные книги;
-дидактические и раздаточные материалы;
-справочная литература лингвистического характера;
-демонстрационные таблицы по грамматике английского языка
- Символика родной страны, стран изучаемого языка;
-пособия по страноведению;
-Набор фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей стран изучаемого языка.(в цифровом виде);
-словари.
Материально-техническое обеспечение
- проектор;
-компьютер;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок;
- стенд для размещения творческих работ учащихся;
- стол учительский  ; -ученические столы 2-местные с комплектом стульев;
- CD для занятий в классе;
- аудиомагнитафон.
Список литературы
Н.М. Дюканова. Поездка в Англию. Учебное пособие. Курс разговорного английского языка. – М., Иностранный язык. ОНИКС, 2000.2) Н.А.Бонк. Учебник английского языка. Часть 2. – Москва, «Деконт» - «ГИС», 1997.3) Р.У.Рум. Великобритания. Лингвострановедческий справочник. – М., «Русский язык», 1980.4) Тимоновская Н.А. Взгляд на Англоговорящие страны: учеб. пособие для учащихся 8-11 кл. и студентов. 4-е изд. – Тула: Автограф, 2000.5) В помощь учителю английского языка (Сборник текстов по страноведению). – Марийский институт образования, 1993.7) Английский язык. Занимательный урок: сб. доп. материалов. 6-7кл. / сост. Е.А. Балк, М.М. Леменёв. – М.: ЭНАС, 2008.8) Ю.Б. Голицынский. Великобритания: Пособие по страноведению – СПб.: КАРО,2010.9) Н.И. Красюк. Английский язык. Повторительный курс. Справ. Пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. 
10)Г.Д. Томахин. Великобритания. Литература. Театр. Кино. Музыка. Танец. Балет. Живопись. Скульптура. Архитектура. Дизайн. СМИ:лингвострановедчсекий словарь. М.:Астрель:АСТ, 2005.
11) В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. О Британии вкратце. – Новая школа. Москва, 1997.
12) В.В. Копылова. Методика проектной работы на уроках английского языка: методическое пособие. – 3-у изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2006.
Приложение 1
Входной тест
What are the colours of the British flag?
a)blue, red, white; b) blue, red, green; c) blue, green, white
2. The head of the country is
a) Prime-minister; b) a king or a queen; c) Parliament
3. The UK is situated on
a) the south-western coast of Europe; b) the west coast of Europe; c) the north-western coast of Europe
4. The UK is separated from the continent
a)by the Irish Sea; b) y the Atlantic Ocean; c) by the English Channel
5. The highest mountain in the UK is
a)Ben Cheviot: b) Ben Loch; c) Ben Nevis
6. A rose is a symbol of
a) Scotland; b) England; c) Wales
7. Which of these cities are in England a) London; b) New York ; c) Oxford; d) Toronto; e) Sydney
8, The population of the UK is
a)over 57 min people; b)over 70 min people; c) over 50 min peoplr 9. The national bird of the UK is
a) a sparrow; b) a robin; c) a starling
10. The longest river in the UK is
a) the Severn; b) the Thames; c) the Spey 11. How many pence are there in 1?
a) 50; b) 100; c) 1000
12. Where can you see ravens in London?
a) Buckingham Palace; b) Westminster Abbey; c) The Tower of London.
13. What do the English often put in their tea a) jam; b) milk. C) fruit14. Which holiday is on 25th December a)St. Valentine`s Day; b) Easter; c) Christmas;
15 Which holiday is on 31st OctoberHalloween; b) Christmas; c) Easter
16 . Taxis in London are usually
green; b)yellow; c) black
17. Who rote “The Tale of Peter Rabbit” ? a) Hogarth; b) Beatrix Potter; c) Lewis Carrol
18. The British like
a)to wear their national dress; b) to discuss private life; c)quiet polite behavior
Приложение 2
Лист достижений учащегося
Темы Проект
Полнота раскрытия темы грамотность оригинальность Самостоятельность выполнения ИТОГ
1 2 3 4 …