Творческий отчет из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Основная общеобразовательная школа №1» г.Таштагола Кемеровской области Казанцевой Ольги Федоровны

Творческий отчет из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Основная общеобразовательная школа №1» г.Таштагола Кемеровской области Казанцевой Ольги Федоровны
Стаж педагогической работы- 32 года, 1квалификационная категория


Организация предшкольной подготовки детей «Первые ступеньки в страну знаний»
(продолжение 1.)
1 этап
(С чего все начиналось)
Ожидаемый результат:
 
1. Родители:
осознанный выбор программы и школы;
 2. Ученик:
легко адаптируется к школьной жизни;
умеет договариваться;
обмениваться мнениями;
-умеет высказывать свою точку зрения.
 Я - учитель начальных классов. А начальная школа - это первая и, пожалуй, самая главная ступенька в новой жизни маленького человека. Это своеобразный трамплин, который даёт ребёнку старт во «взрослую жизнь». Ведь от того насколько успешным будет этот старт, будет зависеть и дальнейшее обучение маленького человека. Поэтому мне, как никому другому, необходимо постараться как можно ярче и сильнее зажечь в душе маленького человека ту искорку, тот огонёк, который впоследствии превратится в пылающий костёр познания и изучения окружающего мира, станет его путеводной звездой.
   2010 год в России был объявлен Годом Учителя. Президент отметил, что школьное образование представляет собой длительный этап в жизни каждого человека и является решающим как для индивидуального, так и для долгосрочного развития всей страны.  Им была предложена образовательная стратегия «Наша новая школа». Её составляющими являются пять направлений. Одно из них - это ключевая роль учителя в школе, он должен внимательно и уважительно относиться  к ученикам, помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Для этого учитель должен распахнуть своё сердце детям.
   И как писал К.Д.Ушинский: «Учитель – это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно».
  Я считаю, что учитель является и наставником. Он не только даёт детям знания, но и воспитывает их. Но чтобы добиться результата нам необходимо стать другом для ученика. Мы учим детей четыре года.  За это время учитель отдаёт частицу тепла и любви.
  Ребёнок приходит в школу, для него начинается новая жизнь, полная чудес, открытий, трудностей и проблем. Как помочь ему освоиться в новом для него мире? Как учителю удержать интерес к учёбе? Как сделать так, чтобы школьные годы остались в памяти светлого периода в жизни ребёнка?
  На всю жизнь детям запоминается первая линейка, первый звонок. Но самое главное – это добрый взгляд и ласковая улыбка первой учительницы. Я думаю, что учителю надо много работать над собой, чтобы уверено войти в класс и сказать: «Здравствуйте, дети! Я ваша первая учительница» Нас часто называют «второй мамой», «школьной мамой». И эта «мама» должна быть строгой и доброй, требовательной и весёлой. И это помогает создавать тёплый, душевный микроклимат в классе. Первая учительница оставляет в душе ребёнка глубокий след.
   Многие дети начальной школы хотят быть похожими на учителя. И как писал Д.Б. Эльконин: «Для ребёнка образец имеет огромное значение, так как становится образом собственного будущего».
   К нам дети идут с любыми вопросами. Мы всегда должны их поддержать добрым словом, всё объяснить, понять, посоветовать, быть приветливым и ласковым, уметь подобрать ключик к сердцу каждого ребёнка. Победа ребёнка становиться и победой учителя, его радость – радость учителя.
 
   Четыре года пролетают быстро, незаметно взрослеют дети, но они не забудут начальную школу и первую наставницу, которая учила их жить с открытой душой.
  Отношения учителя и ученика – это радостная дружба и доверие. Если ребёнок увидит открытое сердце учителя, то с любопытством и интересом войдёт в этот мир. 
  Входит в класс не ценитель покоя,
  Не  заученных правил хранитель
  Только сердце, пылая любовью,
  Может выстрадать имя «учитель».
     Я считаю, что девизом каждого учителя должны стать слова: «Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь»  Что может быть лучше?  
 
Готов ли ребенок к школе?
      Конечно же, родителям дошкольника хотелось бы знать, на сколько их ребенок подготовлен к школе. Для выявления уровня такой подготовки проводила небольшую беседу, в которую включала приведенные ниже задания: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]проверка мелкой моторики рук.
      Во время беседы четко формулировала вопросы, давала время для их обдумывания, часто хвалила ребенка, не ругала его, если он не смог ответить или дал плохой ответ.
     Такое собеседование проводила заранее, где-то за полгода до поступления в школу (запись детей в школу начинается с 1 апреля). В этом случае у меня была возможность ликвидировать пробелы в знаниях и повысить уровень готовности ребенка к обучению.
Беседа по вопросам
      В начале беседы задавала ряд вопросов, которые помогали определить, как ребенок ориентируется в окружающем, определяла его запас знаний и отношение к школе.
Назови свою фамилию, имя, отчество.
Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
Сколько тебе лет?
Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
Кем работают твои родители?
У тебя есть сестра, брат?
Как зовут твоих друзей?
В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
Назови дни недели, времена года.
Какое сейчас время года?
Чем отличается зима от лета?
В какое время года на деревьях появляются листья?
Каких домашних животных ты знаешь?
Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
Ты хочешь учиться в школе?
Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
Зачем надо учиться?
Какие профессии ты знаешь?
Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
Оценка результатов. Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович. Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.      Если ребенок ответил правильно на 20 – 19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18 – 11 – о среднем, на 10 и менее – о низком.
Давала рекомендации родителям: Постарайтесь фиксировать внимание ребенка на том, что он видит вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. Добивайтесь подробных и развернутых рассказов. Чаще читайте ребенку детские книги и обсуждайте с ним прочитанное.

Диаграмма результата собеседования с детьми, которая помогла определить, как ребенок ориентируется в окружающем мире, определения его запаса знаний и отношений к школе
Всего опрошенных детей-25человек
Высокий уровень- 5ч. 20-19 правильных ответов
Средний уровень- 13ч. 18-11
Низкий уровень- 7ч. 10 и менее
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Собирание разрезных картинок
      Разрезала картинку по одной из предлагаемых схем. Перемешивала полученные части и предлагала ребенку собрать сломанную картинку. При этом не произносила название получаемого изображения.
Вариант высокой трудности

Упрощенный вариант





Оценка результатов. Высокий уровень – все картинки собраны, средней уровень – собрана вторая картинка (упрощенный вариант), низкий уровень – картинки собраны неверно.
Рекомендации родителям. Привлекайте ребенка к занятиям рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием из различных «Конструкторов».
Диаграмма «Собирание разрезных картинок»
Выполняли задания-23 человека
Высокий уровень-14 человек
Средний уровень-9 человек
Низкий уровень-0 человек
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Исследование восприятия
Из каких геометрических фигур составлены эти рисунки?

      Для выявления уровня избирательности внимания ребенку предлагала найти только круг, только треугольник.
Оценка результатов. Высокий уровень – ребенок правильно нашел и назвал все фигуры, средней уровень – ребенок допустил 3-4 ошибка, низкий уровень – ребенок допустил 5 и более ошибок.
Диаграмма исследования восприятия
Всего-18 человек
Высокий уровень-6 человек
Средний уровень-10 человек
Низкий уровень-2 человека
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Рассказ по картинкам
      Клала перед ребенком в произвольном порядке 3 – 4 картинки, связанные единым сюжетом. Затем предлагала ему разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.
Пример 1.





Пример 2.





Оценка результатов. Высокий уровень - правильное расположение картинок и правильное описание событий, средней уровень – ребенок правильно расположил картинки, но не может составить грамотный рассказ, низкий уровень – случайная последовательность картинок.
Рекомендации родителям. Для развития связной речи научите ребенка давать полный ответ на поставленные вопросы, просите его пересказывать прочитанные ему рассказы, сказки, просмотренные фильмы и мультфильмы.
Понимание грамматической конструкции
     Произносила предложение: «Девочка пошла гулять после того, как посмотрела мультфильм». Затем задавала вопрос: «Что девочка делала раньше – гуляла или смотрела мультфильм?»
Что лишнее?
            Показывала ребенку карточку и задавала следующие вопросы:
Что здесь лишнее?
Почему?
Как одним словом можно назвать остальные предметы?

Карточка № 1

Карточка № 2





















Проверка мелкой моторики рук
Одной из предпосылок успешного обучения в школе является достаточно высокий уровень развития мелких движений. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно. Для выявления уровня развития мелких движений ребенку предлагала следующее задание:
- Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги.

Оценка результатов. Высокий уровень - отсутствуют выходы за пределы "дорожки", карандаш не более трех раз отрывался от бумаги, отсутствуют нарушения линии. Низкий уровень – имеется три или более выхода за пределы "дорожки", а также имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая или с очень сильным нажимом, рвущим бумагу). В промежуточных случаях результат оценивается как средний.
Рекомендации родителям. Для повышения уровня развития мелких движений полезны занятия рисованием, лепкой аппликацией. Можно рекомендовать нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Диаграмма проверки уровня развития мелких движений
Выполняли задания-21 человек
Высокий уровень- 12 человек
Средний уровень-5 человек
Низкий уровень- 4 человека




13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Проверка чтения
1 вариант. Ребенок не умеет читать, но знает буквы.
1. Показывала ребенку карточку с буквой и спрашивала, какая это буква.
2. Клала перед ребенком несколько карточек с буквами. Просила назвать букву и показать нужную карточку.
3. Просила прочитать слоги
та, то, ны, ни, ре, ку, по, бу.
2 вариант. Ребенок умеет читать.
Просила ребенка прочитать рассказ, а затем задавала ему несколько вопросов.
Воробей и ласточки.
        Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.
- Кто свил гнездо? - Что сделал воробей? - Кого позвала на помощь ласточка? - Что сделали ласточки?

Речевая подготовка
        К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.
       Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
        В связи с выше сказанным рекомендовано родителям обратить внимание на:
правильность произношения звуков;
умение различать звуки речи на слух;
владение элементарными навыками звукового анализа слов;
словарный запас;
связную речь.
Проверка связной речи
Просила ребенка рассказать, что он видит на картинке.

Обращала внимание, что ребенок должен не только перечислить увиденные им предметы, а назвать время суток, дать имена, объяснить, что делают люди.
Исследование словарного запаса
1. Название предметов, относящихся к разным группам, например: деревья, цветы, овощи, мебель.
2. Нахождение общих названий для группы предметов (чашка, стакан, блюдце - посуда).
3. Подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый (лимон).
4. Подбор действий к предмету (птица ..., собака ...).
5. Подбор предметов к действию (лает ..., мяукает ...).
6. Подбор слов, близких по значению: хороший - приятный.
7. Подбор слов противоположных по значению: хороший - плохой.
Задания на выделение признаков предметов
1. Что можно сказать о форме, цвете, вкусе лимона, арбуза, яблока, помидора, груши.
2. Назови несколько признаков слов: телевизор, радио, диван, ручка, карандаш, фломастер.
Математическая подготовка
На момент поступления в школу, ребенок должен уметь:
считать в пределах 10 (прямой и обратный счет);
уменьшать и увеличивать число на 1;
сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число предметов;
сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, весу;
размещать предметы в порядке возрастания, убывания;
различать цвет и форму предметов;
различать геометрические фигуры;
ориентироваться на листе бумаги.
С целью развития мышления детей можно использовать приведенные ниже задания: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Счет в пределах 10
1. Что больше 7 или 4, 2 или 5.
2. Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.
3. Мама испекла пирожки. Дима взял 2 пирожка с капустой и столько же с мясом. Сколько пирожков взял Дима?
4. В гараже стояло 7 машин. Уехала 1 машина. Сколько машин осталось?
5. Дети надули 10 воздушных шариков. 2 шарика лопнули. Сколько шариков осталось
Задачи на нахождение одинаковых свойств предмета
Предлагала ребенку отыскать два одинаковых предмета.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Задачи на нахождение различных свойств предмета
Предлагала ребенку найти предмет, фигуру, отличающуюся от других и обосновать свой выбор.
1.
2.
3.
4.
5.

Игра "Что лишнее?"
Задание 1.
Ребенку предлагала ответить на следующие вопросы:
- Какая геометрическая фигура лишняя? - Почему?
1.
2.
Задание 2.
Ребенку предлагала ответить на следующие вопросы:
- Что лишнее? - Почему? Назови отличительный признак. - Как одним словом можно охарактеризовать оставшиеся предметы?
1.

2.

Задание 3.  Развитие воображения.
А как вы думаете, что это такое? На что может быть похоже?



 
Задачи на поиск недостающих фигур
Из пронумерованных фигур выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса.
Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3






Начало формы
Конец формы
Задачи на количественные и качественные соотношения предметов
1. Покажи на картинке самое большое, маленькое дерево.

2. Какая рыбка плывет глубже других?

3. Покажи самый короткий, длинный карандаш.

4. Покажи картинку, на которой зеленый кубик находится впереди синего кубика.

Счет в пределах 10
Задание 1.
Просила ребенка посчитать, сколько предметов на картинке и раскрасить кружок с нужной цифрой.
1.
2.
Задание 2.
Сколько треугольников изображено на чертеже?

Задание 3.
а) Нарисуй столько зеленых кружочков, сколько ножек у стула. б) Нарисуй столько синих палочек, сколько пальцев на левой руке. в) Нарисуй четыре разноцветных треугольника. г) Нарисуй красным карандашом семь кружков.
Задание 4.
а) Бабушка связала Свете две пары варежек. Сколько варежек связала бабушка? б) В коробке лежали 4 кубика. Один кубик взяли. Сколько кубиков осталось в коробке? в) Купили 3 булочки с изюмом и 1 булочку с повидлом. Сколько булочек купили? г) В корзине сидят котята. У всех котят 5 пар ушек. Сколько котят в корзине?
Умелые ручки
Занятия лепкой, аппликацией, конструированием из различных "Конструкторов", рисованием способствуют развитию у ребенка образных представлений, мелкой моторики, пространственного мышления, фантазии.
Мелкая моторика - это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Развитие мелкой моторики способствует развитию речи, памяти, внимания.

Аппликация
Аппликация - художественное произведение, выполненное путем наклеивания, пришивания бумаги, ткани, соломы, тополиного пуха, сухих листьев и других материалов к основанию из однородного или другого материала.
В работе с детьми дошкольного возраста при помощи аппликации можно организовать увлекательный и познавательный процесс обучения. Например, можно наглядно показать отдельные геометрические фигуры, деление их на части, сложение из них новых фигур.
Инструменты и принадлежности: линейка, угольник, циркуль, чертежные лекала, ножницы, простой карандаш, кисточки для клея, клей (пва), картон, альбом для черчения, цветная бумага.





 
 
 
 

 Закладки для книжек
Образцы закладок


Аппликация из геометрических фигур


Симметричные фигуры
Чтобы получить симметричную фигуру надо сложить лист бумаги вдвое, нарисовать половину фигуры и вырезать по контуру.


Родителям предлагалось несколько простых, но очень эффективных способов развития малыша в игровой, интересной форме, которые можно проводить дома в свободное время.
Бонжур, месье!
    Цель: развитие внимания, памяти, реакции
    Количество игроков: 2-4
    Дополнительно: колода карт
Раздайте всю колоду игрокам и договоритесь, какие действия вы будете совершать при определенной карте. Например, в нашей игре, увидев валета, мы должны были воскликнуть "Бонжур, месье!", если видели даму - "Бонжур, мадам!", короля - "отдать честь", т.е. приложить руку к голове, а когда выпадал туз - накрыть его ладошкой.
Игру можно упростить: только хлопать рукой по валету. Игроки играют вслепую, т.е. никто не видит своих карт. Кладут свою стопку перед собой и ходят верхней картой, а добытые кладут снизу. Ходит первый игрок, открывает свою карту и кладет на середину стола. Если попалась картинка, играющие выполняют действия, соответствующие этой картинке.
Кто выполнил первым, забирает карты себе. Играющие по очереди открывают по одной карте и кладут их друг на друга посередине стола.
Игра должна проходить в быстром темпе и продолжаться до тех пор, пока вся колода не окажется у одного игрока, а остальные не останутся без карт.
Вам барышня прислала
    Цель: развитие слухового внимания, находчивости
Ведущий начинает с правил: "Вам барышня прислала кусочек одеяла, велела: не смеяться, губки бантиком не делать, Да и Нет не говорить, черное с белым не носить, Р не выговаривать. Вы поедете на бал?" После этого ведущий задает разнообразные вопросы игрокам, а те отвечают, пытаясь не нарушить оговоренные правила.
Рисунок на спине
    Цель: развитие тактильных ощущений, внимания
Тупым концом карандаша рисуете на спине ребенка геометрическую фигуру, букву или цифру. Ребенок должен угадать, что вы нарисовали. Можно поменяться, и тогда вы будете угадывать рисунок. Детям всегда интереснее играть из разных ролей.
Летела корова
    Цель: развитие устойчивости и переключения внимания.
Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стих, в такт хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?
Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово. Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова, следующий вторую, и так до конца. Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.
Волшебное слово
    Цель: развитие внимания, вежливости
Ребенок внимательно слушает то, что вы ему говорите. Но выполняет он только те просьбы, в которых есть волшебные слова. Например: Сделай три хлопка руками, подпрыгивая на левой ноге. - Пожалуйста, подними руки вверх! Выполнить нужно вторую просьбу.
Ребенок тем самым оказывается в положении взрослого, который приучает вас быть вежливыми.
Солдат и тряпичная кукла
    Цель: релаксация, саморегуляция
Детей нужно обязательно учить чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Это развивает их возможность контролировать себя.
Предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу - вытянувшись в струнку и замерев. Потом вы произносите следующую команду - "тряпичная кукла". Дети должны максимально расслабиться, представить, что их тело мягкое, податливое, руки болтаются, спина немного наклонена вперед. Чередовать необходимо несколько раз и заканчивать на стадии расслабления.
Работа со сказками
Обязательно читайте вместе с детьми сказки и детские истории. Обсуждайте и пересказывайте прочитанное. Придумывайте новые окончания известных сказок. Сочиняйте свои собственные коротенькие сказки и истории. Рисуйте иллюстрации к сюжетам. Это очень хорошо отражается на общем уровне развития ребенка, его воображении и на Ваших с ним отношениях.
Кроме этого, старайтесь как можно больше играть с детьми в обычные доступные игры - домино, лото, шашки, шахматы, собирайте пазл, конструкторы, лепите из глины и пластилина. Развитие психомоторики существенно облегчит задачу обучения письму.
Главное, чтобы ребенку было весело и интересно. Тогда это обязательно пойдет на пользу!

С сентября 2008года в нашей школе начались бесплатные подготовительные курсы для будущих первоклассников. Проводились они по субботам, в дневное время, было проведено 32 занятия .Детям занятия очень нравились, они с желанием занимались, узнавали новое, общались с детьми и учителем. За это время мною была проведена различная работа: тесты с детьми, тесты с родителями, составлены различные диаграммы, которые помогли мне в дальнейшей работе.
Фрагменты нашей работы:



Нам занятия нравятся!

В уголке для родителей, будущих первоклассников постоянно вывешивались различные рекомендации, которые заинтересовывали родителей.
Рекомендации по проведению занятий

Для достижения положительного результата необходимо выполнение следующих условий:
Занимайтесь с ребенком систематически.
Продолжительность занятий с ребенком 5 - 6 лет не должна превышать 20 минут в день.
Занятия лучше проводить в виде игры.
Во время занятий будьте терпеливы, не ругайте и не наказывайте малыша за допущенные ошибки, помогайте ему их исправить, чаще хвалите его.
Степень сложности заданий нужно постоянно увеличивать.
Приучайте ребенка выполнять работу до конца, аккуратно, правильно.

Список документов

При записи ребенка в 1 класс необходимо представить следующие документы:
заявление одного из родителей или другого законного представителя ребенка (заполняется в школе);
паспорт одного из родителей и его копию;
свидетельство о рождении ребенка и его копию;
медицинскую карту;
2 копии медицинского полиса;
2 фотографии 3х4.
Если есть:
Свидетельство многодетной или одинокой матери (копию).
Свидетельства о рождении всех детей (копии).
Свидетельство о разводе (копию).
Свидетельство о потере кормильца (копию).
Свидетельство об инвалидности ребенка или родителей (копию).

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 141513 EMBED PowerPoint.Slide.12 141513 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКА К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно: ( мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой; ( умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном; ( причёсываться (своей расчёской); ( мыть ноги перед сном тёплой водой; ( утром и вечером чистить зубы; при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не( болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу; ( пользоваться носовым платком; ( быстро одеться, раздеться, убрать постель; ( содержать в чистоте и порядке игрушки и книги; ( содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ; ( при входе в помещение вытирать обувь; ( переодеваться в домашнюю одежду и обувь; ( при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.


(См. продолжение 2.)
Диаграмма 58Root Entry