Урок-игра Что, Где?, Когда? Имя существительное.


Урок-игра « Что? Где? Когда?» на тему
« Имя существительное».
Цель:-  повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное».Задачи:
Образовательные:- актуализировать знания детей об имени существительном;
Развивающие:
развивать умения различать имена существительные по грамматическим признакам; умения склонять имена существительные, определять падеж имен существительных, род, число;
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группе;
развивать умение объективно оценивать свои знания;
содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти;
создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски.
Воспитательные:-воспитывать у учащихся бережное отношение к русскому языку;-воспитывать чувство сотрудничества и коллективизма;-воспитывать внимательность.
Планируемые результаты:
предметные:
определять грамматические признаки имен существительных;
изменять имена существительные по падежам, числам;
определять падеж и число имен существительных по вопросам;
определять постоянные и непостоянные признаки имени существительного;
определять склонение, род, число;
уметь проводить морфологический разбор существительного, а также синтаксический анализ предложения.
метапредметные:
понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.
личностные:
мотивировать себя на изучение русского языка.
Формируемые УУД:
познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;
коммуникативные — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
регулятивные — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, карточки, презентация, музыкальное сопровождение, чёрный ящик.
Методы и формы обучения:
Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.
Формы:  фронтальная, групповая.
Оборудование: карточки, презентация, музыкальное сопровождение, чёрный ящик.
Ход урока
Организационный момент.(муз.сопровождение, с передачи «Что?Где?Когда?)
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с Вами необычный урок, у нас присутствуют на уроке гости, давайте поприветствуем дорогих гостей своими улыбками!
-И чтобы нам с вами настроиться на урок, я попрошу Вас всех подойти ко мне!
- Сейчас мы поиграем в такую игру, которая называется Цифра «три», посмотрим кто из вас самый внимательный и ловкий!
- Перед Вами конверт: его можно взять только после того, как будет произнесено слово «три»:
Как услышишь слово «три»,
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбёшек мелких увидали,
Да не одну, а целых… пять.
Мечтает парень закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команды «раз, два… марш!»
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи.
Ты их получше повтори
Разок, другой, а лучше… десять.
Однажды поезд на вокзале
Нам три часа пришлось прождать.
Ну что ж, друзья, вы конверт не брали,
Когда была возможность брать?
-Ребята, вот такой дружной командой я желаю нам провести урок!
- Спасибо, молодцы! Присаживайтесь!
2. Сообщение темы урока.
-Ребята разрешите мне, открыть этот конверт и прочитать то, что в нём написано.
Знаю я теперь отныне- 
Есть одно такое имя - 
Назовет любой предмет 
И на все нам даст ответ. 
Это главная часть речи, 
Обозначает все на свете, 
Без нее никак нельзя. 
... ура!
Ответ: Существительным 
- Скажите пожалуйста, а какие слова в этой загадке помогли Вам так быстро отгадать эту часть речи?
- Как Вы уже догадались, тема нашего сегодняшнего урока……(имя существительное)
- Какая цель сегодня будет у нас на уроке, как Вы думаете? (повторить и закрепить знания об имени существительном)
- Что может обозначать имя существительное? (Предмет, явление природы, чувство)
- Кто мне расскажет правило, что такое имя существительное?- Молодцы, всё верно!
3. Актуализация знаний по пройденным темам.
- Ребята, ну что приступаем к заданиям! И так, я попрошу первого участника, начать нашу игру.
Род имён существительных.- Как определить род имени существительного? (По окончанию и вспомогательным словам). Вывод: имена существительное не изменяются по родам, некоторые имена существительные могут быть общего рода. Это постоянный признак имён существительных.
-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Эстафета» Цель игры: Закрепление умения изменять существительные по родам. (ученики работают по карточкам) (слайд 3,4,5)
Число имён существительных.
Какие имена существительные употребляются в единственном числе?( Те, которые обозначают один предмет).Какие имена существительные употребляются во множественном числе?( Те, которые обозначают несколько предметов).
Вывод: имена существительные изменяются по числам, есть имена существительные, которые имеют форму только единственного и множественного числа. Признак этот - непостоянный.
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Не ошибись» Цель игры: Закрепление умения изменять существительные по числам, развивать внимание, быстроту мышления. Закрепление учебного материала через игровую мотивацию. (ученики работают по карточкам) (слайд 6,7)
3) Что такое склонение?(Склонение – это изменение существительных по падежам.)
А, что же такое антонимы?
Антонимы - это слова противоположные по значению и написанию.
-С вами играет директор школы Людмила Александровна Максименко. Внимание: видеовопрос!
Ложь - (правда);
Лень - (трудолюбие);
Грубость - (ласка);
Поражение - (победа);
Агрессия-(трудолюбие).
Вывод: К первому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями а, я. Ко второму склонению относятся имена существительные среднего с окончаниями о, е и мужского рода без окончания. К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце.(слайд 8,9,10,11)
4. Прежде чем перейти к заданию у меня к вам   «грамматическая» загадка, подумайте и ответьте.
1) В китайском – их нет, в английском языке их – 2, в марийском - 9, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. (Падежи)
- Что вы знаете о падежах имён существительных?  (имена существительные изменяются по падежам, у каждого падежа есть свои вопросы, вспомогательные слова, предлоги; все падежи, кроме именительного – косвенные, также есть существительные, которые не склоняются по падежам, их называют несклоняемые имена существительные, они имеют для всех падежей одну и ту же форму, не имеют окончания-всё слово основа, падеж можно определить, только в тексте)
- С вами играет завуч нашей школы Ирина Николаевна Костюкевич.
Внимание: ведеовопрос!
- Здравствуйте, уважаемые знатоки! За годы учебы в начальной школе вы многое узнали об имени существительном. Покажите свои умения. Определите падеж существительных, скажите, что обозначает данное выражение:
Клевать носом (Т.п.)
Встать с левой ноги (Р.п.)
Делать из мухи (Р.п.) слона (Р.п.)
Плечом к плечу (Т.п) (Д.п.) (слайд 12,13,14,15)
Физминутка- Ребята, давайте немного отдохнём. Итак, внимание «Чёрный ящик». С вами играют родители, мама Ноговицыной Любови, Ольга Леонидовна Ноговицына. (слайд 25)
5. - Прочитайте со мной эти слова кошка Мурка, пёс Барбос, попугай Кеша, город Москва, богиня Афина.
-Ребята как вы думаете, какой признак имени существительного я зашифровала в этих словах?
-(ученики) Имя собственное и нарицательное.
-Ребята, а кто мне напомнит, как пишутся имена собственные и нарицательные?
-Сейчас мы с вами снова поиграем в игру, которая называется « Найди свою группу» Цель игры: Развитие быстроты мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию. (работа по карточкам) (слайд 16,17)
Вывод: Имена существительные могут быть как собственные, так и нарицательные, собственные пишутся с заглавной буквы, а нарицательные со строчной.
6. - Посмотрите на слайд и сравните эти две картинки! ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ?(ДОМ И ЛЮДИ)
-На первой картинке, существительные, которые отвечают на вопрос кто?(одушевлён.)На второй существительные, которые отвечают на вопрос что?(неодушевлённые)
- Игра « Слово в слове» Цель игры: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление различия одушевлённого предмета от неодушевлённого.(слайд 18,19, 20)
Вывод: имена сущ. одушевлённые отвечают на вопрос кто. Неодушевлённые на вопрос что. Этот признак - постоянный.
7. - Ребята, вы любите мультфильмы? А как вы думаете, они нас учат хорошему или плохому? Приведите пример какого либо мультфильма, который учит нас чему-нибудь хорошему? Сейчас перед вами будет видеоролик, послушайте его внимательно!
- Скажите пожалуйста, какой ключевое слово в этой песне? Верно- это дружба. Что для вас значит дружба? Между кем может быть дружба? А мы с вами дружные? А как проявляется наша дружба в классе? Спасибо за ответы!
- А сейчас я попрошу вас, провести морфологический разбор слова дружба. Но перед этим, -давайте вспомним, структуру проведения морфологического разбора имени существительного?
Часть речиЧасть речи слова дружба — имя существительное.
Морфологические признаки
Начальная форма: дружба .Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение;
Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.
Синтаксическая рольМожет быть различным членом предложения. (слайд 21,22)
4. Итог урока.
-Ребята, сегодня мы с вами проделали огромную работу, мы повторили всё об имени существительном и сейчас мне бы хотелось, чтобы вы подвели итог проделанной вами работы..- Как вы думаете, зачем нам нужна была на уроке лестница успеха?
-Ребята, вы знаете, что 2017 год, объявлен годом экологии, я надеюсь каждый из вас в этом году со своей семьей посадит своё дерево, а сегодня на уроке мы с вами посадили свое дерево, дерево знаний. У вас на руках листочки от этого дерева, красный листочек, зелёный листочек, желтый листочек, оцените себя пожалуйста.
- Молодцы! Спасибо!
-Итак, по результатам игры до флажка дошла …(первая или вторая команда, награждение грамотами)
- Мы вас поздравляем! Вы работали дружно, активно, а главное уважали друг друга и прислушивались к мнению своих товарищей. Спасибо вам за урок, до свидания!