Открытый урок по музыке в 1 классе Тема: «Три кита в музыке»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15
г. Элиста, п. Аршан, ул. Молодежная,15
тел:6-01-75, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









Открытый урок по музыке в 1 классе

Тема: «Три кита в музыке»











Учитель музыки
МБОУ «СОШ №15» п. Аршан
Дорджиева Г.Х.














г. Элиста-2015
Урок музыки в 1-м классе
(I-я четверть)
Учитель:
Дорджиева Г.Х.


Тема:
«Три кита в музыке»


Цель урока:
Ознакомить учащихся со спецификой урока музыки.
Научить простейшим приемам вокально-хоровой музыки.
Развитие творческого воображения.
Освоение знаний о воздействии музыки на человека.


Задачи:
Обучающие – пробуждать у детей желание активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока.
Развивающие – способствовать расширению кругозора, развивать детский голос, стремление петь в коллективе.
Воспитывающие – прививать музыкальный вкус, интерес и любовь к музыке и музыкальным занятиям.


Оборудование:
- мультимедийный проектор ;
- музыкальный инструмент – фортепиано;
- музыкальный центр;
- персональный компьютер;
- презентация слайдов к уроку;
- портрет композитора П.И. Чайковского;
- репродукция картины Левитана «Осень»;
- песня «Веселый музыкант» - А. Филиппенко;
- П.И. Чайковский «Сладкая греза»;
- песня «Веселые путешественники»;
- р.н.п. «Камаринская»;
- учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка» - 1 класс;
- рабочая тетрадь к учебнику;
- фонохрестоматия к учебнику.

Ход урока
Учитель
Здравствуйте, ребята!

Дети
Здравствуйте

Учитель
Я очень рада приветствовать Вас в музыкальном классе СШ № 15. На прошлом уроке при проверке, есть ли у Вас фантазия, выяснилось: 5 человек набрали 10 очков, 5 человек 8 очков, 8 человек 5 очков.
У первых 5-ти человек очень бурная фантазия, у 5-ти следующих фантазия не из самых слабых. 8 человек – реалисты, в облаках не витают, но им не мешало бы почаще встречаться с искусством. И ещё, оказалось, что не все дети любят музыку.
Попробуйте, ребята, представить себе человека, который не любит музыку. Какой он на вид? Какой у него характер? А настроение? Давайте выполним такое задание: нарисуйте двух человечков: один – любит музыку. Каким Вы его представляете?
Второй – не любит музыку. Каким должно быть у него лицо?
(На столе заранее приготовлены листочки, карандаши, фломастеры).
Любит музыку 2. Не любит музыку


Учитель
Есть у нас дети в классе, которые хотят быть похожими на первого человечка? А на второго? Настроение имеет очень большое значение? Подберем для него соответствующие песни.
(Дети исполняют песню А. Филиппенко «Веселый музыкант» и изображают тот инструмент, о котором поют)

Дети
В первом куплете мы узнали песню. Музыка звучит в исполнении скрипочки плавно, напевно, под нее можно петь.
Во втором куплете весело, задорно играет балалайка. Под неё можно танцевать. Значит этот «кит» -танец.
В третьем куплете бодро стучит барабан. Под него можно маршировать. Этот «кит» - марш.

Учитель
А сейчас послушаем музыку. Сумейте определить какой это «кит» и какое у вас появится настроение?
Какое чувство вы испытываете?
(звучит русская народная песня «Камаринская»)

Учитель
Какого «кита» вы встретили?

Дети
Этот «кит» - танец. Музыка веселая, такое ощущение, что ноги сами идут в пляс. Настроение приподнятое, музыка вызывает улыбку, радость.

Учитель
А звук, заметили какой? Тихий, успокаивающий или громкий, взбадривающий?

Дети
Музыка громкая, зажигательная, бодрая.

Учитель
Название «Камаринская» произошло от слова «выкомаривать», т.е. показывать разные танцевальные коленца.

Учитель
Нарисуйте лицо с таким настроением, которое появилось у вас. (Дети рисуют лица, а учитель показывает самые удачные рисунки, комментируя настроения этих рисунков)

Учитель
Существует бесконечное множество оттенков чувств и настроений. Иногда чувства называют эмоциями. Их разделяют на положительные и отрицательные, т.е на хорошее и плохое настроение, и они всегда вызывают в нашей душе волнение.
Я приготовила для вас игру. Буду называть слова прилагательные, обозначающие чувства, а вы назовете противоположные по смыслу.

Учитель
Дети

Довольное
Доброе
Слабое
Веселое
Будничное
Взволнованное
Недовольное
Злое
Сильное
Задумчивое
Праздничное
Спокойное


Учитель
А сейчас ещё одно произведение П.И. Чайковского.
Попробуйте понять, какое настроение композитор отразил в этом произведении? (звучит «Сладкая греза»)

Учитель
Какое настроение передает это произведение?

Дети
Мечтательное, задумчивое. Человек вспомнил о чем-то хорошем, приятном. Музыка звучит как песня.

Учитель
Настало время закрепить ваши знания о динамике (силе) звука, о чувстве. Я вам буду показывать карточки, на которых нарисованы «лица-солнышки», но у них будут разные выражения, обозначающие разные настроения. Вы покажете мимикой своего лица эти настроения и охарактеризуйте их.
(Дети дают определения мимикой лица и словами).
Радость 2. Грусть 3.Задумчивость





Злость 5. Удивление
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Учитель
Ну вот, вы немножко разобрались в эмоциях и чувствах. Дальше все больше и больше будем узнавать нового о «трех китах».

Учитель
Основой всех крупных произведений являются «три кита».
В дальнейшем «киты» приведут нас в балет, в симфонию, в музыку, написанную для любых инструментов, для оркестров, солистов и хоров, для театральных спектаклей и кинофильмов.
(Учитель показывает карточки).

ПЕСНЯ



ОПЕРА


ТАНЕЦ



БАЛЕТ


МАРШ



ОПЕРА БАЛЕТ

Учитель
Настало время закрепить ваши знания.
(Дети рисуют в своих тетрадях «лица-солнышки».

Учитель
Что нового мы узнали о «трех китах»?

Дети
«Киты» бывают веселые и грустные. У них меняется настроение, их музыка звучит то тихо, то громко, то плавно, то быстро. И ещё – они умеют чувствовать, как люди.

Учитель
(Выход под музыку «Весёлые путешественники»)

Учитель
Дома поговорите с мамами, бабушками. Может быть они вас что-нибудь расскажут о «трех китах».
До новой встречи!

Литература:
Музыка (Учебник для учащихся 1 класса) автор Критская, Сергеева, М., «Просвещение»-2007г.;
Уроки музыки 1 класса (Пособие для учителя), М., «Просвещение»-2007г.;
Музыкальные словари.












Рисунок 7