Мастер-класс Лингвистический анализ текста. Интеллектуальная игра: Что? Где? Когда?Подготовка к ГИА по русскому языку

Автор методической разработки:
Колотова Жанна Андреевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Яркульской СОШ Купинского района

Тема. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Лингвистический анализ текста. Подготовка к Государственной итоговой аттестации.

Тип урока – урок-практикум (игровая форма).

Цели и задачи:
обучение лингвистическому анализу текста;
развитие умений и навыков при выполнении тестовых заданий,
при написании сочинения-рассуждения;
повторение изученных орфограмм и пунктограмм.
Ход урока.
I. Приветствие. Знакомство.

II. Работа по теме.
1. Беседа.
- Любите ли вы смотреть телевизионные передачи?
- Какие программы вас привлекают?
Учитель:
Добрый день, дорогие друзья! Мы сегодня с вами проводим интереснейшую встречу – встречу с загадочными вопросами, на которые вы – да, да, вы сами – ответите, я в этом уверена. Сегодня мы с вами играем в «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Но наша игра – немного необычная. Если в её телевизионном варианте знатокам предлагаются вопросы, требующие знаний в различных отраслях, то мы сегодня сузили круг вопросов. Наша сегодняшняя игра называется «Лингвистический анализ текста». Ведь не зная отдельных вопросов, нельзя считать себя по-настоящему образованным человеком.
В нашей игре сегодня принимает участие команда в составе
_________
_________
_________
_________
_________
_________
И капитан команды ________
А теперь о правилах нашей игры. Они просты: в игре принимают участие 14 вопросов. На то, чтобы найти ответ, нашим знатокам отводится одна минута. Если вдруг вы абсолютно уверены, что знаете ответ – можете сразу и ответить. В том случае, если ваша версия совпадает с правильным ответом, вы получите дополнительную минуту и сможете впоследствии использовать оную в любой момент игры. Но если ваш ответ окажется неверным, увы, вы теряете очко. Внимание, зрители и болельщики! За подсказку команда наказывается – ей засчитывается поражение за данный вопрос. Но, уважаемые знатоки, один раз за игру вы можете воспользоваться помощью зрителей, и за минуту они вам могут предложить свои варианты ответа на каверзный вопрос, а уж вам останется только выбрать
Правила понятны? Тогда мы начинает нашу игру, посвящённую русскому языку.
Сегодня на уроке русского языка, готовясь к Государственной итоговой аттестации, мы поработаем над текстом. Вам будет предложено ответить на вопросы из различных разделов русского языка. Задания распечатаны на разноцветных листочках. Цвет карточки соответствует одному из разделов. Текст у вас на игровых столах. Давайте познакомимся с ним (читает один из учеников).
























Прочитайте текст и выполните задания

(1)Илья и Саня вместе учились с первого класса. (2)Миха попал к ним позже. (3)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления.(6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.
(10)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим. (11)Стриженая голова, отливающий красным золотом кривой чубчик, даже глаза с оранжевым переливом. (12)К тому же – очкарик.
(13)Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене. (14)И даже не сами заводилы, Мурыгин и Мутюкин – те не снизошли, – а их подпевалы и подвывалы. (15)Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель, достал платок, чтобы стереть кровь, и тут из портфеля высунулся котёнок. (16)Котёнка отобрали и стали перекидывать из рук в руки. (17)Появившийся в этот момент Илья – самый высокий в классе! – поймал котёнка над головами волейболистов, и прозвеневший звонок прервал это интересное занятие.(18)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
(19)На последней перемене главные враги рода человеческого, Мурыгин и Мутюкин, котёнка немного поискали, но вскоре забыли. (20)После четвёртого урока всех отпустили, и мальчишки с гиком и воем рванулись вон из школы, оставив этих троих без внимания в пустом классе, уставленном пёстрыми астрами.
(21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.
(23)Они вышли из школы втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу рбвно интересны. (27)Что-то важное произошло: такая сцепка между людьми возможна только в юном возрасте. (28)Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
(По Л. Улицкой)*

* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.










2.Учитель:
- Итак, запускаем волчок. Он укажет на номер вопроса, в течение одно
·й минуты найдите правильный ответ. (Ребятам предлагается по мере готовности ответить на вопросы.)







































2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Илью, Саню и Миху связала настоящая дружба?»
1)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости.
2)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим.
3)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
4)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу рбвно интересны.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1. (1)Илья и Саня вместе учились с первого класса.
2. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин
3. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.
4. (28)Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Из предложений 18 -21 назовите слово, в котором правописание приставки определяется правилом « перед глухими согласными на конце приставки пишется С».
----------------------------------------------------------------------------------------------
5. Из предложений 1-6 назовите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н».
---------------------------------------------------------------------------------------------------
6. Замените слово «болтали » в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом.
------------------------------------------------------------------------------------------------
7. Замените словосочетание «полотняные салфетки », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Назовите получившееся словосочетание.
-----------------------------------------------------------------------------------------
8. Назовите грамматическую основу предложения 16.

9. Среди предложений 21-25 найдите предложение с обособленным определением. Назовите номер этого предложения.
--------------------------------------------------------------------------------------------
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Назовите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Миха подробно рассказал (1), как утром (2), по дороге в школу (3), вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки (4), собиравшейся его загрызть. Но отнести его домой (5), однако (6), он не мог (7), потому что тётя(8), у которой он жил с прошлого понедельника (9), ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. –

----------------------------------------------------------------------------------------------------
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Назовите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Миха подробно рассказал (1), как утром (2), по дороге в школу (3), вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки (4), собиравшейся его загрызть. Но отнести его домой (5), однако (6), он не мог (7), потому что тётя(8), у которой он жил с прошлого понедельника (9), ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.



13. Среди предложений 21–26 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Задание 13 № [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ответ: 22
14. Среди предложений 4
·10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

13. черный ящик. Творческая работа
Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
------------------------------------------------------------------------------------------------



IV. Рефлексия.



V. Подведение итогов работы.

Ведущий: Закончилась наша игра. Задано 13 вопросов, на _______ из них получены правильные ответы. Но не результат – главный итог нашей игры. Главное в том, что за время нашего с вами общения мы много узнали, приобрели знакомых, друзей, близких. Я надеюсь, вы захотите вновь и вновь поиграть в увлекательную игру, имя которой – «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?». До новых встреч за нашим игровым столом. Всего вам доброго!

VI. Награждение.
15