Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка


Интеллектуальное
развитие младших школьников на уроках русского языка
В последнее десятилетие в России четко наметилась драматическая тенденция – снижение интеллекта. Индекс интеллекта выпускников ежегодно снижается на 1 -2% и примерно такой же процент роста дефектов интеллекта, эмоциональной сферы и моторики руки у поступающих в 1 класс.
Появился даже новый термин «децелерация» - массовое торможение в интеллектуальном развитии.
Причины:
Наркомания, курение, алкоголизм;
Злоупотребление фармацевтическими препаратами;
Некачественное питание беременных;
Решающее влияние на потомство женщины первого в ее жизни мужчины – часто не лучшего по генофонду и т.д.
А требования к школе, к учителю, к качеству образования растут.
Изменения, которые произошли в системе образования, ее переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, предъявляют к учителю высокие требования, да и к ученику тоже.
Мне хочется , чтобы ученики полюбили язык , на котором они говорят, научились мыслить, думать на уроках русского языка , развивали свои творческие способности, мыслительные способности.
Термин «интеллект» появился в глубокой древности. В последующие столетия менялось его значение, уточнялись функции, разновидности, составные элементы.
Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Так, например, к 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 – наполовину, а к 12 годам – на три четверти.. Некоторые авторы называют еще более ранние сроки и соответственно еще большую роль детства, младших школьников в общем умственном развитии.
Каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта.
Детям мл. шк. возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Но это явление временное, возможность овладения языковыми формами с годами уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-то причинам вовремя не осуществляется, то ее развитие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретенный жизненный опыт не являются стимулирующим фактором в начальном усвоении речи.
Аналогично развиваются восприятие, внимание, формы мышления – наглядно- действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Поэтому только сейчас у нас есть возможность в ходе изучения лингвистического материала и на его базе формировать и совершенствовать ряд интеллектуальных качеств личности.
Конечно , те УМК, по которым мы работаем дают такую возможность для интеллектуального развития , но я считаю недостаточно. Поэтому пытаюсь дополнять содержание уроков русского языка определенными заданиями и упражнениями.
Это дает мне возможность расширять кругозор учащихся, развивать ребенка как личность, активизировать умственную деятельность, плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.
Задания, которые подбираю на определенные этапы урока, направлены на развитие интеллекта, а также способствуют решению таких важных проблем :Максимально активизируется собственная, самостоятельная, творческая деятельность учеников.
Мобилизация и развитие внимания.
Развитие наглядно- образного и словесно-логического мышления, формирование умения оперировать образами, вести рассуждение на уровне логических абстракций.
Расширение знаний по различным направлениям русского языка.
Примеры таких заданий на разных этапах урока.
Чистописание
1. Пишу на доске слова : нос, лак, лён.
Прочитайте слова, определите букву, которую будем сегодня писать. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква, в каком слове она находится? (Учащиеся должны дать полный аргументированный ответ.) (Л )От урока к уроку задания усложняются.
2. Например, даю слова лампа, ветка, отлетел. Определите букву, которую будем писать. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква?
Постепенно количество поисковых объектов расширяется.
3. На доске запись:
Большой – маленький
сухой - ?война - ?глубокий -?старый - ?гладить - ?твердый - ? - Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания.
(К словам левого столбика подобрать слова, противоположные по смыслу и начинающиеся на букву «М»).
При проведении словарной работы
1. Поиск предназначенного для ознакомления слова, связанный с работой по фонетике.
Задание : уберите мысленно буквы, обозначающие глухие согласные звуки.
ПФБКТХЕШСРЧЁШЗЦА (берёза)
Этот прием, наряду с формированием лингвистических знаний и умений, обеспечивает увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимальное распределение, аналитико-синтетического мышления и оперативной памяти.
2. Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми познакомимся на уроке6О З А Б В Т Е Р А Д К ( обед, завтрак)
Отсутствие или уменьшение координирующих установок учителя заставляет детей более сосредоточенно и напряженно мыслить, мобилизовать волю, сообразительность, наблюдательность.
3. Чтобы узнать слово из словаря, с которым вы познакомитесь на уроке, вы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы искомого слова.
Первая буква искомого слова является согласной в последнем слоге слова комната.
Вторая буква – последняя согласная в корне слова север.
Третья буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак.
Четвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в слове малина.
С пятой буквы начинается второй слог в слове овёс.
Шестая буква является окончанием в слове солома.
Седьмая буква обозначает всегда звонкий мягкий согласный звук, который есть в слове урожай. (трамвай)
Выполняя такого рода задания , учащиеся осуществляют многоплановую аналитико-синтетическую работу, развивают объём и сосредоточенность внимания, оперативную память.
4. Или вот такое задание. Слово, с которым вы познакомитесь на уроке, вы составите самостоятельно. В процессе рассуждения, учащиеся самостоятельно формулируют определение предмета, обозначенного новым словом, владея терминами: видовое понятие, родовое понятие, существенные признаки предметов.
Так, при ознакомлении со словом берёза рассуждение может быть следующим.
У. Подберите родовое понятие к слову береза.
Д. Береза – дерево.
У. Но ель, сосна – тоже деревья. Чем они отличаются?
Д. Берёза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные.
У. Верно. Сформулируйте теперь правильно родовое понятие к слову береза.
Д. Берёза – это лиственное дерево.
У. Назовите его существенные признаки.
Д. У березы белая кора и листья в виде сердечка.
У. Что же обозначает слово берёза?
Д. Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.
В процессе такого рассуждения у учащихся формируется понятийный аппарат. Они овладевают сложнейшими мыслительными операциями анализа, синтезе, сравнения, классификации, обобщения, усваивают типы и виды отношений между понятиями, выходят на достаточно высокий для их возраста уровень абстрагирования.
При изучении нового материала предпочтение отдается частично-поисковому методу ( сравнить, сопоставить, пронадлюдать, обобщить, сделать вывод)
Задания на этапе закрепления изученного материала.
Тема «Правописание безударных гласных в корне слова».
1. Прочитайте, установите взаимосвязь между словами в левой части. Составьте подобную пару в правой части примера, выбрав одно слово из четырех, заключенных в скобках. Составленные примеры запишите, вставив пропущенные буквы.
1. утро – ночь; з-ма ( м-роз, январ-, ос-нь, санки);
2.лошад- - жер-бёнок; к-рова ( пастбище, р-га, м-л-ко, т-лёнок);
3. лодк5а – лето; к-ньки ( р-ка, з-ма, лёд, ботинки).
2.В каждой паре предложений одно слово обозначает причину какого-либо явления, а другое является следствием этой причины. Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишите их в следующем порядке: сначала причина, затем следствие. При написании предложений, избегая повтора одинаковых слов, заменяйте их другими , близкими по смыслу. Вставьте нужные буквы.
С(о,а)ва и филин охотятся ноч(ь)ю. Дн(и, е)вной свет для гла(з,с) с(о,а)вы и филина ярок и неприятен.
Многие цв(и,е) ты яркие и душ(и,ы)стые. Яркими красками и зап(о,а)хом цв(е,и)ты привл(и,е)кают насекомых.
Тема «Правописание непроизносимых согласных»
1. Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить (через 1-2 минуты первые слова словосочетаний стираются). Ориентируясь на второе слово, напишите первую часть каждого словосочетания по памяти. Подчеркните непроизносимые согласные.
честный поступок
счастливая находка
яростный ветер
устный ответ
поздний час
радостное событие
грустный вид
ненастная погода
известный писатель
Какое из написанных слов является лишним?
2. Прочитайте слова. Составьте с каждым из них словосочетание таким образом. Чтобы придуманное слово начиналось с непроизносимой согласной, имеющейся в исходном слове.
Исходные слова: со-нце, праз-ник, грус-ный, звез-ный, мес-ный, трос-ник.
Вариант ответа: ласковое солнце, детский праздник, грустный товарищ, звёздная дорога, местный театр, толстый тростник.
Таким образом, интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку с использованием подобных упражнений, происходит путем обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности учащихся на уроке. При этом не увеличивается объём учебного материала. Учитель лишь в максимальной степени использует те преимущества в развитии интеллекта ребенка и овладении им курса русского языка, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьника.
Хочу нам напомнить слова немецкого педагога Дистервега : « Не бывает детей бездарных и глупых, все дети талантливы и способны от природы. Они по своей натуре любознательны и полны желания учиться. Нужно только умное руководство со стороны взрослых – помочь раскрыться и развиться этим способностям».