Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка


Интеллектуальное развитие младших школьников
на уроках русского языка
Общество 21 века нуждается в интеллектуально развитой личности. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся, что и определило тему моего самообразования.
Цель: создание условий для интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка.
Задачи:
выявить формы, методы интеллектуального развития в процессе преподавания русского языка;
систематизировать комплекс заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей.
Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека.
В свою очередь он характеризуется:
эрудицией
способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу
способностью к логическому мышлению
вниманием, памятью,  наблюдательностью, сообразительностью, различными  видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью.Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Так, например, к 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 – наполовину, а к 12 годам – на три четверти. По данным некоторых учёных, сроки общего умственного развития младших школьников ещё более ранние и, соответственно, отводится ещё большая роль детства в этом процессе. Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и с охотой усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особых усилий у них формируются речевой слух, артикуляция. Однако предрасположенность к языку – явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не осуществляется, то её развитие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретённый жизненный опыт не являются стимулирующим фактором в начальном усвоении речи. Аналогично развиваются восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. У детей младшего школьного возраста резервы умственного развития чрезвычайно велики, и задача нас, взрослых, - всячески способствовать их реализации, не нарушая вместе с тем гармоничности этого развития, обеспечивающей ребёнку возможность стать всесторонне развитым человеком.
В поисках решения этой проблемы я стала использовать методику Бакулиной Г.А., которая способствует комплексному развитию интеллектуальных особенностей учащихся младших классов на уроках русского языка, повышает речевую активность.

Методика Бакулиной Г.А. предполагает определенные изменения в содержании процесса обучения:
введение дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;
увеличение использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов;
включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера;
расширение объема работы с понятиями и терминами.
Изменения в организации процесса обучения русскому языку связаны с реализацией ряда принципов проведения уроков:
принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка;
принцип действенного подхода к обучению
принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения;
эфферкивное выполнение вышеперечисленных принципов зависит от принципа сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.
Обновлённое содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность детей, даёт возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.
В структуру урока вводится мобилизующий этап урока. Цель мобилизующего этапа каждого урока – включение ребенка в работу.
Задачи, решаемые на мобилизующем этапе:
обеспечить вовлечение учащихся в учебную деятельность,
повторить не в традиционной форме ранее изученный материал, необходимый для изучения новой темы,
на основе этого материала сформировать тему урока.
Для решения данных задач школьники осуществляют указанные учителем мыслительные операции с заложенным мыслительным материалом и в результате приходят к нужному выводу.
При отборе материала для работы учащихся на данном этапе надо учитывать то, что задания, предложенные учащимся, должны быть развивающего характера, оказывать воздействие на развитие соответствующих лингвистических способностей. Особого внимания заслуживают упражнения на развитие лингвистических способностей. (Приложение 1)
Н=> Упражнения на развитие словесно-логического мышления.
Словесно-логические упражнения – специально составленный текст, насыщенный орфограммами на изучаемую на уроке тему.
Нахождение общего и различия, группировка по 4 признакам, построение рассуждения и умозаключения.
Тема: «Правописание не с глаголом»
Дело лени (не ) любит. Ласковым словом и камень растопишь. Лень добра (не) делает.
Прочитать, объединить две по 4 признакам. (Говорится о трудолюбии, есть подлежащее и сказуемое, отсутствуют имена прилагательные, есть частица не) Установить к какой части речи относится частица не. Сформулируйте тему урока.
Минутка чистописания состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. В подготовительном этапе выделяют две части:
определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания;
составление плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов
Минутка чистописания становится универсальной структурной частью урока. Во время ее проведения, наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора слов по составу, углубляются знания по изучаемым темам русского языка, продолжается формирование качеств интеллекта.
На исполнительной фазе дети записывают в тетради начатый ряд букв, самостоятельно продолжая его до конца строки и ориентируясь на алфавит.
Приёмы определения буквы, предназначенной для письма:
– самостоятельное определение буквы;
– неполный фонетический разбор;
– введение дополнительных поисковых объектов;
– элементы шифра и кода;
– самостоятельное определения задания;
– различные виды разбора в нетрадиционной форме.
Закономерность записи систематически меняется с постепенным нарастанием трудности. Постепенно учащиеся привлекаются к составлению цепочки для чистописания. Подлежащих развитию интеллектуальных качеств личности, их лингвистических значений и умений. (Приложение 2)
Тема: ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Н=>
Внимательно посмотрите на данное изображение. Скажите, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания?
Они встречаются чаще, чем другие. Сколько раз? Какие это буквы?
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХНа доске написан ряд букв: О Д Т Ч П Ш С ...- Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания?(В этом ряду написаны первые буквы названий цифр: один – О, два –Д, три – Т, четыре – Ч, пять – П, шесть – Ш, семь – С. Следующей будет цифра восемь. Её название начинается на букву В. Значит, мы будем писать букву В.)
- Определите порядок следования букв в этой цепочке:
Вдлт Влтд В…(Справа от заглавной буквы В находятся строчные буквы д, л, т, которые в каждой ячейке меняют свой порядок. Первая из них становится последней.)- Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки. Дайте характеристику звукам, которые обозначены данными
буквами.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
(Сегодня мы узнаем новую особенность букв В, Д, Л, Т …
Обязательным структурным этапом урока, проводимого средствами субъективизации, является словарно-орфографическая работа, которая тоже основывается на непосредственном, активном и сознательном участии школьников в определении предназначенного для изучения нового “трудного” слова.
Работа по ознакомлению с новым словарным словом обеспечивает осознанную учебно-познавательную активность школьника. В структуре словарно-орфографической работы выделяется несколько частей:
представление учащимися нового словарного слова;
выявление его лексического значения;
этимологическая справка;
освоение написания слова;
введение нового словарного слова в активный словарь детей.
Для определения слова используются следующие приёмы:
– поиск слова на основе точных установок учителя;
– уменьшение количества конкретных указаний учителя;
– полное отсутствие указаний учителя;
– применение шрифта и кода;
– различные виды разборов;
– развитие оперативной памяти;
– определение смысловой связи;
– выделение закономерностей слова;
– связь между темами;
– использование заданий по другим дисциплинам.
Для введения нового слова в активный словарь детей разработан ряд способов, каждый из которых совершенствует определенную сторону мышления ребенка. (Приложение 3)
Н=> Выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление. Например, для определения нового слова надо расположить прямоугольники в порядке увеличения точек.
Тема: МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВА
Если расположите данные прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них, получится новое словарное слово.
Ответ: медведь.

Поиск третьего слова, которое соединяло бы между собой два изученных, но не связанных между собой по смыслу. В подобной ситуации учащиеся выискивают самые непредсказуемые ассоциативные связи.
Тема: СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ
- Если вы внимательно проследите за движением стрелки, то прочитаете слово. Какое?
Ответ: молоко.

Что такое молоко?
Д. Молоко - это жидкость, которую получают от коров.
У. Кроме коров, какие животные могут давать молоко.
Д. Молоко могут давать козы, овцы, лошади, верблюды
У. Зачем людям нужно молоко?
Д. Молоко употребляют в пишу.
У. Обобщите, что же обозначает слово молоко?
Д. Молоко - это жидкость, которую получают от коров и других животных и употребляют в пищу.
У. Подберите слово, которое соединяло бы между собой слово молоко и собака, чтобы получилось предложение.
Д, Собака любит молоко
Собака выпила молоко
Собаке не досталось молока.
Приём, наряду с формированием лингвистических знаний и умений, обеспечивает увеличение объема и углубление сосредоточенности внимания, его оптимальное распределение, развитие аналитико-синтетического мышления и оперативной памяти. Этот способ позволяет работать по фонетике.
У. Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и данной цепочке, и вы узнаете слово.
К Р А
Б Т С Ч Ц Ф Х Ш Ё З
П Е Ш
Д. Это слово береза
У. Составьте предложение со словами береза, осина, малина так, чтобы два из них были объединены по какому-либо признаку и объяснялась причина исключения третьего.
Д. Береза и осина - деревья, а малина – кустарник.
Д. У березы и осины нет съедобных плодов, а у малины есть.
Д. Береза и осина применяются как строительный материал, а малина нет.
Д. Береза и осина используются как дрова, а малина нет.
Для изучения нового материала в 1-2 классах применяется частично-поисковый метод – совместная поисковая деятельность учителя и учащихся при ознакомлении с новым лингвистическим понятием или правилом. В 3-4 классах предполагается создание учителем проблемной ситуации, исследование ее учащимися и формулирование ими вывода. Создание проблемной ситуации предусматривает разные уровни: низкий, средний, высокий. Уровни проблемности отличаются степенью обобщенности задачи, предложенной учащимися для решения, и степенью помощи со стороны учителя.
Проблемная ситуация на высоком уровне не содержит подсказок или может иметь одну подсказку, на среднем 1-2 подсказки. На низком уровне роль подсказок и выполняют вопросы и задания, отвечая на которые учащиеся приходят к выводу.
Н=>при изучении темы «Мягкий знак на конце им. сущ. после шипящих» возможны 3 уровня.
Высокий уровень. Прочитайте слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило.
Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.
Средний уровень. Прочитайте столбики слов. Объясните принцип их группировки. Сформулируйте правило их написания.
Дочь врач
Тишь шалаш
Рожь нож
Низкий уровень. Прочитайте. Ответьте на вопросы:
– К какой части речи относятся все слова?
– Определите род существительных
– Какие согласные стоят в конце существительных?
– В конце каких существительных и в каком случае пишется мягкий знак?
Для работы над решением проблемной ситуации определяем уровни в соответствии с уровнем подготовки детей.
При обобщении нового материала используются следующие виды обобщения:
– обобщение учащимися изученного по заранее составленному
учителем плану;
– использование обобщающих таблиц со знаком кодирования;
– самостоятельное составление учащимися обобщающих схем;
– использование плана и схемы одновременно. (Приложение 4)
При закреплении изученного материала существует возможность целенаправленно формировать определенные наборы интеллектуальных качеств и умений учащихся путем подбора и компоновки языкового материала в лексическо-орфографических упражнениях. Каждая группа заданий направлена на совершенствования того или иного комплекса интеллектуальных качеств. Ко всем упражнениям предъявляется ряд требований
Все упражнения составляются на основе лингвистического материала, соответствующего изучаемой теме на уроке
Упражнения должны обеспечивать речемыслительную деятельность школьника
Практическое применение заданий предполагает усложнение от класса к классу
В целях развития внимания все задания произносятся учителем один раз
На уроке используется до 50% упражнений, в которых учащиеся самостоятельно формулируют задания (Приложение 5)
Н=>Тема: «Слова, отвечающие на вопрос кто? что?»
-Соедини пары слов, подходящие по смыслу (диван-мебель). К каждому слову задай вопрос. Составленные пары записать.
лещ цветок
тарелка птица
сорока посуда
ландыш рыба
Упражнения, предусматривающие работу с рассуждениями.
Сегодня тёплый воскресный день. Значит, завтра будет хорошая погода.
Значит, завтра понедельник.
Лягушки и жабы живут только в пресной воде. Значит, их нет в солёных морях и озёрах.
Значит, они не выходят на сушу.
Тема « Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода»
Прочитайте три предложения слева и справа. Составьте из них одно предложение-рассуждение. Для этого к предложению в левой части добавьте одно из двух подходящих по смыслу предложений из правой части. Укажите род, число и падеж прилагательных.
Тема: СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
«Распутайте» эти замысловатые высказывания, не переставляя слов, поменяв только буквы, и вы прочтёте известные пословицы.
Ответы: 1)На одном месте и камень мохом обрастает.
2) Не зная броду, не суйся в воду.
3) Мал золотник, да дорог.


В данной презентации были рассмотрены лишь некоторые виды работ для интеллектуального развития учащихся начальной школы в процессе обучения русскому языку. Важно учесть, что не всякое задание может служить интеллектуальному развитию младших школьников. На каждом уроке должны включаться задания, требующие хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, пробуждающие мысль учеников.
Результативность моей работы по теме «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» представлена на диаграммах. На протяжении четырёх лет обучения прослеживается положительная динамика интеллектуального развития моих учеников.
Динамика интеллектуального развития

Таким образом, интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка – это целая система, которая направлена на повышение качества устной и письменной речи детей, обеспечивает активное включение школьников в постановку, формулировку и решение учебных задач.
Благодаря такой организации учебного процесса заметно возрастает степень осознанности восприятия и самостоятельности воспроизведения детьми учебного материала. Они овладевают новыми приёмами запоминания, формируется способность мышления к осуществлению операций обобщающего характера; речь становится более логичной, доказательной, аргументированной, наблюдается прогресс в становлении таких свойств внимания, как устойчивость, распределение, переключение, объём. Развитие интеллектуальных качеств учащихся влияет на улучшение орфографической зоркости. Дети начинают верить в свои возможности, появляется интерес ко всему новому, любовь к языку.

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».
Ш.А. Амонашвили