Внеклассное мероприятие.Турнир эрудитов Из истории славян в форме Что? Где? Когда?


Внеклассное мероприятие.
Название: Турнир эрудитов «Из истории славян» в форме игры «Что? Где? Когда?».
Класс: 9.
Учитель русского языка и литературы Щегравина Т.М.
Дата: 17.01.2013г.
Направление: «интеллект».
Цель: оказание помощи обучающимся в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей обучающихся, их БЗР.
- создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Оборудование: декорации (солнце, древо Жизни, камень Алатырь, три дороги, вязаные кружки, символы-обереги, берестяные полоски с приметами), проектор, экран, компьютер, заготовки для оберегов, презентация.
Ход турнира
Учитель: Во время проведения турнира вы познакомитесь с традициями и обычаями наших предков в хозяйственной, культурной ,военной жизни.
Новеллы – задачи по теме « Славяне»
1. « Тактика»
В бой славяне шли каждый с двумя небольшими копьями, а некоторые имели прочные и тяжёлые щиты. Вооружение их составляли лук и стрелы. Панцирей славянские воины не носили, летом же, по словам византийца, они сражались в одних коротких штанах.
В сражениях славяне старались избегать открытых местностей, предпочитали встречать врага в лесах, теснинах или у обрывов; при этом они широко пользовались искусством засады , прибегали к различного рода военным хитростям, владели многими способами ведения боя днём и ночью, были чрезвычайно искусны в переправах через реки.
Научились славяне хорошо прятаться и в высокой степной траве, часто сами нападали нежданно- негаданно на неприятеля и одерживали верх даже над сильным врагом. Они умели притворным бегством заманить неприятеля в лесную чащу и там, скрываясь за деревьями, поражали врагов стрелами, концы которых иной раз смазывали ядом.
Вопрос: Предположите, почему славяне предпочитали сражаться в лесу, избегали открытых местностей и старались заманить противника в лес.
2 « Жилище славян»
Византийские источники сообщают ценнейшие сведения о быте славян. Предки наши были стройными, русыми, румяными. По словам иноземцев, славяне отличались могучим телосложением, высоким ростом, большой силой и необыкновенной выносливостью: могли долго терпеть зной, холод и голод, пищей довольствовались самой простой, а иногда в случае нужды, питались даже сырым мясом животных и рыбой.
Селиться славяне любили в лесах, у труднопроходимых рек, болот и озёр, на высоких местах, чтобы жильё не затопило во время весенних разливов.
Славяне ещё не умели строить надёжные жилища – сплетали лачуги из хвороста, покрывали соломой, лишь бы укрыться от дождя и непогоды. Печей и дымовых труб совсем не умели делать в древности – устраивали среди жилища очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене.
Жилища свои славяне устраивали иногда со многими выходами. Пожитки и запасы обычно зарывали в землю.
Вопрос: Предположите, зачем славяне устраивали в жилище много выходов и прятали пожитки.
3. «Чур, меня!».
Почти до конца X века наши предки были язычниками. Мало дошло до нас сведений о языческой вере славян. Знаем мы, что восточные славяне чтили бога - громовника Перуна, а также бога ветра Стрибога. Божество солнца называли Дожбог. Чтили славяне Белеса, который считался покровителем стад и потому назывался | «скотьим богом», и других. Кроме того, славяне верили, что в лесу (это по очень древнему верованию наших предков) жил лесной бог - леший, в воде - водяной бог, в руслах рек - русалки; особенно же чтили домашнего бога - домового.
Славяне, как и другие родственные им народы, думали, что души умерших предков не покидают родного очага. В случае какой-нибудь беды говаривали в старину: «Чур, меня защити!».
Вопрос: Предположите, что означали эти слова.
4. «Костер».
Каждое поселение славяне обносили высокой бревенчатой стеной, домов за ней было не видно. Избушки были невелики, до половины уходили в землю. Крыши настилали в два ската камышом или соломенными снопами, для прочности--обмазывали их сырой глиной.
На самой высокой сосне в городище устраивалась сторожевая вышка. Поднимались на нее не по лестнице, а по шесту с перекладинами. С вышки далеко видно. Если бдительный страж замечал, что подбираются к селению недобрые пришельцы, тотчас же поднимал тревогу. На вышке зажигали костер, оповещали соседей.
За короткий срок все ближние селения узнавали об опасности, и люди сходились вместе, чтобы отразить нападение врагов.
Вопросы: Почему на сторожевую вышку поднимались по шесту с перекладинами, а не по лестнице? Каким должен быть сигнальный костер?
5. «Торговля».
Новгородские купцы торговали с Царьградом. Везли туда разные товары: меха, мед, воск, льняное полотно, желтый камень -янтарь, оружие, щиты, украшения.
Сначала новгородцы плыли по реке Волхов. С Волхова выплывали в Ильмень-озеро, затем в Ловать-реку. Но Ловать вскоре поворачивала на восток, а купцам надо было на юг. Приходилось перетаскивать ладьи по суше до Днепра. И плыл новгородский купеческий караван далее вниз по Днепру.
В устье Днепра, где река впадает в Черное море, новгородцы становились на стоянку, чтобы подготовиться для морского плавания. Они ставили большие паруса, привозили много хвороста. И выплывали ладьи в море.
Вопрос: Для чего новгородцам нужно было так много вязанок хвороста?
6. «Выдающийся полководец».
Полководцем великой славы был на Руси в X веке Святослав -сын князя Игоря и княгини Ольги. О его походах, победах и гибели знали в близких и далеких от Киева странах. Вся его жизнь, начиная с детства, прошла в борьбе с беспокойными соседями, угрожавшими восточным и юго-западным границам Древнерусского государства.
Византийский историк оставил достоверное описание Святослава в зрелом возрасте. После сражений на Дунае Святослав вел переговоры об окончании войны с императором Византии Цимисхаем:
«Видом он был таков: среднего росту, не слишком высок, не слишком мал, с густым бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми длинными волосами на верхней губе. Голова была у него голая, но только на одной ее стороне висел локон волос... шея толстая, плечи широкие, и весь стан довольно стройный. В одном ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином посреди их вставленным. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты, от других не от-личная».
Вопрос: Предположите, что означал висевший на одной стороне головы локон волос.
7. «Крашение яиц».
Обычай красить яйца и дарить их друг другу в весенний праздник существовал у славян задолго до принятия христианства.
Над праздничной едой предварительно совершали специальный обряд, с помощью заклинаний придавали ей могущественные целебные свойства. Славяне, одаривая друг друга крашеными яйцами, взаимно желали здоровья, целовались, веря, что этот обряд передает их близким частичку той сверхъестественной силы, которая вошла в них вместе с праздничным угощением.
Вопрос: Предположите, почему яйца стали красить.
8. «Одежда».
Переговоры Святослава и Цимисхия проходили у реки. Русскийкнязь сидел на скамье ладьи, причалившей к берегу, а византиецприехал на коне. Император Цимисхий был в золоченых доспехах. Золоченая сбруя украшала коня. Блистала дорогими нарядами многочисленная свита. Внимание византийцев привлекли волосы на верхней губе, то есть усы, и локон на бритой голове Святослава.Удивило византийцев и то, что Святослав не отличался от своих воинов одеждой, кроме чистоты ее.
Вопрос: Предположите, почему Святослав носил одежду, не отличающуюся от одежды воинов.
9.«В зимнее время».
Если и случалось, что славяне шли на открытый бой, то они с криком слегка продвигались вперед все вместе. Если враги не выдерживали их натиска, то славяне наступали сильнее, в противном случае просто убегали, не спешили схватиться с неприятелем в рукопашной схватке. Они направлялись к лесу, где умели отлично сражаться.
Далее византийский автор советует нападать на славян главным образом в зимнее время. Почему?
Во-первых, у славян мало запасов пищи; во-вторых, у них плохая зимняя одежда; в-третьих, зимой на снегу остаются следы. Подобных доводов византиец приводит пять.
Вопрос: Назовите еще два довода в пользу ведения войны зимой.
10.«Ладья».
В один из летних дней отправились славяне в лес искать подходящее дерево для ладьи.
К вечеру набрели на вековой дуб. Измерили толщину ствола, получилось три обхвата с лишком. Острым топориком сделали на дубу три затеса: два вдоль ствола и один под ним - поперек. Метка означала, что этот дуб будут рубить именно они, и никто другой.
Миновало лето, прошла осень. Наступила зима, выпал снег. Срубили дуб, вывезли из лесу и привезли в селение.
Начали ладить ладью. Первым делом дуб ошкурили: сняли с него кору. Потом принялись обтесывать бревно сверху и с боков. День ото дня росла куча желтой щепы и выросла выше человеческого роста. День ото дня дубовая колода все больше становилась похожа на лодку.
Потом наступил черед выделывать ладью изнутри.
Вопрос: Предположите, как это сделали славяне.
11. «Для защиты».
Проходили годы, десятки лет, славяне уже владели всем арсеналом тогдашнего тяжелого вооружения. Особенно это проявилось в 597 году при штурме греческого города Фессалоники. У славян теперь были осадные машины, железные тараны, огромные механизмы для метания камней. Были у них и так называемые «черепахи» - подвижные башни. Эти грозные сооружения медленно двигались к крепости. Помещавшихся на них воинов скрывали деревянные барьеры - щиты. Как только «черепахи» подбирались к крепости, воины выскакивали из укрытий и, осыпая защитников стрелами, овладевали стеной.
Византийцы признавали, что славяне к концу VI века «научились вести войну лучше, чем римляне» (то есть чем они сами).
Уязвимым местом на подвижной башне - «черепахе» - были деревянные щиты, скрывавшие воинов, они могли загореться.
Вопрос: Предположите, что придумали славяне для предохранения этих щитов от огня.
12. «Купание».
Детей, страдающих сухоткою, кладут в раздвоенное от удара молнии дерево, потом девять раз обходят с ними вокруг дерева и вешают на его ветвях детские сорочки. При возвращении домой купают детей в воде, взятой из девяти рек или колодцев, и обсыпают золою из семи печей.
От лихорадки и других болезней крестьяне купаются в реках, лесных родниках и колодцах, а после купания вытираются чистою тряпицею и вешают ее на соседнее дерево или ракитов куст; вместо тряпицы вешают также рубашку или лоскут от своей одежды и оставляют до тех пор, пока те совсем не истлеют.
Вопрос: Предположите, в чем смысл этого обряда
13. «С собой».
Редкий человек может похвалиться, что видел домового. Для этого нужно надеть на себя в пасхальную ночь лошадиный хомут, покрыться бороной, зубьями на себя, и сидеть между лошадьми целую ночь. Если повезет, то увидишь старичка - маленького, словно обрубочек, всего покрытого седенькой шерстью, даже ладошки у него волосатые. Иной раз, чтобы отвести от себя любопытный взор, он принимает облик хозяина дома - просто вылитый. Вообще домовой любит носить хозяйскую одежду, но всегда успевает положить ее на место, как скоро понадобятся вещи человеку.
Если хозяева своего домового любят, если живут с ним в ладу, то нипочем не захотят с ним расстаться, даже переезжая в новый дом.
Вопрос: Предположите, как перевозили славяне с собой домового.
14. «Два лица».
Этот славянский бог был о двух лицах: одно лицо подобно солнцу, другое - полумесяцу. Жрецы этого бога ведали тайные, древние науки счета дней, месяцев, лет. Перед храмом его высаживали великое множество самых разнообразных цветов, которые открывали свои венчики в разное время суток, от раннего утра до позднего вечера.
Вопрос: Предположите, чему покровительствовал этот бог. Его имя? Для чего высаживали так много цветов?
Целями игры были:
Образовательная: повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего Востока, углубить знания обучающихся по курсу истории.
Развивающая: развивать логическое мышление и интеллектуальные способности.
Воспитательная: воспитывать интерес к истории как науке, формировать культуру познания истории.
Обучающиеся были разделены на 3 команды: «Знатоки», «Девятиклассники» и «Команда №1».
Обучающиеся отвечали на вопросов, которые были распределены по секторам:
зеленый сектор - "Исторические задачи"
голубой сектор - "Угадай кто"
желтый сектор - "Когда это было…"
красный сектор - "Кому принадлежат слова?"
Команда «Девятиклассников» заняла 1 место, «Знатоки» - 2 место, «Команда №1» - 3 место.
Обучающиеся с большим интересом играли, получая при этом новые знания.