Игра «Что? Где? Когда?» учителя против знатоков

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
(учителя против знатоков)

Цель: способствовать расширению кругозора учащихся, повышению интереса учащихся к школьным предметам, развитию логического мышления, воображения, памяти, выразительности речи.

Участники: команда знатоков из 8 человек (учащиеся 8-11 классов), учителя, ведущий, зрители.

Оформление: стол для знатоков, волчок, конверты с ФИО учителей, плакаты с названием игры, музыкальное сопровождение, черный ящик, поднос, грамоты, цифры от 0 до 6 (2 копии).

Правила игры: игра продолжается до шести очков. Если знатоки правильно ответили на вопрос, очко засчитывается им, если неправильно, то очко переходит команде учителей. На обсуждение вопроса отводится 1 минута. Участники могут ответить досрочно и сохранить время, используя его для обсуждения более трудного вопроса.
В конце игры зрители объявляют самый интересный на их взгляд вопрос. Также игроки называют вопрос, который им понравился больше всего.

Награждение: грамоты для учителей и знатоков.

Возможные вопросы игры:

Заместитель директора по воспитательной работе: В средние века рыцарь бросал перчатку, вызывая соперника на поединок, соперник в знак принятия вызова принимал перчатку. В каком значении употребляется выражение «Бросить перчатку» сейчас? (вызвать на спортивное состязание)
«Черный ящик»: Это то, что дало название самой длительной эпохе древнего мира? (камень)
Заместитель директора по воспитательной работе: «В давние времена жила на земле удивительная семья. Семья огромная – сто человек. И в ней царили мир и согласие. Молва об этой семье долетела до верховного правителя. И решил он посетить эту семью, чтобы узнать секрет, почему в этой семье такие дружные и счастливые люди. Он отправился в город и пришел к основателю этой семьи. Он спросил старца, главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда старец взял бумагу и написал одно слово сто раз и отдал правителю. Прочитал правитель написанное на бумаге, и лицо его выразило удивление. Какое слово написал старец и почему?» (слово «Понимание». Мы все стремимся быть понимающими, а значит дружными и счастливыми. Если люди понимают друг друга - у них не возникает конфликтов.)
Учитель информатики: «Что такое парадокс?» (Это два документа Microsoft Word, которые, как известно имеют расширение doc.)
Заместитель директора по воспитательной работе: «Когда руки становятся местоимениями?» (Когда они ВЫ МЫ ТЫ)
Учитель информатики: «В каждой современной школе должно быть как минимум, три выхода. Назовите их.» (Главный, запасной и выход в Интернет.)
Учитель географии: «Какие два острова, расположенные в одном море, принадлежат к разным частям света?» (Кипр и Крит)
Учитель географии: «По какой номинации попала в книгу рекордов Гиннеса чилийская пустыня Атакама?» (Самое засушливое место на Земле)
Библиотекарь: «По легенде, давным-давно люди решили построить башню до небес. Чтобы помешать им это сделать, Бог» (смешал все языки людей, чтобы они не понимали друг друга.)
Учитель математики: «Как по-вашему, какие из перечисленных ниже блюд могли бы есть и пить древние греки, а какие нет? Ответ обосновать. А) Кукурузные лепешки; Б) рисовая каша; В) салат из свежей капусты; Г) вино; Д) картофельное пюре; Е) семечки подсолнечные; Ж) томатный сок.» (Древние греки могли есть салат из свежей капусты и пить вино. Кукуруза, картофель и помидоры родом из Америки, которая еще не была открыта, рис – из Восточной Азии, с которой древние греки отношений не поддерживали, а подсолнечник еще не был внедрен в культуру.)
Учитель математики: «Рукописи какого известного художника эпохи Возрождения можно читать с помощью зеркала? Почему?» (Леонардо да Винчи, т.к. он был левшой и писал справа налево.)
Библиотекарь: «Кто из литературных героев являются родоначальниками дачного строительства?» (три поросенка)
Учитель истории: «Как только появилось государство, оно было озабочено тем, чтобы получать от своих граждан правдивые показания. Для этого применялись разные способы, причем еще с глубокой древности. Например, в Древнем Китае впервые появились приборы, подобные современному детектору лжи.
Вы видите на столе:
два листа бумаги
две марки
пассатижи
камча
зеркальце
пиалушка риса
Как в Древнем Китае пытались выяснить правду?» (Щепотку риса клали под язык. Если после допроса он превращался во рту человека в жидкую кашицу – значит, допрашиваемый не обманывал, у него во рту не пересыхало.)
14. «Черный ящик» от учителя химии: «В этом ящике находится удивительное вещество. Когда-то оно считалось милостью господней, символом благополучия, символом мира. Например, у восточных народов. Другие же народы, наоборот, считали его проклятьем божьим. Это вещество погубило много всего живого, из-за него даже море может стать мертвым. Но без него нельзя обойтись в металлургии, применяется при изготовлении керамики, без него у нас бы не было кожаных ботинок, применяется в сельском хозяйстве, в медицине. Да трудно перечислить области, где оно не применяется. Что же находится в этом ящике?» (Поваренная соль.)
Учитель математики: «В одной сказке хозяин, нанимая работника, предложил ему следующее испытание: - Вот тебе бочка, наполни ее водой ровно наполовину, ни больше, ни меньше. Но смотри, палкой, веревкой или чем-либо другим для измерения не пользуйся. Работник справился с заданием. Как он это сделал?» (Если вода в бочке налита ровно до половины, то, наклонив бочку так, чтобы уровень воды пришелся как раз у края бочки, мы увидим, что высшая точка дна находится также на уровне воды. Это случится потому, что плоскость, проведенная через диаметрально противоположные точки верхней и нижней окружности бочки, делит ее на две равные части. Рассудив именно так, работник справился с заданием. Можно наглядно показать при помощи стакана с водой.)
Учитель русского языка и литературы: «От чего произошло название 8-го месяца календарного года? Назовите этот месяц.» (Месяц АВГУСТ, от имени римского императора Августа.)
Учитель русского языка и литературы: «Назовите слово с тремя буквами «Е». (Длинношеее)
Старшая вожатая: «В городе Новосибирске есть необычный памятник. Идея создания этого памятника принадлежит начальнику областного управления ГИБДД. Памятник установлен в центре города, на пересечении улиц. Скульптурная композиция представляет собой постового, который отдает честь Как вы думаете, чему?» (В городе решили увековечить СВЕТОФОР.)
Старший вожатый: «В исламских странах зеленый цвет на светофорах обычно заменяют голубым. Почему?» (Зеленый – священный цвет Ислама.)
Заместитель директора по воспитательной работе: «Эта крупная птица легко раскусывает грецкий орех. Кроме того, для нее клюв – третья лапа: цепляясь клювом за ветки, птица надежно удерживает свой вес. А самое интересное, что клюв ее самозатачивающийся. На нижней челюсти птицы расположены в ряд твердые роговые бугорки: закрывая и открывая клюв, птица затачивает его.» (Попугай)
Учитель математики: «Икона – такая же классическая форма средневекового искусства Руси, как для Древней Греции – статуя, для Египта – рельеф, для Византии - ?» (Мозаика)
Учитель немецкого языка: «Какой вид парфюмерии получил свое название от немецкого города Кёльн?» (Одеколон. Eau de Cologne в переводе с французского буквально означает «вода из Кёльна»)
Заместитель директора по воспитательной работе: «Что должен был сделать рыцарь во время турнира, чтобы показать свое бесстрашие?» (Поднять забрало)
Учитель биологии: «В 1742 году в трудах Лондонского Королевского общества появилась корреспонденция из Голландии, сразу обратившая на себя внимание ученого мира. В ней сообщалось, что один натуралист сделал поразительное открытие: он обнаружил в прудах такое животное (в статье оно было названо «водным насекомым»), «которое, будучи разрезано на несколько кусков, превращается в столько же целых животных.» О каком биологическом явлении говорится в корреспонденции и кто ее автор?» (Регенерация. Авраам Трамбле)
Учитель биологии: «Первое клонированное животное было получено в 1997 году в шотландском институте «Рослин» города Эдинбурга. Это была овца Долли. Из какой клетки был получен клон и кто проделал этот гениальный опыт?» (Я. Вильмат. Клетка молочной железы.)
Учитель математики: «Парадоксально, но по мнению Б.Пастернака, это лучшее, что желает услышать человек в своей жизни.» (Тишина)
Библиотекарь: «Существует древнее поверье, что у этого животного, перед тем как съесть жертву, текут слезы. Что это за животное?» (Крокодил)
Библиотекарь: «Какое прозвище дал хану Батыю писатель и историк Н.М.Карамзин?» (Татарский Наполеон)
«Черный ящик» от заместителя директора по воспитательной работе: «Чем обрабатывали открытые раны и применяли в качестве антисептика в древние времена, когда не было йода и зеленки? Именно это лежит сейчас в нашем черном ящике.» (Шерсть. Ее сжигали и пеплом присыпали раны.)
Библиотекарь: «На какой фигуре основана форма любой снежинки?» (При всем разнообразии узоров, форма у всех снежинок одна и та же: любая снежинка – это шестиугольник или гексагон.)
Учитель биологии: «Кто такие нематоды?» (Круглые черви)
Заместитель директора по воспитательной работе: «Кто не имеет ни легких, ни жабр, а дышит и вздыхает (или как еще говорят, пыхтит)?» (Тесто)
Учитель химии: «В 18 веке из саксонского фарфора изготавливали изделия одноразового использования. Что это были за изделия?» (Гробы для знатных особ.)
Учитель химии: «Среди методов нетрадиционного лечения долго незаживающих ран есть и такой: регулярно присыпать ранку сахарным песком. Заживает в 3-4 раза быстрее, чем при лечениями антибиотиками. Какую роль играет сахар?» (Сахар вытягивает воду не только из воздуха, но и из микроорганизмов, от чего те быстро погибают.)
Старшая вожатая: «Что раньше называли «костотрясом», «пауком», а теперь «быстрой ногой»?» (Велосипед: от лат. vlocis-быстрый, pedis-нога)
Заместитель директора по воспитательной работе: «Что в древнем Самарканде новорожденным мазали мёдом, а что клеем?» (Медом мазали уста, чтобы младенец был красноречив; клеем – ладони, чтобы прилипали к рукам деньги)
Учитель немецкого языка: «Жителей каких стран в старину на Руси называли немцами?» (Немцами, (.е. немыми, не умеющими говорить по-русски) называли в старину на Руси всех иноземцев. Были немцы англицкие, немцы франкские и т.д. и только позже слово «немец закрепилось за жителями Германии)
Заместитель директора по воспитательной работе: «Существует легенда о том, что старец, обращаясь к послушнику монастыря, велел ему посадить капусту вверх корнями. Послушник подумал, что старец ошибся, и решил посадить капусту правильно. Через некоторое время старец увидел выросшие кочаны и спросил:
- Почему ты не посадил капусту корнями вверх?
- Но тогда ничего бы не выросло! – воскликнул послушник.
- Нет, ошибаешься, - сказал старец, - ***. Продолжите фразу старца.» (Нет, ошибаешься, тогда бы выросло твое послушание)
39. Заместитель директора по воспитательной работе: «Первым в России ученым-медиком, всерьез изучавшим проблему детской близорукости, был Федор Федорович Эрисман. Он определил, что оптимальное расстояние от книги до глаз ребенка, при котором глаза не уставали бы, должно быть 30 сантиметров. В связи с этим он, будучи инженером, разработал конструкцию, которая получила повсеместное массовое распространение. Назовите её.» (Школьная парта)
Социальный педагог: «По какой причине древние греки рядом с кувшином вина клали кристалл аметиста?» (Разбавляя вино до цвета кристалла аметиста, греки предупреждали пьянство, так как таким вином невозможно было напиться допьяна.)
Социальный педагог: «С какой цель. В Аргентине было принято постановление, запрещающее носить бороды?» (В целях улучшения борьбы с преступностью. Преступник не должен прятаться за бородой, чтобы его внешность легко было сопоставить с фотографией на документе, удостоверяющем личность.)
Учитель русского языка и литературы: «Ромео и Джульетта заметили, что их свидание слишком затянулось, когда услышали пение птицы. Пение какой птицы они услышали?» (Жаворонка)
Учитель русского языка и литературы: «А.Керн Пушкин посвятил строки: «Я помню чудное мгновенье», А.Осиповой – «Я Вас люблю, хоть я бешусь» Какое стихотворение Пушкин посвятил И.Р.Яковлевой?» (Арине Родионовне Яковлевой посвящено стихотворение «Подруга дней моих суровых»)
15