Антропонимы обучающихся БОУ «Егоровская СОШ»


Областное научное общество «Поиск»
Бюджетное образовательное учреждение
«Егоровская средняя общеобразовательная школа»
Тарского муниципального района
Антропонимы обучающихся БОУ «Егоровская СОШ»
Работу выполнила:
Акимова Карина Сергеевна, обучающаяся 7 класса
БОУ «Егоровская СОШ»

Руководитель:
Алтынкович Светлана Николаевна, учитель
русского языка и литературы БОУ «Егоровская
СОШ», Т: 54-160
- Тара, 2014-
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическая антропонимика
Понятие антропонимики …………………………………………………..5
Из истории имен …………………………………………………………...6
Какие бывают имена ………………………………………………………8
Глава II. Прикладная антропонимика
2.1 Изучение имен по происхождению ……………………………………...9
2.2 Определение популярности и редкости имен ………………………….11
2.3 Способ именования учащихся в школе и дома ………………………...13
2.4 Информация городского ЗАГСа ………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………….26
Приложения ………………………………………………………………………27
Введение
Тема: «Антропонимы обучающихся БОУ «Егоровская СОШ»
Актуальность темы:
Собственные имена людей всегда вызывают интерес в обществе, ведь имя есть у каждого человека, и нам любопытно узнать, что оно обозначает, его происхождение и почему именно так нас назвали.
Выбору имени человека всегда уделяли особое внимание, так как бытует мнение, что имя-это судьба человека. Иногда родители выбирают редкие имена детям, чтобы показать их индивидуальность, или, наоборот, следуют семейным традициям, называя ребенка в честь родственников.
Кроме того, собственные имена людей - это отражение эпохи, когда появляется мода на имена, связанные с какими-то событиями в стране, героями, авторитетами.
Цель:
Исследовать собственные имена обучающихся и выявить их особенности.
Задачи:
Рассмотреть происхождение имен;
Сделать классификацию имен по происхождению;
Определить имена по популярности и редкости;
Выявить способ выбора имен;
Определить способы именования учащихся в школе и дома;
Гипотеза:
Обращение по имени влияет на психологический настрой и комфортность пребывания в школе
Объект исследования:
Собственные имена обучающихся БОУ «Егоровская СОШ»
Предмет исследования:
Списки обучающихсяАнкеты обучающихсяАнкеты родителей
Словари и справочники по антропонимики
Методы:
Поисковый (сбор информации по именам);
Статистический (систематизации и коллективный подсчет);
Анализ литературы;
Наглядно- иллюстративный
Формы:
Социологические опросы, анкетирование и сравнение.
Практическая значимость:
Результаты исследования могут найти практическое применение в общении и обращении учеников друг с другом, учеников с учителями.
Структура исследовательской работы:
Данная работа состоит из введения, 2-х глав, обсуждения полученных результатов, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
Время проведения исследования: ноябрь – декабрь 2013 года
ГлаваI. Антропонимика как объект изучения лингвистики
1.1 Понятие антропонимики
Многие не знают, что такое антропонимика, антропонимы, антропонимия, ономастика. Итак, определимся в терминах!!!
Антропонимика - (от греческого Anthropos – человек и onyma – имя) – раздел ономастики, изучающий антропонимы - собственные имена людей. Совокупность антропонимов называется антропонимией. Личное имя - персональное основное имя человека, данное ему при рождении или (редко) выбранное для себя взрослым человеком. Личное имя отличается от других имен собственных и от других антропонимов характером индивидуализации объекта: каждый человек обязательно имеет имя, оно тесно связано с его носителем. [6, стр. 31]
Ономастика - раздел языкознания, изучающий собственные имена. Термин этот связан с греческим словом «онома» - семя. Отрасли ономастики, посвященные изучению отдельных разрядов имен, также имеют свои особые названия. [6,стр. 290]
Антропонимика изучает информацию, которую может нести имя: характер человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьей, национальностью. [3, стр. 36]
Предметом теоретической антропонимики является закономерность возникновения и развития антропонимов, их структура, система.
Прикладная антропонимика изучает нормы в именах, выбор имен их популярность и способы номинации. [3, стр. 37]
Такие исследователи, как Е.Н. Полякова, А.В. Суперанская, А.В. Суслова, М. Горбаневский, В.А. Никонов внесли огромный вклад в развитие антропонимики. Также сейчас создаются словари имен. В них мы можем найти характеристику, значение и происхождение какого-либо имени. Такие словари
создали А.В. Суперанская, П. Флоренский, Н.А. Петровский.
Словари личных имен пользуются популярностью. Все их охотно читают, потому что всем интересно узнать происхождение своего имени и то, что оно обозначает.
1.2. Из истории имен.
Насколько известно, личные имена людей существовали всегда и у всех народов. Для каждой эпохи характерны свои имена. А откуда вообще они взялись, наши имена? В древней Руси называли родители младенцев «от взора и естества», т.е. от внешнего вида или особых примет, от обстоятельств при которых дети появились на свет. Так начали жить на земле «Беляй», «Чернуха», «Глазко», «Лобик», «Мимей», «Ждан», «Неждан», «Любим», «Нелюба», «Нечай», «Забава», «Пискун».
Все изменилось, когда в 988 году князь Киевский Владимир пошел походом на Византию, взял Корсунь, а потом в знак мира взял себе в жены
византийскую принцессу Анну. Перед свадьбой Владимир крестился, получил имя Василий и принялся крестить русский народ. Так появились у людей новые имена.
Новый календарь имен появился после 1917 года.
Большая часть имен заимствована из других языков. Многие из них так давно пришли к русским и приспособились к их родному языку, что сильно изменились. Поэтому их происхождение можно установить только в результате специального исследования. Такие имена, как Андрей, Николай, Иван, Игорь, Ольга, Елена, Галина, Наталья – чужеземные имена.Однако традиции, связанные с присвоением имен, в разные времена и у разных народов были весьма различными. Например, у некоторых народов детям при рождении давались одни имена, а при достижении ими определенного возраста давались новые имена. Другим не надо было придумывать имя, потому что его назовут именем одного из родителей. А некоторым детям имя давалось в соответствии с расположением небесных святил (Солнце, Луна) или в зависимости от дня, либо месяца, в который родился ребенок.
В России долгое время имя человеку могла дать только церковь, лишь в 1905 году это прерогатива церкви была несколько ослаблена. С 1915 года стало возможным называть ребенка любым именем, без каких бы то ни было ограничений.
В XVI-XVII веках у русских вводится единая трехчленная система наименований (имя, отчество и фамилия). Сначала так начали величать представителей высших слоев населения, а позже (в XVIII веке) и низших: Воевода Афанасий Иванович Нестеров, воевода Лев Тимофеевич Измайлов, дьяк Константин Михайлович, подьячий Михаил Постников.
Официальное русское именование триедино: его составляют имя, отчество и фамилия. Например, Иван Петрович Павлов, Петр Ильич Чайковский. Именование по имени и отчеству показывает вежливое отношение к именуемому лицу, включает желание подчеркнуть уважение к нему.
40 лет назад, в СССР, родители, как сговорившись, называли половину новорожденных мальчиков Александрами, Алексеями, Игорями, или Сергеями; девочек - Еленами, Иринами, Маринами, Ольгами, Натальями или Светланами. Это была мода на простые имена. Проанализировав ситуацию, ученые встревожились: население страны растет, а состав личных имен обедняется. С 60-х годов начали выходить пособия по личным именам - справочники, научно-популярные статьи и статьи по истории русских имен. То ли усилия ученых возымели действия, то ли что-то еще, но с 1996-го по 1998 год количество общеупотребительных имен увеличилось у девочек с 25 до 40, у мальчиков с 31
до 42.
На первом месте по количеству выдающихся людей стоит «Николай», на втором - «Александр», на третьем - «Иван», на четвертом-«Василий», на пятом-
«Константин», на шестом –«Михаил», на седьмом –«Владимир», на восьмом-
«Петр», на девятом –«Федор», на десятом –«Павел», на одиннадцатом –«Виктор» и «Сергей», на двенадцатом – «Григорий», «Модест», «Всеволод», «Аполлон», на тринадцатом- «Юрий», «Евгений», «Лев».
1.3. Какие бывают имена?
Имена людей в разных странах звучат по-разному, у них разное происхождение и употребление. Имена делятся на две группы: индивидуальные и групповые.
Индивидуальные.
Примерами индивидуальных имен у русских могут быть личные именования всех окружающих нас людей: Иван Терентьевич Козлов, Анна Ковалева. Индивидуальные имена у разных народов существенно отличаются друг от друга.
Групповые.
Групповые имена у русских не имеют ярко выраженной формы. К ним относятся, например, фамилии, когда их употребляют применительно к коллективу – ко всем членам семьи или супругам: «Петровские пришли», «Ивановы сегодня в полном сборе.
На протяжении веков шел процесс приспособления заимствованных имен к системе русского языка. В результате этого многие имена вошли в быт не в искусственных церковнославянских, а в народных формах.
Глава ll. Исследование антропонимов обучающихся БОУ «Егоровская СОШ»
2.1. Изучение имён по происхождению
В результате практических исследований нами были изучены списки обучающихся нашей школы. Всего в нашей школе обучается 31 человек: 15 девочек и 16 мальчиков. (Приложение 1)
Из ответов обучающихся на вопросы анкеты, мы узнали, что интересуются происхождением своего имени всего 16 . Причём из них только 3 мальчика, а остальные,13, девочки.
Далее мы исследовали имена обучающихся с точки зрения происхождения. Нами выявлено, что среди имён мальчиков присутствуют имена древнегреческого происхождения – 4(Андрей, Артём, Дмитрий Степан), латинского – 2 (Сергей, Павел), еврейского – 3 (Илья, Иван, Михаил), скандинавского – 1 (Олег), древнерусского – 2 (Владимир, Игорь). (Приложение 2)
Среди имён девочек преобладают имена латинского происхождения – 8 (Алина, Элина, Вероника, Виолета, Диана, Карина, Наталья, Элина), на втором месте имена греческого происхождения – 3 (Регина, Кристина, Арина), древнерусского происхождения – 1 (Алёна) и персидского тоже 1 (Дарья).
(Приложение)
2.2. Изучение популярности имён
Рассматривая то, как часто повторяются одни и те же имена у наших школьников, мы пришли к выводу, что повторяемость имён, как у мальчиков, так и у девочек присутствует очень редко. У мальчиков повторяются лишь 2 раза имена Иван, Павел и Андрей. (Приложение)
У девочек также по 2 раза повторяются имена Алёна и Наталья. (Приложение) Поэтому трудно выявить, какое имя популярное, какое нет.
2.3. Принципы имянареченияНами было предложено родителям ответить на вопросы анкеты. (Приложение ) В результате анкетирования выявлено, что на 1-й вопрос анкеты: «Кто дал имя?» из 31опрошенных ответили: родители – 26, бабушка – 2, дедушка и папа – 1, тётя – 1, сельский фельдшер – 1.(Приложение - диаграмма)
«По какому принципу выбирали имя?» На первый вариант ответа (в честь родственников) – ответило 4 человека; имя красиво звучит – 23, в честь известного актёра, певца – 3, другие причины – 1 (Услышали в программе «Устами младенца»). (Приложение - диаграмма). Но так как имена обучающихся повторяются лишь в (%)???, то можно предположить, что, возможно, многие родители, давая имя своему ребёнку, учитывали, насколько часто оно употребляется, то есть исходя из принципа редкости имён.
Ган Наталья, ученица 10 класса, в своей анкете написала: «Мою сестру Таню мама хотела назвать Наташа. Но так как на нашей улице в тот же год родилась девочка и её назвали Наташа, мама решила, что две Наташи в одном классе – это нехорошо. И лишь через 9 лет, когда родилась я, мама назвала меня Наташей».
2.4. Способ именования обучающихся в школе.
Из 31 обучающихся в анкете участвовали 31. По опросу учеников, учителя их называют: по имени- 24, по фамилии-4, по имени и фамилии-3. Ученики называют своих одноклассников по имени-25, по фамилии - 6, по имени и фамилии - 0. На вопрос анкеты - «Как бы вы хотели, чтобы вас называли: по имени, фамилии, по имени и фамилии одновременно?» - все ответили, что хотят, чтобы их называли по имени.
На вопрос, «Как вас называют дома: по имени, полным именем, используя уменьшительно – ласкательные суффиксы?», обучающие ответили так:
По имени – 20, полным именем – 2, используя уменьшительно – ласкательные суффиксы – 9.

Выводы
В результате исследования было выявлено 12 мужских и 13 женских
имён обучающихся БОУ «Егоровская СОШ».
По происхождению среди мужских имен преобладают имена древнегреческого происхождения – 4(Андрей, Артём, Дмитрий Степан), а среди женских имен преобладают имена латинского происхождения – 8 (Алина, Элина, Вероника, Виолета, Диана, Карина, Наталья, Элина).
Повторяющиеся мужские имена: Андрей (2 человека), Иван (2 человека), Павел (2 человека).
Повторяющиеся женские имена: Алена (2 человека), Наталья
(2 человека). Все остальные исследуемые нами антропонимы встречаются по 1 разу.
Социологический опрос родителей обучающихся школы выявил способ выбора имен. Итак, из 31 учеников – 20 человек названы своим именем так, потому что эти имена понравились родителям, в честь родственников-4 человек ( Ган Наталья, Видякин Сергей, Ярвиц Иван, Яско Алина), в честь известного актёра, певца – 3 (Болдыш Диана, Васюкович Элина, Халенко Арина), услышали по телевизору 1 (Лапчик Виалета).
Мы узнали, что именами нарекли обучающихся родители – 26, бабушка – 2, дедушка и папа – 1, тётя – 1, сельский фельдшер – 1
6) Данные анкет обучающихся показали, что учителя называют их в основном по именам, 24 человека указали это в анкетах, по имени и фамилии- 3 человека, по фамилии - 4 человека.
Отвечая на вопрос: « Как бы вы хотели, чтобы к вам обращались учителя?», все ученики хотят, чтобы их называли только по имени.
7) Анализ анкет обучающихся показывает, что дома их называют полным именем - 2 человека, просто по имени - 20 человек, используя уменьшительно-ласкательную форму применив суффиксы (еньк, к, очк, юшк, ечк) – 9 человек.
Заключение
Мне эта исследовательская работа понравилась! Я много чего узнала об истории, обозначении и происхождении имен. Что многие имена иноязычные.
Я узнала, как именуют учащихся в школе учителя и одноклассники. Рассмотрела имена по популярности и редкости. А также я изучила имена по происхождению. И я очень довольна своими результатами!!!
Приложение1. Список обучающихся БОУ «Егоровская СОШ»
Акимова КаринаАфельд Артём
Березнев Павел
Болдыш Алёна
Болдыш Диана
Бубелич Олег
Вакунова Настя
Васюкович Вероника
Васюкович ЭлинаВидякин Сергей
Воронов Илья
Воронова Наталья
Ган Наталья
Демещиков Андрей
Демещикова Дарья
Демчук Павел
Дубровская Кристина
Зуев Дмитрий
Лапчик ВиолетаМакшеев Иван
Плечий Владимир
Плечий Регина
Плум Андрей
Плум Игорь
Сергеева Юлия
Томский Степан
Халенко Арина
Шелюхин Михаил
Ярвивиц Алёна
Ярвиц Иван
Яско Алина
Приложение 2
Анкета для родителей
Кто дал имя?
По какому принципу выбирали имя:
а) по наследству
б) красиво звучит
в) в честь кого-то (известный актёр, певица, знакомый и т.д.)
г) другой вариант
Анкета для обучающихся1) Как обращаются к тебе в школе учителя?
2) Как обращаются к тебе одноклассники?
3) Как бы вы хотели, чтобы к вам обращались?
4) Как вас называют дома?
Приложение 3
Классификация имён по происхождению и значению
Мужские имена
Имя Значение имени Частота
повторяемости
Андрей с греческого «мужественный» 2
Артём С греческого «невредимый» 1
Владимир Древнерусское «владеющий миром 1
Дмитрий Греческое, принадлежит богине Земли, плодородия 1
Иван Древнееврейское «добрый, бескорыстный» 2
Игорь Древнерусское «воинственный, осмотрительный, бережливый 1
Илья Древнееврейское «крепость Господия» 1
Михаил Древнееврейское «как Бог, подобный Богу» 1
ОЛЕГ Скандинавское «интеллегентный» 1
Павел Латинское «малый» 2
Сергей Латинского «стерегущий» 1
Степан Древнегреческое «венец, корона» 1

Приложение 4.
Классификация имён по происхождению и значению
Женские имена
Имя Значение имени Частота
повторяемости
Алёна Древнерусское «алая, красная» 2
Алина Латинское «другая, чужая» 1
Анастасия Греческое «воскресшая» 1
Арина Греческое «мир, покой» 1
Вероника Латинское «победа» 1
ВиолетаЛатинское «фиалочка» 1
Дарья Персидское «сильная, побеждающая, владеющая богатством 1
Диана Латинское «божественная» 1
КаринаЛатинское «милая,дорогая» 1
Кристина с греческого «христианка» 1
Наталья Латинское «родная» 2
Регина Греческое «царица» 1
ЭлинаЛатинское «свет, факел» 1

Приложение 5.
Классификация имён по частоте употребления
Мужские имена
Имя Частота
повторяемости
Андрей 2
Артём 1
Владимир 1
Дмитрий 1
Иван 2
Игорь 1
Илья 1
Михаил 1
ОЛЕГ 1
Павел 2
Сергей 1
Степан 1
Приложение 6.
Классификация имён по частоте употребления
Женские имена
Имя Частота
повторяемости
Алёна 2
Алина 1
Анастасия 1
Арина 1
Вероника 1
Виолета1
Дарья 1
Диана 1
Карина1
Кристина 1
Наталья 2
Регина 1
Элина1

Приложение 7.
Классификация имён по принципам имянаречения