Урок — творческий проект «Очей очарование» 4 класс

Урок - творческий проект «Очей очарование» 4 класс
План проекта.
Выбор темы.
Деление класса на творческие группы: литераторы, музыканты, художники, дизайнеры, фотокорреспонденты
Сбор материала.
Отчет по проделанной работе.
Методический паспорт проекта.
По содержанию – межпредметный
По уровню усвоения учебного материала – итоговый проект
По форме организации – групповой
По срокам выполнения - среднесрочный
По результатам выполнения – практический
 
Цель: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений.
Задачи:
          Формировать представления о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.
          Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.
          Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.
          Формировать коммуникативные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Группы приветствуют гостей, занимают свои места.
II. Подготовительный этап.
Над землей туман клубится,
Вяжет сети паучок.
Вот и рыжая лисица
Красит листья в жёлтый цвет.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краску ливнем.
Отгадать загадку просим:
Кто лисица эта?
- Осень!
Учитель: - Ребята, мы в течение долгого времени на уроках – литературного чтения, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года – осени. Мы выбрали общее название «Очей очарование».
- А что же подтолкнуло вас и захотелось самим попробовать свои силы в роли художников, дизайнеров, издателей и фотокорреспондентов?
Ответы учащихся:
- В литературе встретились очень красивые поэтические произведения, на уроках рисования, трудового обучения выполняли различные работы!
- Наполнить себя красотой и поделиться с другими.
Учитель:
- Ребята, я предлагаю продолжить исследования и попытаться проникнуть в некоторые тайны искусства.
- Осень – искусная чародейка с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года. Это всё завораживает, пленит, очаровывает. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.
III.Выступление литераторов
- Великий русский поэт А.С.Пушкин искренне любил осень, был очарован ею. Он, как кисточкой – словом рисует очень яркую картину золотой осени.
А.С.Пушкин. «Унылая пора!»
Чтение стихотворения
Д. Кедрин «Осенняя песня»
-Автор передаёт настроение расставания, прощания, конца чего-то. Чувствуется состояние неподвижности, покоя, движения замирают, становятся незаметными. Небо неяркое, словно выцветшее, похожее на ситец. Особенно нравится образ духов осени. Это ветры и дожди. В названии есть слово «песня». Если подобрать к нему музыку, то она будет нежной, мелодичной, немного грустной, тихой.
С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы» (По желанию дети читают стихи об осени).
-Мы тоже побывали в роли писателей. Сочиняли истории, описывали осенние деньки.
(Все свои работы(сочинения, поэтические зарисовки) дети оформили в виде небольших книг)
IV. Выступление художников.
- Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины, изображая осень.
( Три картины художников : Остроухова И.С., Поленова В.Д., Левитана И.И.)
1. Остроухов Илья Семенович (1887г.) изобразил два старых клена и несколько тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине все сливается с ярким золотом осенней листвы. Всё пронизано лёгкой туманной дымкой. Лес засыпает, но он живой. Сороки скачут по дорожке. Мы как – бы оказались в самой чаще леса.
2. Паленов Василий Дмитриевич (1893г.)
Мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и даль до самого горизонта. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна с протоптанной тропинкой, молодые берёзки в золотых одеждах, кое – где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по этой дорожке, подышать осенним воздухом.
3. Левитан Исаак Ильич изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.
Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.
- Все картины объединяет одна тема- «Осень».
- Есть сходство в описании природы поэтами и художниками.
- Лес, точно терем расписной- эти строчки из стихотворения больше всего выражают содержание картин
-Мы изобразили осень на своих рисунках и составили альбом из своих рисунков.
V. Выступление музыкантов.
- Природа и музыка – эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем – то очень похожи.
- Первые рассветные лучи звенят росинками на цветочных полянах, малиновый закат наполняет вечер своими плавными звуками, музыка звучала, звучит, и будет звучать там, светит солнце, там, где опадают на остывшую землю позолоченные осенью наряды каштанов и кленов. Там, где небо распахнуло для журавлиного полёта.
Мы обратились к творчеству русского композитора П.И.Чайковского. Чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта.
Слушаем музыку. Фортепианные пьесы «Времена года» композитор писал в течение 1876 года. У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по – своему. Осень радует нас спелыми сочными красками деревьев. Музыка осени сначала праздничная и величавая. Но пролетают дни за днями, и щедрый темп урожая сменяют чуть грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва. И задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей неповторимой багряной красой.
« Времена года» являются любимейшими произведениями музыкантов и слушателей. Композитор писал о природе так, что слушая его произведения, ощущаешь, видишь живые чудеса природы, сказочную, не увядающую красоту земли.
VI. Выступление литераторов.
- Мы нашли стихи наших хакасских поэтов об осени
Осень
Лета долгая пора Не бывает всё же вечной. Ходит ниже в небесах Солнце – белое светило. Грусть у птичек в голосах Трели звонкие сменила. Собираются скворцы В отлетающие стаи, На вершинах белых гор Кружат белые метели.
(М.Е.Кильчичаков)
Осень
То не снежные сугробы. Дунет сиверко едва – И летит, летит на тропы Золотой сентябрьской пробы Тополиная листва. Птичьи стаи рвутся к югу. Журавлям зима страшна. И прощальному их кругу – Из любви к родному лугу – Клич сопутствует: «Тур-на!»
(П.Штыгашев) VII. Выступление фотокорреспондентов.
- Я фотографировал осенние пейзажи. Хакасия осенью очень красива. Мои фотографии подходят к стихам М.Кильчичакова и П.Штыгашева. (фотоальбом)
- А мне было интересно сфотографировать в нашем городе приметы осени. (фотоальбом).
VIII .Выступление дизайнеров.
- Мы, используя различные материалы, создали осенние картины.
(Выставка работ из осенних листьев, природного материала.)
IX. Итог .
У: - Осень – удивительное время года. В этом слове много тепла, солнца, золота, торжественности, величия. Осень вызывает у нас противоречивые чувства: она радует нас яркими красками, теплыми солнечными деньками, осенью мы грустим об ушедшем лете.
- Что такое осень?- я спросил поэта.
-Осень- это песня!- мне ответил он.
Музыкант добавил: «Осень - это вальсом
Закружатся листья в золоте своем!»
А художник просто взял холсты и кисти
И рассыпал краски, не жалея их!
Мой ответ про осень будет лаконичным:
«Осень- это сказка грусти и любви».

Учитель:
- Чему вы научились, работая над этим проектом?
(Коллективное обсуждение работ)
-В заключение нашей работы мы исполним песню «В октябре» слова И. Мазнина
По окончанию урока всем гостям участники проекта раздают сувениры в виде осенних листьев с четверостишьями об осени.















Заголовок 315