РАЗРАБОТКА УРОКА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Индия во второй половине ХIХ века»


Донецкая общеобразовательная школа № 90
I – III ступеней
РАЗРАБОТКА УРОКА В 9 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ: «Индия во второй половине ХIХ века»
ПОЛДГОТОВИЛ УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
Клёсова В.М.
Донецк - 2015
ТЕМА. Индия во второй половине ХIХ века
Цель: объяснить как происходило колониальное завоевание европейцами Индии определить последствия проникновения европейцев; дать представление о национально-освободительной борьбе народа; формирование умения работы с различными историческими источниками, содействовать развитию критического мышления и навыков самостоятельной работы учащихся; использовать материал урока для осознания учащимися того, каким продолжительным был путь к утверждению прав и свобод человека; воспитывать учащихся в духе патриотизма, взаимопонимания между народами.
Тип урока. Комбинированный.
Основные термины: Ост-Индская компания, сипаи
Основные даты: 1857-1858 гг.- восстания сипаев
Оборудование: учебник, настенная карта иллюстрированный материал, компьютерная презентация урока, сообщения учащихся на тему: «Восстание сипаев»
Ожидаемые результаты: учащиеся смогут: сравнивать экономическое положение Великобритании с другими странами; давать оценку деятельности политиков.
Ход урока
I.Организационный моментII. Проверка домашнего задания
Вопросы и задания
1.Проследите по историческому атласу ход колониальной экспансии европейских государств. Составьте хронологию основных событий.
2.Можно ли утверждать, что европейцы несли в Азию, Африку, Латинскую Америку цивилизацию и будущее процветание? Ответ обоснуйте.
III.Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Беседа на повторение.
1.Вспомните, когда европейцы проникли в Индию?
2.Что привлекало европейцев в странах Востока?
III.Изучение нового материала
1.Опережающее задание
Заполните таблицу «Восстание сипаев»
Вопросы Восстание сипаев
Причины Повод Лидеры, состав восставших Цель Причины поражения результат Учащиеся, получившие опережающее задание зачитывают сообщения
Образец сообщения
Для начала давайте вспомним когда началось завоевание Индии Великобританией? ( с сер. XVIII до сер. XIX вв). Понадобилось 100 лет, чтобы окончательно подчинить Индию и сделать ее своей колонией. Вспомним, что такое колония? Давайте посмотрим на карту. Назовите колонии и полуколонии Британской державы. Заметьте, у Великобритании большое количество колоний. Как вы думаете для чего Великобритании понадобилась Индия? ( Это был важнейший рынок промышленных товаров и одновременно источник сырья. Можно сказать кладезь богатств)Индия с древних времен привлекала внимание купцов, европейских монархов и авантюристов. Испанцы, англичане, португальцы, французы старались закрепиться на полуострове Индостан. Английская Ост-Индская компания достигла наибольших успехов.С 1784 г. действовало так называемое двойное управление Индией: в Калькутте управлял генерал-губернатор, а в Мадрасе и Бомбее появились губернаторы в окружении мелких чиновников, крупных землевладельцев, военнослужащих. Ост-Индская компания установила систему налогового грабежа, эксплуатации крестьян, мелких землевладельцев, князей. Компания подчинила себе практически все княжества.
В 18 в. основной статьёй индийского экспорта были хлопчатобумажные ткани. Которые производились вручную. Но промышленная революция сделала производство таких тканей в Европе дешевле, чем в Индии. Стало выгодно привозить ткани в Индию из Великобритании. Недовольство английского господства возрастало. Стали распространять слухи. Что всех индийцев обратят в христианство. Конфликт усилила конфискация в
1856 г. компанией княжества Ауд с 5 млн. жителями под предлогом плохого управления и отсутствие законного наследника.
Работа с терминами и понятиями
Сипаи - наёмные колониальные войска в Индии. Офицерами были англичане.Поводом к восстанию стало получение индийской (сипайской) армией патронов обработанных свиным или говяжьим жиром. Каждый из них был обёрнут в бумагу, а при стрельбе военные должны были срывать эту бумагу зубами. Но по традиции мусульман запрещалось употреблять свинину, а у индусов говядину(священное животное).Для того, чтобы предотвратить в дальнейшем возможность подобного развития событий Великобритания пошла на серьезные реформы: в 1858 году была упразднена Ост - Индская компания , власть переходила непосредственно в руки английских чиновников, было упорядочено налогооблажение
IV.Закрепление новых знаний и умений учащихся.
Творческое задание
1.Почему Англия проводила такой внешнеполитический курс?
2.Причины поражения сипаев?
V.Подвидение итогов урока. Учащиеся возвращаются к ожидаемым результатам урока и выясняют удалось ли их развязать.
Учитель анализирует и оценивает работу учащихся.
VI.Домашнее задание.
1.проработать соответствующий § учебника.