Внеклассное мероприятие «11 декабря-день памяти воинов, погибших в Чечне»


«11 декабря – День памяти воинов, погибших в Чечне»
(классный час для старшеклассников)
Цель: Формирование таких качеств личности, как патриотизм, гражданственность, гуманизм; развитие других ценно-ориентированных качеств, как чувство долга, ответственности перед страной, перед товарищами, уважение к памяти погибших в горячих точках. Оформление: 1) плакат: «Вспомним всё поимённо, сердцем вспомним своим. Это нужно не мёртвым, это надо живым»
2) стол, тёмная скатерть, свеча, цветы.
3) Список погибших земляков при исполнении воинских обязанностей на территории Чеченской республики (в чёрной рамке)
4) Вырезки из газет, фотографии 5) пословицы (запись на доске): «Отчизне послужим в бою за честь и свободу свою»,
«Честь солдата береги свято»
«Принял присягу – от неё ни шагу»
«Изучай умело военное дело»
«Герой никогда не умрёт – он вечно в народе живёт»
6) Магнитофон, запись песен группы «Любэ».
Ход классного часа:
Классный руководитель (вводное слово): Ребята, 11 декабря – День памяти воинов, погибших в Чечне. Это не праздник, это день скорби по всем тем, кто исполнял свой долг в горячих точках. Страна должна знать своих героев, а мы с вами должны помнить о наших Зубово-Полянских ребятах, наших мордовских земляках, исполнявших воинскую обязанность в Чеченской республике.
1 Уч-к: Получают мальчики повестки,
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая;
От врага отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказы им дают,
Расцелуют крепко, перекрестятИ по-бабьи жалобно всплакнут.
А отцы, махнув по рюмке «горькой»,
Зная, как тяжёл солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руку:
«Ты, сынок, писать не позабудь».
Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока ещё не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших мам и пап всё меньше.
Все они уходят в мир иной…
А сынок в граните остаётся,
Остаётся вечно молодой.
Кл.рук.: Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной, матерью, потерявшей единственного сына. Каждая женщина, провожая в армию сына, брата, любимого, надеется на встречу, но не всем надеждам суждено сбыться.
Песня: «Я ухожу»
Кл.рук.: Послушайте стихотворение «Мать солдата». Его написала ученица 10 класса нашей школы – Лазарева Алла. Читает автор.
Мать солдата.
И вот опять который день тебе не спится,
Сидишь и плачешь ты тихонько у окна.
Ты – мать солдата, этим ты должна гордиться, Ему ведь тоже нелегко там без тебя.
Ты не грусти, что твой сынок далёко,
Где людям мира и покоя очень не хватает,
Стоит он на посту и автомат сжимает одиноко,
Он от врагов страну оберегает.
А он тебе напишет: «Мама, здравствуй»,
Немножко о солдатской жизни расскажу.
Мамуль, ты только не грусти напрасно,
Хоть я тебе и правду напишу.
Здесь, мама, всё по одному закону:
Здесь каждый день идёт стрельба,
А если ты стрелять не будешь,
Тогда враги убьют тебя.
Здесь, мама, потерял своих друзей я.
Они геройски за людей сражались.
Однажды чудом, уцелел и я,
Когда на мине с другом подорвались.
Когда становится спокойно, ближе к ночи,
Когда звучит волнующе гитара,
Домой мне хочется уж очень,
И вспоминаю я тебя, конечно, мама…»
И ты заплачешь тихо и погладишь
Письмо своей морщинистой рукою,
И в мыслях ты тихонько скажешь:
«Сыночек, я всегда с тобою».
А сколько матерей теряли сыновей
В проклятом том краю – Афгане,
А ты пойми, как тяжело порою ей,Твоей, солдат, старушке – маме.
2 уч-к: 10 страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда-то это называлось выполнением интернационального долга. С чего всё началось? Прежде всего, русские пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии. Впрочем, не все хотели укрепления позиций России. Заокеанские стратеги в борьбе за влияние в этом взрывоопасном районе не жалели средств. Против нас была объявлена не только информационная война. Кто-то добренький стал щедро осыпать афганских моджахедов «благами западной цивилизации». Широкой рекой в Афганистан потекли современные средства ПВО – тогдашние «Стингеры», стрелковое и тяжёлое вооружение, средства минной войны… Но главное –деньги: доллары, афгани…
Убийство из засады стало самым прибыльным бизнесом для простого афганца. Словно время повернулось вспять – буквально за каждое ухо убитого советского война, как за скальпы во время покорения Америки, стали платить, и платили щедро. На бешеных деньгах множились солдаты удачи. Все мы знаем, сколько наших ребят полегло тогда… А чтобы бизнес у «духов» шёл успешнее, их обучали в диверсионных школах на территории соседнего Пакистана.
3 уч-к: Наконец, наших солдат вывел из Афгана. Армия свой долг выполнила с честью, а вот выполнили ли свой долг те, кто посылал ребят на войну? И как больно сейчас читать и слышать им, прошедшим огонь и воду и оставшимся в живых, что та война была ошибкой… Значит, всё было зря?
4 уч-к.
Мы шли пружинисто и дружно –
Две сотни ног в единый шаг,
И слава русского оружья
Звенела в нервах и ушах.
Туда, где полковое знамя
Цепляло верхние слои,
Взмывали соколы орлами
И соловьями – воробьи.
Земля сама под шаг просилась –
Десантный шаг, и потому
От грома небо покосилось,
Берету вторя моему.
И окна радостно сверкали
Сквозь вишен розовый туман…
И мы тогда ещё не знали
Словца мудрёного – «душман» . (М. Гаврюшин)
5 уч-к.
Это время моё.
Я не знаю прекрасней времён.
Это воля – моя.
Мне вольнее неведома воля.
Этот вбитый в пустыню
Десантный родной батальон.
И по Родине боль –
Нет страшнее и слаще той боли.
Ничего не прошу.
Да и дастся ли что от земли?
Мы – твои школяры.
Заповеданы сердцу уроки.
На глухом рубеже,
Где кочевники тьмою прошли,
Мне пустыня шумит,
Что придут мои грозные сроки.
До последнего вздоха
Возьми меня, время моё!
Чтобы дело моё послужило оставшимся дома.Пусть летит стороною, не зная пиров, вороньё,
Журавлиные гнезда венчают родные хоромы.
И когда камнепадом бессонных и вздыбленных рот,
Мы ударимся в ночь, зажигая сигнальные свечи,
Нас любовь и надежда
По чёрным пескам проведёт,
На барханах оставив кровавые наши насечки.
И за толику жить и стоять на железном ветру,
И за горечь полей желтоглазого Афганистана,
Безымянным туманом на старой границе умру,
Безымянной звездой!
Ты в Тамбове прости меня, мама…
Кл.рук: Ребята, прошедшие испытание Афганом, наверное, что-то же получили взамен? Человек, заглянувший в лицо смерти, и не дай Бог – измене, лучше узнал цену жизни, цену дружбы, любви к Отчизне?
6 уч-к: Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаём не только по орденским нашивкам на штатской одежде… Мы узнаём их по спокойным и твёрдым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Мы нередко слышим их песни, привезенные оттуда. В них нет места тщеславию, кровожадности или мести. Они поют о Родине, долге, о любви и о боевом товариществе.
Песня «Афганистан»
Кл.рук: Давно закончилась та война, так почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?
7 уч-к: Всё новые и новые горячие точки вспыхивают на карте страны и среди них, ставшие для многих просто ужасом, слово – «Чечня».
(8 уч-к и 9-уч-к выходят вдвоём)
8 уч-к.
Ищу на карте крохотную точку,
Политую свинцом и кровью омут,
Чтоб вставить в поэтическую строчку
Короткое название – Бамут.
Закрою атлас, снова открываю…
На сердце боль и тяжесть у меня.
Так вот она, та точка роковая.
Кто знал её вчера? Она – ЧЕЧНЯ.
На фоне бледно-розового цвета
Она – уму и совести укор.
Кто знал вчера название это
Что за чертою дальних гор?
Теперь в горах и на просторах ровных
Ночами много женщин не уснут.
Как колокол вздыхает похоронный
Зловещее: Ба-мут, Ба-мут, Ба-мут!
Тем вздохам расстоянья не помеха,
Добро – негромко, громкозвучна – злость.
Тревожное трагическое это
И к мирному Кузнецку донеслось.
9 уч-к: (продолжает)
В истории свои загадки,
С плеча судить мы не вольны:
Кто виноват в кровавой схватке
Людей вчера одной страны.
Пройдя по жизненным излукам,
История, как ОТК,
Клеймо поставит по заслугам,
И не на час, а на века.
И за чеченскую аферу
Поставить каждому печать.
И за солдатика-шофера
Пред Богом будут отвечать.
Его уста сегодня немы,
Его объемлет тишина.
Но эта вот полупоэма
Сейчас ему посвящена.
А кто он, мы таить не станем:
Не из «господ», не из гуляк.
Его фамилия – Китанин.
Обычный парень, наш земляк.
Война, война… Кому-то очень больно,
А кто-то ищет новых благ и чин…
Друзья мои, всех убиенных в войнах
Припомним и минуту помолчим.
(МИНУТА МОЛЧАНИЯ)
10 уч-к. Судьбы, судьбы. Пограничник Евгений Родионов попал в плен в 1996 году. К блокпосту на Чечено-Ингушской границе подкатила машина с красным крестом. Он не смог стрелять по людям в белых халатах. «Врачи», затолкали ребята в машину и увезли в Чечню. Так начался плен. Девяти долгих месяцев мать искала сына по всей Чечне. Его казнили под Бамутом в самый день рождения. Через несколько месяцев могилу за огромные деньги матери укажут чеченцы… Она опознала обезображенное и обезглавленное тело по нательному крестику…. 11.уч-к. Из рассказа матери Евгения: «Много лет назад 23 октября мы с мужем поженились. И 23 октября я выкопала сына из земли и привезла домой, похоронила. Надпись на памятнике: «Прости, сынок» - это как моя вечная вина перед ним. Он погиб в семи километрах от меня, пока я не могла его найти…» Девятнадцатилетнего парня избивали, заставляя сменить веру, забыть Отечество, присягу снять с себя крест и стать бандитом… Наконец, средства иссякли. Поняв, что парня не сломить - его обезглавили. 12.уч-к. Евгений Родионов был казнён 23 мая 1996 года на четвёртом месяце плена под Бамутом в день своего 19-летия. Мать находилась в 7-ими километрах. 24 мая Бамут был взят, но неповторимое свершилось…
Руки морщинисты, волосы белые. Мама!Много пережила, многое сделала. Мама!Слово, как солнце, нас греет столетия. Мама!Это надежда, это бессмертие. Мама! Первое слово сказал я простое: Мама!В нём сокровенное всё и святое. Мама! (А.Стовба)13 уч-к. Для защиты осиротевших родителей и попавших в беду солдат у нас в республике создан комитет «Солдатская мать». Комитеты солдатских матерей создаются повсюду в России. Нам нельзя в свою боль замыкаться,Горе может в любой дом ворваться.Мы должны всем народом подняться.Мы должны дружно за руку взяться.За живых и погибших безвинно,Дорогих, бесконечно любимых. 14уч-к. Из числа сотрудников полиции Мордовии формируются отряды, которые отправляются в «командировку на войну». На земле, пропахшей кровью и порохом, наши ребята пересекли межнациональные конфликты, выявляли и задерживали незаконные вооружённые бандформирования, обеспечивали порядок, мир и стабильность жителям Чечни и Северной Осетии. Сапер Мордовского ОМОНа Василий Вождаев ровно 3 года назад обнаружил на дороге мину-ловушку, замаскированную под видеокассету. Эта мина стала для него последней. Василий Вождаев геройски погиб при исполнении служебных обязанностей. Кл.рук. Среди погибших при исполнении воинских обязанностей на территории Чеченской республики есть и наши земляки:1). Младший сержант Тамилкин Александр Андреевич, 1974 года рождения, уроженец села Пичпанда З-Полянского р-она. Погиб 13 Января 1995 года. 2). Майор Сураев Александр Силантьевич, 1971 года рождения, уроженец Саранска. Погиб 16 июля 2000 года. 3). Рядовой Долгаев Владимир Иванович, 1982 года рождения, уроженец З-Поляны. Погиб 11 июля 2001 года.4).Сержант Проверкин Сергей Сергеевич, 1983 года рождения. Родился в с.Елизаветино Читинской области. Проживал в Анаеве З-Полянского р-она. Погиб 17 мая 2000 года.Эти данные нам предоставил районный военкомат.
Песня: «Давай за»
15 уч-к. Я считаю, у каждого из нас есть свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся. Долг перед страной, долг перед товарищами, долг перед совестью… Кл.рук. Ребята, а что для вас значит «долг»? Как вы это понимаете? (мнение учащихся)16 уч-к. Долг? А если сердце человека таки не согрела любовь к ближнему, к Родине, если сердце не знает теплого слова ОТЧИЗНА? Если совесть заплыла жиром, а на близких наплевать… Как быть тогда?Кл.рук. Давайте положим на одну чашу весов тот идеал, к которому веками стремился наш народ, а на другую – лень, равнодушие, сытость – словом, наш современный эгоизм. Что перетянет? Я прочту вам стихи:Но жизнь пройдёт, развеявшись как дым.Предсмертный миг оставив мне в подарокДля мужества – примера молодым.И в памяти, оставивший огарок,Осветит мне секунду бытия.Границу между жизнью и смертью,И вот тогда лишь буду вправе яНа равных разговаривать с бессмертьем.И, стоя у истоков чистотыИ обращаясь в прошлое и в вечность,Я попрошу у мира красоты,А для людей – душевную сердечность.
- Давайте помнить своих героев и равняться на них.