Урок. Знаки препинания: завершения, выделения, завершения.


Урок 3.
Тема: « Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения».
Цели:
Восстановить знания и умения, полученные в 5-7 классах;
Обобщить и систематизировать знания об употреблении знаков препинания;
Закрепить навыки сознательного, грамотного применения знаков препинания;
Научить разграничивать знаки препинания по их функциям.
На доске:
Изве..ный посв..тить фонарем ноч..нойНена..ный посв..тить рассказ мощ..ныйРадо..ный интере..ная жизнь клян..читьМе..ный параш..т г..ризонтВку..ный брош..раЧуде..ный ж..ри
Опас..ый соч..нение
Поставьте ударение: толерантный, значимый, зубчатый
украинский, красивее.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Каковы основные функции языка, в том числе русского?(коммуникативная-функция общения; мыслеформирующая-функция воплощения и выражения мысли; эстетическая-функция создания прекрасного средствами языка; экспрессивная –функция выражения внутреннего состояния говорящего).
Назовите официальные языки ООН. ( Английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский).
В каких сферах международного общения применяется русский язык ? (Применяется в различных сферах международного и межгосударственного общения , активно используется в качестве средства общения ученых, также он является средством передачи информации в мировых системах коммуникации – радиопередачи, авиалинии т.п.)
Каков главный источник развития русского языка ? (Это произошло во многом благодаря созидательному творчеству русского народа, прежде всего поколений русских и всех российских деятелей науки, техники и в большой степени литературы, что как раз и явилось для русского языка главным источником развития. )Работа в тетради.
Запишите слова, записанные на доске, в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.
Произведите взаимопроверку по парам (один ученик по желанию выходит к доске, вставляет пропущенные буквы и комментирует орфограммы).
Работа по теме урока.
Работа по учебнику. Анализ таблицы. На с. 6 – 7.
3-4 предложения в таблице : в данных предложениях конструкции, нуждающиеся в выделении, деепричастный оборот и обращение находятся в нулевой позиции начала и конца предложения. Поэтому один из выделительных парных знаков нейтрализуется, т.е. поглощается позицией начала предложения или знаком завершения, выделения. Знаки выделения как парные знаки препинания можно наблюдать только в том случае, если выделяемая конструкция находится в середине предложения.
Выводы учащихся после рассмотрения таблицы:
- знаки препинания по значению делятся на 3 группы:
Знаки завершения;
Знаки разделения;
Знаки выделения.
- Наибольшее количество знаков в группе « знаки разделения».
- Чаще других разделительных знаков препинания употребляется запятая.
5. Тренировочные упражнения.
1. Учащиеся выполняют упр.6, используя данные таблицы на с.6-7.
2. Устно делают упр.5 на с.5.
Они выразительно читают сначала первое четверостишие стихотворения Ф. И. Тютчева, затем второе, сравнивают знаки завершения в предложениях этих двух четверостиший и делают вывод, что знаки завершения (вопросительный и восклицательный) помогают поэту выразить восхищение могуществом природы.
Учащиеся выразительно читают четверостишие, напечатанное во втором столбце.
6. Закрепление материала и проверка понимания темы.
Выборочная работа.
Выписать из упр. 7 на с. 8 предложения в такой последовательности: а) с разделительными запятыми; б) с выделительными запятыми; в) со знаками выделения и разделения.
Отметить написания, не соответствующие произношению. Какими орфографическими правилами надо воспользоваться? Работа по развитию и обогащению речи (дифференцированная).
1-я группа учащихся (сильная) выполняет упр. 9 на с. 8. ( 1. Для празднования дня рождения Марины мы приготовили много разноцветных шариков : жёлтых, красных, голубых и красных. Подлежащее – главный член предложения. 2. Петя долго глядел на яблоко, лежавшее на столе, и, наконец, съел его. Варя, не забудь завтра прийти принести корм для птиц. 3. Коля молчал: новость, сообщенная соседкой, его поразила. Сад, в котором мы когда-то работали и играли, теперь должны были снести. Осень пришла, и запылали кроны деревьев, окрасившись в багряные цвета.
2-я группа учащихся (слабоуспевающая) находит в тексте И. Соколова-Микитова «Наш Север» предложения, в в которых знаки препинания служат для разделения и выделения.
НАШ СЕВЕР.
Кому ни приходилось слышать о нашем Севере, обладающем громадным количеством больших и малых рек и живописных озер?
Наш Север во многих местах покрыт лесом. Лес — главное его богатство. Когда побываешь в таком лесу, то невольно залюбуешься его стройными деревьями, смыкающими далеко в вышине свои ветви, сквозь которые лишь кое-где виднеется светлое северное небо. Здесь всегда прохладно и тихо. Лишь тонкий комариный звон разносится в свежем воздухе. А в зимнюю пору исчезают и эти звуки. Только изредка в белом снежном безмолвии раздастся треск какой-нибудь обломившейся ветки или послышится отдаленный гул машины, мчащейся по широкому тракту.
(По И. Соколову-Микитову)
VI. Контроль за пониманием темы.
Спишите четверостишие Е. Баратынского, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Надпишите букву р над разделительными знаками препинания, букву в над выделительными знаками. Укажите синтаксические условия употребления знаков препинания, сделайте вывод о назначении знаков препинания.
И вот с..нтябрь! Замедля свой в..сходС..яньем хладным солнце блещ..т
И луч(?) его в з..рцале зы(б, п)ком вод
(Не)верным зол..том тр..пещ..т.
VII. Обобщение материала по теме.
— Что нового мы узнали о знаках препинания?
VIII. Домашнее задание дифференцированного характера:
а) упр. 11 для более подготовленных;
б) упр. 8 или 10 (1 абзац) для недостаточно подготовленных учеников,
которых знаки препинания служат для разделения и выделения.