Конспект урока русского языка в пятом классе по теме: Члены предложения. Грамматическая основа


Члены предложения. Грамматическая основа.
Задачи:
повторить и обобщить знания обучающихся о главных и второстепенных членах предложения;
сформировать понятия главных и второстепенных членов предложения;
способствовать выработке навыка нахождения главных и второстепенных членов предложения.
Приветствие детей и гостей.
На 1 слайде изображены графические рисунки. Учитель задает обучающимся вопросы:

Как вы думаете, что обозначают эти графические рисунки?
Разделите их на группы. Почему вы разделили их именно так?
О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (тема урока появляется на слайде).
Какие задачи мы должны выполнить на уроке? (задачи урока появляются на слайде).

Повторение ранее известного материала.
Чтобы повторить известный обучающимся ранее теоретический материал, им предлагается поработать в группах (5 групп), задания для групп дифференцированные (1, 3, 4 группы продолжают начатые предложения, 2 и 5 группы восстанавливают порядок предложений).
Задания для групп.
1 группа:
Вставьте на места пропусков недостающие слова (словосочетания).
Дополнение - …………………………….член предложения, который обозначает ………………………., отвечает на вопросы ……………………. Дополнения чаще всего выражаются местоимениями,.……………………….и чаще всего зависят от сказуемого.
2 группа:
Восстановите порядок предложений.
Обозначает действие предмета. Чаще всего выражается глаголами, но может быть выражено также существительными и прилагательными. Сказуемое – это главный член предложения. Например: Земля – планета. Она прекрасна. К сказуемому можно задать вопросы что делает предмет? какой он? Кто он такой?
3 группа:
Определение - ……………………………..член предложения, который обозначает …………………………………..и отвечает на вопросы………………………………. В качестве определения обычно выступают …………………….. и местоимения, которые зависят от членов предложения, выраженных существительными: Наша (чья?) дорога вывела нас на (какую?) широкую поляну.
4 группа:
Обстоятельство - ………………………..член предложения, который обозначает место, причину,…………………………………..и отвечает на вопросы ………………………………………………………….. Обстоятельства обычно выражаются существительными с предлогами, ……………………..и чаще всего зависят от………………………. Над рекой (где?) опустился туман.
5 группа:
Восстановите порядок предложений.
Например: Вверху дул слабый ветер. Главный член предложения. Подлежащее. Отвечает на вопросы именительного падежа. Подлежащее обычно выражается существительным и местоимением в им.п. который обозначает предмет речи. кто? что?
На работу в группах дается 5 минут. Затем группы отвечают. Остальные группы внимательно слушают, могут добавлять ответы своих одноклассников, поправлять их.
II. Итак, давайте проверим ваши знания. Работа в тетрадях («Согласен» или «Не согласен»). Учитель читает утверждения, а обучающиеся соглашаются или не соглашаются с ними, отмечая согласие знаком «+», несогласие знаком «-».
Дополнение – это главный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? чей? чья?
Сказуемое – это второстепенный член предложения, который обозначает действия предмета, чаще всего в предложении выражается глаголами.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? Обстоятельства обычно выражаются наречиями и существительными с предлогами.
Все члены предложения делятся на две группы: главные члены и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое образуют грамматическую основу предложения.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы косвенных падежей.
После этого происходит самопроверка (слайд на доске)

Физкультминутка. Учитель читает стишок и выполняет определенные упражнения. Учащиеся повторяют за ним.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места (круговые движения кистями рук):
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь (прыжки на месте),
Будто мой упругий мяч.
Закрепление материала.
Разделите свою тетрадь на 5 столбиков (1 – подлежащее, 2- сказуемое, 3- дополнения, 4 – определения, 5- обстоятельства).

Учитель читает предложения, а обучающиеся из них выписывают второстепенные члены предложения по соответствующим столбцам.
Мишке снилась солнечная речка.
Митька задумчиво наблюдал за облаками.
Они медленно двигались по синему небу.
В лесу громко закричала какая-то птица.
Трамвай обогнал поезд.
Куковала кукушка, свистели синицы, верещали дрозды.
Взаимопроверка

Рефлексия.
- Ребята, давайте вернемся к задачам урока. Как вы думаете, удалось нам сегодня выполнить поставленные задачи? На столах у вас лежат карточки, подпишите их и оцените себя.
 Имя, фамилия ____________________________________
  Могу Испытываю трудности Не могу
Легко находить подлежащее и сказуемое      
Отличать главные члены предложения от второстепенных членов предложения      
Найти слово, от которого второстепенный член зависит      
Задать вопросы ко всем членам предложения Домашнее задание: §17 -18 –теория, №223
 Имя, фамилия ____________________________________
  Могу Испытываю трудности Не могу
Легко находить подлежащее и сказуемое      
Отличать главные члены предложения от второстепенных членов предложения      
Найти слово, от которого второстепенный член зависит      
Задать вопросы ко всем членам предложения  Имя, фамилия ____________________________________
  Могу Испытываю трудности Не могу
Легко находить подлежащее и сказуемое      
Отличать главные члены предложения от второстепенных членов предложения      
Найти слово, от которого второстепенный член зависит      
Задать вопросы ко всем членам предложения  Имя, фамилия ____________________________________
  Могу Испытываю трудности Не могу
Легко находить подлежащее и сказуемое      
Отличать главные члены предложения от второстепенных членов предложения      
Найти слово, от которого второстепенный член зависит      
Задать вопросы ко всем членам предложения Задания для групп.
1 группа:
Вставьте на места пропусков недостающие слова (словосочетания).
Дополнение - …………………………….член предложения, который обозначает ………………………., отвечает на вопросы ……………………. Дополнения чаще всего выражаются местоимениями,.……………………….и чаще всего зависят от сказуемого.
2 группа:
Восстановите порядок предложений.
Обозначает действие предмета. Чаще всего выражается глаголами, но может быть выражено также существительными и прилагательными. Сказуемое – это главный член предложения. Например: Земля – планета. Она прекрасна. К сказуемому можно задать вопросы что делает предмет? какой он? Кто он такой?
3 группа:
Определение - ……………………………..член предложения, который обозначает …………………………………..и отвечает на вопросы………………………………. В качестве определения обычно выступают …………………….. и местоимения, которые зависят от членов предложения, выраженных существительными: Наша (чья?) дорога вывела нас на (какую?) широкую поляну.
4 группа:
Обстоятельство - ………………………..член предложения, который обозначает место, причину,…………………………………..и отвечает на вопросы ………………………………………………………….. Обстоятельства обычно выражаются существительными с предлогами, ……………………..и чаще всего зависят от………………………. Над рекой (где?) опустился туман.
5 группа:
Восстановите порядок предложений.
Например: Вверху дул слабый ветер. Главный член предложения. Подлежащее. Отвечает на вопросы именительного падежа. Подлежащее обычно выражается существительным и местоимением в им.п. который обозначает предмет речи. кто? что?
На работу в группах дается 5 минут. Затем группы отвечают. Остальные группы внимательно слушают, могут добавлять ответы своих одноклассников, поправлять их.