Урок русского языкаА9.Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения


А9.Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний
Цели урока:1)Уметь находить главные члены предложения в двусоставном и односоставном предложениях;
2) Закрепить сведения по способам выражения подлежащего и сказуемого;
3)Адаптировать учащихся к выполнению задания А9Оборудование урока: Презентация, карточки с заданиями, доска
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Слово учителя
На нашем сегодняшнем уроке мы вспомним понятие «Грамматическая основа предложения», поговорим о подлежащем и видах сказуемого, потренируемся в определении грамматической основы предложения; проведём разбор заданий типа А9 ЕГЭ по русскому языку.
3.Проведение орфоэпической разминки. Написание слов и постановка ударения. Ученик у доски, остальные в тетрадях. Каталог, баловать, включит, прирученный, завидно, послала, клала, свекла, украла, прозорливый, сверлит, столяр, обеспечение (программное), исчерпать (я получил исчерпывающую информацию), феномен звонит по средам. Мы с вами записали ряд слов, на самом деле он гораздо больше, но, я думаю, что на экзамене вам будет гораздо легче, поскольку в некоторых случаях постановку ударения можно вычислить методом исключения. Для того, чтобы вам обеспечить уверенность на ЕГЭ, мы переходим с вами к теме урока.
4.Задание А9 проверяет умение определять грамматическую основу предложения. Оно представлено в следующей форме: какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения.
Вопросы для повторения
Дайте определение предложения?
Из каких членов предложения состоит грамматическая основа?
Способы выражения подлежащего? Сказуемого?
Какие виды сказуемого мы знаем?
Как в целом представлена грамматическая основа?
Грамматическая основа – это сочетание, образуемое главными членами, или единственный главный член предложения.

Грамматическая основа предложения
Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что? Пришла весна.
К подлежащему можно задать общий вопрос: о чём (о ком) говорится в предложении?
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи: Пришла весна. К сказуемому можно задать общий вопрос: что говорится о предмете речи?

Виды сказуемого
Сказуемое представлено тремя видами (типами) – простое глагольное сказуемое (выражено глаголом в каком-либо наклонении.), составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив) и составное именное(состоит из глагола-связки и именной части).

Грамматическая основа предложения
Анализ задания А9Рассмотрим пример задания А9 из демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2013 года. Дан текст и несколько сочетаний слов. Предлагается определить, какое из них является грамматической основой в одном из предложений этого текста.
(1)…(2) Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3) Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4) При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5) Промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6) Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1. стали машины (предложение 5)
2. корабли в упор палили (предложение 2)
3. вывести из строя (предложение 3)
4. матросы старались завладеть (предложение 4)
Чтобы выполнить это задание, необходимо помнить, что подлежащее обозначает то, о чём говорится в предложении, и это совершенно не обязательно слово, называющее предмет и отвечающее на вопрос что? Рассмотрим предложение 5: в нём две части, это сложносочинённое предложение. В первой его части речь идёт о промышленной революции или просто о революции, и это слово является подлежащим, а во второй части речь идёт о машинах. Сказуемое же обозначает то, что сообщается о подлежащем. О машинах сообщается, что они стали нововведением. Эта конструкция и является грамматической основой, в которой имеется составное именное сказуемое. Вариант ответа 1 неверен. В предложении 2 речь идёт о кораблях, это подлежащее, а сообщается о них то, что они палили, – это сказуемое. В упор отвечает на вопрос каким образом? и является обстоятельством образа действия, т.е. и второй вариант ответа неверен. В предложении 3 тоже несколько частей. Первая является односоставным безличным предложением, в нём речь идёт о том, что хватало, это сказуемое, а подлежащего в нём нет и не может быть, так как действие, о котором идёт речь, совершается само по себе, его никто не производит, в этом и заключается сущность безличных предложений. Вторая часть чтобы вывести корабль из строя тоже односоставная безличная конструкция. Вывести из строя, т.е. подбить, сломать и т.п., и есть грамматическая основа. Правильным является третий вариант ответа. Для страховки разберём 4-е предложение. Оно тоже является сложным, сложноподчинённым. В первой части его. При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы речь идёт о матросах – это подлежащее, а сообщается о них то, что они высаживались – это сказуемое. Во второй же части которые в рукопашной  схватке старались завладеть неприятельским судном есть союзное слово которые. Это подлежащее (оно употреблено вместо слова матросы, эквивалентно ему по смыслу), а сообщается о которых, что они старались завладеть. Это составное глагольное сказуемое.
Ответ: 3.
Выполним задание. Не стоит забывать, что подлежащее отвечает на вопрос О чём идёт речь в предложении? Сказуемое – Что сообщается о подлежащем?
(1) Выделение в текстах ключевых фрагментов является основой для написания реферата. (2) Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3) Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих её нескольких больших под тем. (4) При этом важно точно и лаконично изложить содержание отобранных фрагментов, провести их смысловое свёртывание. (5) Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6) Таким образом, компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата.
Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?
1. понимается (предложение 5)
2. фрагменты должны войти (предложение 2)
3. их следует отобрать (и) сгруппировать (предложение 3)
4. исключение является (предложение 6)
Правильный ответ: №2.
Давайте рассмотрим ловушки ЕГЭ .Подсказка. 1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом: Я буду принимать участие в выставке. В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое. Ловушка! Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию: Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото. Такая ошибка связана с двумя факторами. Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени. Помни! Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н-, а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия. Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы. В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото. Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть. Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото. Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым. Помни! Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые. Мне необходимо сойти на этой остановке. Ловушка! Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого. Она показалась мне смешной. Неверно! Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась). Верно: Она показалась мне смешной Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил). Верно: Учитель был строгим. Ловушка! В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать? 1) Предложения могут быть составлены по разным моделям: подлежащее + сказуемое; только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения); подлежащее + однородные сказуемые; однородные подлежащие + сказуемое. В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых. Помни! http://5-ege.ru/ В грамматическую основу входят ВСЕ главнее члены предложения, поэтому пропуск одного из них – явная ошибка. 2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ. 3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения). 4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу. Различай! Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие. Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны. В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа: Рассчитывал координаты. Координата рассчитана. Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным. 5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими. [И по его щекам поползли вниз блестящие капельки], (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки). Разбор задания. 1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения? (1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности. 1) восприятие является (предложение 2) 2) приобрел способность (предложение 4) 3) они не представляются слепком (предложение 4) 4) который позволяет видеть (предложение 6) Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое». Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек. Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?! Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать. Таким образом, прав будет тот ученик, который выберет вариант 3. 2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста? (1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому). 1) книги нужны были, они терялись 2) им нужны были, они терялись 3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись 4) книги нужны были, они терялись в океане Правильным является Вариант 1, так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане. 3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)? (1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)… 1) она издохнет (предложение 2) 2) что хочется (предложение 3) 3) что хорошо и должно делать (предложение 4) 4) научает способность (предложение 4) Это задание повышенной сложности. Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть. Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего. Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего. Верным является Вариант 4.
5.Закрепление темы урока, выполнение заданий А9.
Пример А9 – 1. Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой во втором (2) предложении текста или в одной из частей этого предложения?(1)... (2)Но итальянец Альберто Волкан нашёл способ, как изготавливать бумагу не из дерева, а из яблок. (3)Он пришёл к этой идее, когда подумал, как много целлюлозы содержится в выбрасываемых отходах. (4)Сейчас А. Волкан уже поставляет несколько видов бумажных изделий для различных учреждений в Италии. (5)А для нужд правительства страны он произвёл шестьдесят тысяч конвертов, семь тысяч блокнотов и шесть тысяч бумажных пакетов. (6) ..., получив поддержку властей, изобретатель занимается изготовлением из яблок клея и других изделий.1) способ изготавливать 2) изготавливать бумагу                                    3) изготавливать4) как изготавливать бумагуОтвет: Здесь вообще то сложное предложение, состоящее из двух. В первом  подлежащее – этот самый итальянец Волкан, а сказуемое – нашел. Во втором в роли подлежащего выступает частица как, а сказуемое изготавливать. Ответ: 3
Пример А9 – 2. (1)... (2)К такому выводу пришли голландские учёные, протестировав около шестисот человек в возрасте восьмидесяти пяти лет. (З)Оказалось, что среди исследуемых «быстрее соображали» 33% женщин и только 28% мужчин. (4)А хорошую память имели соответственно 29 и 11%. (5)По мнению специалистов, столь неодинаковые показатели обусловлены скорее всего биологической разницей между полами. (6)... женщины в пожилом возрасте реже страдают атеросклерозом, а значит, их мозг лучше снабжается кровью. (7)К тому же представительницы слабого пола имеют обычно меньший рост и вес. (8)Сердцу же высоких мужчин труднее накачивать кровь в голову против силы тяжести, поэтому обменные процессы в их головном мозге замедляются.Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой в восьмом (8) предложении текста или в одной из частей этого предложения?1)   процессы замедляются                                  2)  силы тяжести замедляются 3) накачивать процессы 4) труднее замедляютсяОтвет. В первом предложении подлежащее сердцу, сказуемое труднее накачивать. Во втором подлежащее процессы, сказуемое замедляются. Подлежащее + сказуемое = грамматическая основа. Подходит основа второго предложения – процессы замедляются. Ответ: 1
Пример А9 – 3. (1)... (2)Но, как показали последние исследования учёных, в криках этого животного содержится более ценная информация. (3)«Песней» гиена сообщает сородичам о своём возрасте, иерархическом положении в стае и другие важные «биографические» сведения. (4)... молодые особи заявляют о себе более высокими голосами, а солидные «матроны» «поют» на низких октавах.Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой в четвёртом (4) предложении текста или в одной из частей этого предложения?1)   особи «поют»                                                  2)   «матроны» «поют» 3) солидные «матроны» «поют»4) Молодые особи заявляют о себеПредложение (4) сложносочиненное, то есть состоящее из двух простых предложений, которые поставлены рядышком и соединены союзом а. Первое простое предложение «Молодые особи заявляют о себе высокими голосами». Здесь подлежащее – особи, сказуемое – заявляют; грамматическая основа – особи заявляют. Второе простое предложение «Солидные матроны поют на низких октавах». Здесь подлежащее – матроны, сказуемое –поют; грамматическая основа -  матроны поют. Из предложенных вариантов ответа подходит второй.Ответ: 2
Пример А9 – 4. (1)... (2)Когда во время экспериментов исследователи из Воронежа наносили на резонатор — тонкую кварцевую пластину различные вещества, то именно вытяжка из вешенок повела себя удивительным образом. (З)Она захватывала малейшие примеси фенола и заставляла пластину колебаться с определённой частотой. (4)Причём никакие вещества не могли «обмануть» грибы: они видели только эту очень токсичную кислоту, не замечая других соединений. (5)3ачем в ходе эволюции вешенки приобрели это свойство, учёные пока не знают. (6)... их уникальные способности планируют использовать в мониторинге окружающей среды.Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой в четвёртом (4) предложении текста или в одной из частей этого предложения?1)   вещества не могли2)   вещества не могли «обмануть»3)  не могли «обмануть» грибы4)   не могли «обмануть»В первом предложении подлежащее вещества, сказуемое не могли обмануть. Во втором подлежащее они, сказуемое видели. Как видим – вполне подходит ответ №2, содержащий грамматическую основу первого предложения.Ответ: 2
6.Домашнее задание
1. Выполните задание.
Какие слова являются грамматической основой в предложении: Каждый народ за века своего существования выработал свою речевую культуру.
а. народ выработал
б. выработал культуру
в. за века существования выработал
г. каждый народ выработал
2. Выделите грамматическую основу каждого предложения.
Весна вдруг началась во всей красе своей. Жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески. По свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик. Вдруг населилась земля. Проснулись леса, луга.
Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах!
(По Н. Гоголю).
3.* Используя полученные на уроке знания, составьте 20 предложений различных типов, выделите грамматические основы предложений.
 
Анализ урока русского языка в 10 классе
Урок систематизации и обобщения знаний по теме «А9.Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения» проводился в 10 классе в соответствии с программой. Разработан для подготовки ЕГЭ по русскому языку. На уроке присутствовало человек. Тема урока соответствует его содержанию, урок носил практико-ориентированный подход. Цели урока были определены на мотивационно-мобилизующем этапе, т.е. это активизация субъектного опыта, вовлечение учащихся в совместную учебную деятельность через привлечение совместного планирования. Следующий этап-это осмысление и решение учебной задачи путём исследования языкового материала и учебного текста. Этап контроля- это осуществление контроля учителя, переходящего в самоконтроль. Следующий этап-это познание и анализ явлений собственного узнавания, оценивание результатов осуществлённой учебной деятельности.
Урок планировался в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. На уроке было сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися. Планировались пути восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысление. Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых. Прослеживалось наличие межпредметных связей с литературой. Были представлены практические задания на отработку материала.Обращалось внимание на соблюдение единого орфографического режима. Хотелось обеспечить активное участие каждого ученика на уроке.
План урока был выполнен, цели урока были достигнуты.