Урок русского языка для 10 класса «Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных»

Урок русского языка для 10 класса «Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных»

Автор:
Терентьева Галина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 2 г. Радужный ХМАО-Югры

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛА

Урок русского языка строится на деятельностном подходе и проблемно-диалогической технологии. Практическая деятельность способствует формированию культуры диалога и функциональной грамотности учащихся.

Цели урока: систематизировать знания о правописании –Н-, -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
Задачи: Формирование УУД..
Воспитание культуры дискуссии.
Тип урока: урок систематизации знаний
Форма работы: по выбору - индивидуальная, в паре.
Комментарий: Учебник «Русский язык» Н.Г. Гольцовой. Использована технология проблемно-диалогического обучения.
План
Организационный момент.
2. Орфоэпический минимум.
Задание: исправить и объяснить ошибки: «Нисчастье абеспечиваит успех на экзамени а харошии знании придмета».
Эталон «Не счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета».
Речь будет понятна, если произносить слова без ошибки.
Задание: поставьте верно ударение в словах и составьте словосочетания с разными типами подчинительной связи.
Флюорография, форзац, принудить (-ишь, -ит, -ите, -ят), включим (-ишь, -ит, -ите, -ат), закупорив, пуловер (-а, -ы), кашлянуть (-ите, -им, -ешь, -ут), задолго, издавна.
Эталон: флюорогрАфия, фОрзац, принУдить (-ишь, -ит, -ите, -ят), включИм (-Ишь, -Ит, -Ите, -Ат), закУпорив, пулОвер (-а, -ы), кАшлянуть (-ете, -ем, -ешь, -ют), задОлго, Издавна.
Грамматический минимум
Задание: найти ошибку и составить текст на одну из тем: «Доброта – это», «Я хочу, чтобы»
с пятистами семи страницами
сделал наперекор нему
вопреки ожиданию
по приезду в город
Эталон:
с пятьюстами семью страницами, так как при склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово;
сделал наперекор ему, так как при употреблении производного предлога к местоимению не добавляется буква Н;
вопреки ожиданию ;
по приезде в город, если предлог по в предложном падеже употребляется со значением «после чего-нибудь», то слово пишется с окончанием Е;
3. Актуализация знаний
Задание: образуйте причастия от глаголов: писать, стелить, выстроить, полоть, любить, рассказать, рассказывать, вешать, обвешать, обвесить. Объясните отсутствие той или иной причастной формы.
Эталон: действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов 1 и 2 спряжения с помощью суффиксов –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ., а прошедшего времени – от основы инфинитива глагола с помощью суффиксов -вш-, -ш. Страдательные причастия настоящего времени -от основы настоящего времени глаголов 1, 2 спряжения с помощью суффиксов -ем-, -ом, -им-, прошедшего времени – от основы инфинитива глагола с помощью суффиксов –т-, -нн-, -енн-.

Употребление причастий в речи
Задача использование причастий в речи - задание А6.
Эталон: сказуемое в придаточной части можно заменить формой причастия при следующих условиях:
если в главной части нет указательного местоимения;
если сказуемое в придаточной части не употреблено в форме будущего времени;
если сказуемое в придаточной части не употреблено в форме условного наклонения;
если перед союзным словом нет предлога или слова;

3. Правописание –н-, -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных
а) Создание проблемной ситуации
ломаНая линия сломаННая линейка
гружёНая телега гружёННая сеном телега
решёННый вопрос
Почему словосочетания пишутся по-разному?
Эталон:
Отглагольные прилагательные Полные причастия
-Н- -НН-
ломаНая линия сломаННая линейка
гружёНая телега гружёННая сеном телега
решёННый вопрос
Вывод: отглагольные прилагательные пишутся с –Н-, а полные причастия с –НН-.
б) Формулирование темы и целей урока
в) Проверка вывода по учебнику стр. 174, п.5,7,8,
Эталон:
наличие приставки НЕ- не влияет на написание –Н-, -НН-: некошеная трава;
написание не меняется в составе сложных слов: златотканый, хоженый-перехоженый;
необходимо запомнить исключения с написанием –Н- и –НН-: желанный, недреманный.
г) выработка алгоритма написания –Н-, -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных (приложение 1)
Алгоритм «-Н-, -НН- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий».
Есть ли зависимое слове? Да - -НН-! Нет – задаем следующий вопрос;
Есть ли приставка? Да - -НН- ! Нет – задаем следующий вопрос;
Совершенного ли вида причастие? Да - -НН- ! Нет – задаем следующий вопрос;
Оканчивается на -ованный (-еванный)? Да - -НН- ! Нет - -Н-;
д) создание проблемной ситуации с целью вывода о написании суффиксов кратких причастий и кратких прилагательных
дорога изъезжена дети избалованы
дорога длинна дети печальны
Почему словосочетания пишутся по-разному?
Правильное написание:
дорога изъезжеНа (кр. прич.) дети избаловаНы (кр. прич.)
дорога длиННа (кр. прилаг.) дети печальНы (кр. прилаг.)
Вывод: краткие причастия пишутся с –Н-, а краткие прилагательные с –Н-,
-НН-.
Проверка вывода по учебнику стр. 174, п.6, 8 (2),
Эталон: краткие причастия в отличие от кратких прилагательных, как правило, требуют пояснения (дорога изъезжеНа (кем?) кр. прич.);
ж) домашнее задание - по выбору:
по & 51 составьте план в виде вопросов, упр. 265;
подготовьте выступление по теме: «Как правильно писать суффиксы и отглагольных прилагательных».
4. Закрепление
а) выполнение упражнения 246
б) выполнение теста - задание А13)
5. Рефлексия
Анализ работы на уроке (поставить знак + или –)
- Что нового узнали?
- Что заметили?
- Легко ли вам было работать в группе?
- Довольны ли вы своей работой?







Приложение 1

Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий







Да







Да
Да

НН

Нет



Есть ли приставка (кроме не)?

Да

Образовано от глагола совершенного вида?

Да

Нет

Оканчивается на -ованный (еванный)?

НН

Нет

Нет

Есть ли зависимые слова?



15