Конспект занятия курса краеведения Морянка в 4 классе История строительства Новодвинской крепости, её роль в Северной войне.


Конспект занятия курса краеведения «Морянка» в 4 классе
Автор: Боровских Светлана Леонидовна,
МБОУ СШ № 95
учитель начальных классов
Тема занятия: История строительства Новодвинской крепости, её роль в Северной войне.
Цель занятия: создание условий для знакомства учащихся с историей Новодвинской крепости.
Задачи:1) Формировать у учащихся представление о Новодвинской крепости.
2) Познакомить с историей крепости через применение частично-поискового метода.
3) Формировать общеучебное универсальное действие - работа с научным текстом учебника, делать выводы.
4) Формировать логические универсальные действия: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений.
5) Развивать творческие способности учащихся и любовь к родному краю.
6) Развивать умение сотрудничать с другими людьми, вступать в диалог.
Оборудование:1) Мультимедийный проектор (презентация PawerPoint );
2) Рабочая тетрадь «Морянка» для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений /
Под общей ред. И.Ф. Поляковой, Архангельск, 2016;
3) Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э.И.Николаева; сост.
отв. ред. И.Ф.Полякова. – Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2011.
Планируемые результаты:
Предметные: знакомство учащихся с историей Новодвинской крепости.
Метапредметные:
Регулятивные: контроль и оценка своих действий при работе с наглядно - образным и словесно - логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные: владение общими приёмами решения учебных задач.
Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению.
Личностные: проявление навыков сотрудничества, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
План – конспект занятия
Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационный момент Начинаем занятие Морянка.
Регулятивные действия: саморегуляция как способность к преодолению препятствий.
Актуализация знаний

Какую тему мы изучаем на занятиях курса Морянка?
О каких исторических событиях мы говорим в этом блоке?
Как сначала назывался город Архангельск?
По указу какого царя началось строительство нашего города?
Какой царь побывал в нашем городе трижды?
Вспомните, сколько раз и зачем Петра 1 приезжал в Архангельск?
Вот она какая, дорогая родина моя!
Об истории Севера.
Новые Холмогоры.
Ивана Грозного.
Пётр 1.
1963 г.- организация строительства флота на Бел.м.
1694 г. – спуск на воду первого корабля «Св. Павел».
1702 г.- наблюдение за строительством Новодвинской крепости. Познавательные действия:
Анализ, синтез, сравнение объектов.
Регулятивные действия:
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона и его результата;
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Знакомство с темой урока, постановка учебной задачи.
А что вы знаете о Новодвинской крепости?
А вы хотели бы узнать?
Назовите тему занятия?
Чтобы вы хотели узнать?

Зачем мы изучаем эту тему? Новодвинская крепость
расположение
устройство
строительство
боевые сражения
наши дни
Ответы детей. Познавательные действия:
поиск и выделение необходимой информации,
структурирование знаний,
извлечение необходимой информации.
Регулятивные действия:
целеполагание ;
планирование.
Новая тема






Я хочу вам прочитать отрывок из стихотворения Любови Шевяковой.

Был наш город Архангельск
Для России единственным портом
В ту пору, купцы заморские
Приводили к нам корабли свои,
Привозили товары разные,
Да у нас покупали всякого!
Но шведский король Карл XII
Пошел войной на Россиюшку,
Та была война очень долгою,
Два десятка лет, да один годок
Воевали шведы с Россиею!

О каких исторических событиях повествуется в этом стихотворении?
Что же задумал шведский король?
Ответ на этот вопрос мы можем найти в хрестоматии «Морянка» на странице 15, прочитав рассказ «Новодвинская крепость».

После чтения рассказа, предлагаю работать в группах, ответить на вопросы, заполнить таблицу.
Работа в группах по 3-4 человека.
Что задумал шведский король в 1700 году? Уничтожить порт, сжечь город Архангельск, расстроить русскую торговлю с европейскими странами.
Какой указ издаёт царь
Пётр I? Строительство Новодвинской крепости.
Где решили строить Новодвинскую крепость? На берегу Северной Двины
Когда началось строительство Новодвинской крепости? Весной 1701 года
Устройство крепости Стены строились из камня. Высота стен - 6 метров, толщина- 3 метра, длина стен- около полутора км, снаружи крепость была опоясана рвом, заполненным водой, в крепости было 180 пушек.
Проверяем.
Что задумал шведский король в 1700 году?
Какой указ издаёт царь Пётр I?
Где решили строить Новодвинскую крепость?

Работа с картой острова
А вы знаете, где начали строить крепость? (показать на карте расположение крепости)
Пётр 1 велел на острове Линский Прилук заложить крепость.
Предположите, почему крепость назвали Новодвинской?
Раньше назывался берег судоходной протоки Новая Двинка, ныне Корабельный рукав.
Почему Пётр 1 приказал строить крепость в этом месте?
Когда началось строительство Новодвинской крепости?
Как устроена крепость?
На какой вопрос ответили?
Работа в рабочей тетради, страница 15
№ 1- Рассмотрите рисунок крепости.
№ 2 - Рассмотрите план крепости в рабочей тетради.
Что обозначено римскими цифрами (I, II, III) и буквами (А, Б, В, Г, Д), где границы крепости?
Давайте разберёмся.
(Показ границ крепости на доске, дети в тетради цветом показывают стены крепости.)
Работа в парах
(Учащимся выдаётся «План Новодвинской крепости», при помощи которого они подписывают названия бастионов и ворот)
Подпишите в тетрадях названия бастионов и ворот.
Проверка.
Почему так названы ворота и бастионы?
С северной стороны крепости, чтобы усилить, был возведен равелин, для прикрытия крепости и размещения артиллерии, в одной из этих стен существовал пропускной шлюз.
Внутри крепости были постройки: каменданский домик (1), офицерский дом (2), хлебные склады(3). Они сохранились.
Не сохранились: пороховые (4), церковь Петра и Павла (5), деревянные казармы (6), офицерские дома (7), амбар (8).
Что мы узнали, поработав с планом крепости?
А как происходило строительство крепости, мы узнаем из рабочей тетради, прочитав на странице 16 рубрику «Это интересно».
О чём прочитали?
А зачем строили крепость?
А вы хотите узнать, какое сражение произошло у стен крепости? Слушайте.
Итак, в 1701 году, 25 июня, неприятель показался у устья Двины в числе 4-х кораблей, 2-х фрегатов и яхты, имея на мачтах английские и голландские флаги, под видом торговых судов.  

А как это происходило, узнайте из Хрестоматии, страница 21. («Иван Рябов» Е. Коковин).
Прочитайте самостоятельно.
О чём узнали? Дети слушают.
О Северной войне, о войне со шведами.

Чтение статьи вслух по цепочке.


Работа в группах по 3-4 человека, дети находят ответы на вопросы из текста.
Уничтожить порт, сжечь город Архангельск, расстроить русскую торговлю с европейскими странами.
Строительство Новодвинской крепости.
На берегу Северной Двины.
Ответы детей.
Выход к Белому морю, исток Северной Двины.
Весной 1701 года.
Стены строились из камня. Высота стен - 6 метров, толщина- 3 метра, длина стен- около полутора км, снаружи крепость была опоясана рвом, заполненным водой, в крепости было 180 пушек.
Расположение крепости
Работа в парах (обозначения)
I –Летние ворота
II- Двинские ворота
III- равелин
А – морской бастион
Б- флажный бастион
В- рогаточный бастион
Г- могильный бастион
Д- равелин
Устройство крепости
О строительстве крепости.
Защитить город.
Самостоятельное чтение рассказа.
Ответы детей. Познавательные действия:
поиск и выделение необходимой информации,
структурирование знаний,
извлечение необходимой информации.
Личностные действия:
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,
исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия:
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона и его результата.
Познавательные действия: поиск и выделение необходимой информации, представленной в тексте;
анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;
синтез – составление целого из частей;
выбор оснований для сравнения объектов.
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;
свободная ориентация и восприятие художественного текста;
знаково - символические  действия:моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Коммуникативные действия:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные действия: поиск и выделение необходимой информации, представленной в тексте;
анализ, синтез, выбор оснований для сравнения объектов, поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения; извлечение необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи,
передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста.
Закрепление пройденного
В тетради на странице 16 ответим на вопросы.
В чём заслуга Ивана Рябова перед Россией?
Какие черты характера помогли Ивану Рябову совершить подвиг?
Какая роль Новодвинской крепости в Северной войне?
На какой вопрос ответили? Иван Рябов смог остановить шведские корабли.
Отвага, любовь к стране, патриотизм.
Первая победа в Северной войне, защитники крепости остановили шведов.
Боевые сражения у крепости. Познавательные действия: анализ, синтез;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные действия:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Итог занятия Что вы узнали о Новодвинской крепости? Ответы детей. Коммуникативные действия:
умение выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.
Рефлексия
Сейчас, в наше время, идёт реконструкция и восстановление Новодвинской крепости.
Кто заинтересовался историей крепости, то я предлагаю вам посетить Новодвинскую крепость.
Я желаю вам успехов в учёбе, любить свою страну гордиться своей малой родиной. Наши дни, наше время Регулятивные действия:
саморегуляция, оценка – учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качество и уровня усвоения.