Конспект занятия курса краеведения по теме История строительства Новодвинской крепости,ее роль в северной войне


Конспект занятия курса краеведения «Морянка» в 4 классе
Тема курса: Вот она какая, дорогая родина моя!
Тема занятия: В глубь веков. История строительства Новодвинской крепости, её роль в Северной войне.
Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Начинаем занятие курса краеведения Морянка. Актуализация знаний Какую большую тему мы изучаем на занятиях курса Морянка?
О каких исторических событиях мы говорим в этом блоке?
Назовите первый морской порт?
Как сначала назывался город Архангельск?
По указу какого царя началось строительство нашего города?
Назовите монастырь, около которого началось строительство города Архангельска?
Какой царь побывал в нашем городе трижды?
Вспомните годы и цель приезда Петра 1 в Архангельск?
А что вы знаете о Новодвинской крепости?
А что бы вы ещё хотели узнать?
Что для вас интересно?
Вот она какая, дорогая родина моя!
Об истории Севера, об исследовании Арктики, об истории города Архангельска.
Архангельск.
Новые Холмогоры.
Ивана Грозного.
Михайло – Архангельский монастырь.
Пётр 1.
1963 г.- организация строительства флота на Белом море.
1694 г. – спуск на воду первого корабля «Святой Павел».
1702 г.- наблюдение за строительством Новодвинской крепости.
Знакомство с темой урока, постановка учебной задачи.
А вы хотели бы узнать об истории строительства крепости?
Назовите тему занятия?
Чтобы вы хотели узнать.На какие вопросы ответить?
Зачем мы изучаем эту тему?
Новодвинская крепость
Устройство крепости, строительство, боевые сражения у стен крепости, существует ли крепость в наши дни.
Новая тема (отрывки из произведения Любови Шевяковой «Сказ о подвиге лодейного кормщика помора Ивана Рябова»)
Был наш город Архангельск
Для России единственным портом
В ту пору, купцы заморские
Приводили к нам корабли свои,
Привозили товары разные,
Да у нас покупали всякого!
Но шведский король Карл XII
Пошел войной на Россиюшку,
Та была война очень долгою,
Два десятка лет, да один годок
Воевали шведы с Россиею!

О каких исторических событиях повествуется в этом стихотворении?
Как давно происходили эти события?
Что же задумал шведский король?
Ответ на этот вопрос мы можем найти в хрестоматии «Морянка», текст «Новодвинская крепость» (второй абзац)
Работа в группах.
Ответьте на вопросы, пользуясь статьёй Натальи Хохловой «Новодвинская крепость»
Что задумал шведский король в 1700 году? Уничтожить порт,
сжечь город Архангельск, расстроить русскую торговлю с европейскими странами.
Какой указ издаёт царь
Пётр I? Строительство Новодвинской крепости
Где решили строить Новодвинскую крепость? На берегу реки Северная Двина
Когда началось строительство Новодвинской крепости? Весной 1701 года
Прверяем.
Работа с картой острова (презентация)
Почему крепость назвали Новодвинской?
А кто точно скажет, где начали строить крепость?
Пётр 1 велел на острове Линский Прилук заложить крепость.
А где находится этот остров?
(Задание найти остров Линский Прилук (находится рядом с островом Бревенник) Рабочая тетрадь, страница 15
№ 1 Рассмотрите рисунок.
№ 2 Напишите название крепости.
Рассмотрите план крепости в рабочей тетради.
Можем ли мы узнать, что обозначено римскими цифрами (I, II, III) и буквами (А , Б, В, Г, Д), где границы крепости. Давайте разберёмся. (Показ границ, в тетради цветом показать стены)
Работа в парах.
(Учащимся выдаётся «План Архангельской Новодвинской крепости», при помощи которого они подписывают названия бастионов и ворот.)
Подпишите названия бастионов и ворот.
Проверка.
Рассказ Учителя
Новодвинская крепость начинает свою историю с апреля 1701 года, возведена была по приказу Петра I, на острове Линский Прилук для защиты подступов к Архангельску со стороны моря. Автор проекта — немецкий инженер Георг-Эрнест Резе. Стены строились из белого камня. Высота стен -6 метров, толщина- 3 метра, снаружи крепость была опоясана рвом, заполненная водой, в крепости было 180 пушек.
С северной стороны крепости дополнительно был возведен равелин, в одной из этих стен существовал пропускной шлюз. Внутри крепости были постройки: каменданский домик (1), офицерский дом (2), хлебные склады(3). Они сохранились.
Не сохранились: пороховые (4), церковь Петра и Павла (5), деревянные казармы (6), офицерские дома (7), амбар (8).
Рабочая тетрадь страница 16. Зачем Пётр 1 отдал приказ построить крепость?
А вы хотите узнать, какое сражение произошло у стен крепости?
Слушайте.
Итак, в 1701 году, 24 июня, неприятель показался у устья Двины в числе 4-х кораблей, 2-х фрегатов и яхты, имея на мачтах английские и голландские флаги, под видом торговых судов.  На хитрость попался гарнизон охраны острова Мудьюг, и шведам удалось захватить небольшой стрелецкий отряд, неприятелю нужен был переводчик и человек, который бы знал Северную Двину, так как места те, были богаты на отмели, и без хорошего лоцмана соваться в протоки было опасно. Для безопасного прохода по Двине шведы взяли лоцманом поморского жителя, Ивана Рябова.
Хрестоматия Морянка стр. 21 («Иван Рябов» Е.Коковин) О Северной войне, о войне со шведами.
Более 300лет назад.
Уничтожить порт,
сжечь город Архангельск, расстроить русскую торговлю с европейскими странами.


Ответы детей.
Работа в парах (обозначения)
I –Летние ворота
II- Двинские ворота
III- равелин
А – морской бастион
Б- флажный бастион
В- рогаточный бастион
Г- могильный бастион
Д- равелин
Защитить город Архангельск от нападения шведов.
Закрепление Тетрадь стр. 16
В чём заслуга Ивана Рябова перед Россией?
Какие черты характера помогли Ивану Рябову совершить подвиг?
Какой Иван Рябов?
В чём заслуга Ивана Рябова перед Россией?
Какая роль Новодвинской крепости в Северной войне? (одна из побед в Северной войне, защитники крепости остановили шведов).
Надо красиво сказать про патриотизм и любовь к Родине Любит свою страну, Патриот.
Задание на дом Дома вспомните наше занятие, прочитайте статью из раздела «Это интересно», выполните № 4, 5. Рефлексия Что вы узнали о Новодвинской крепости?
Сейчас, в наше время идёт реконструкция и восстановление Новодвинской крепости.
Я желаю вам успехов в учёбе, гордиться своей малой родиной, любить свою страну и быть патриотом.