Урок по кубановедению для 4 класса Защитники Брестской крепости


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31 Белоглинского района»
Урок кубановедения в 4 классе

Учитель: Кошкарова Е.А. « Нет больше победы, чем победа над собой! Главное - не пасть на колени перед врагом.»
Д. М. Карбышев [ 1 ]

Урок кубановедения в 4 классе.
Тема: Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с материалами, которые знакомят с заслугами земляков в Великой Отечественной войне.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, учебное пособие для школьников «Моя малая Родина. Белоглинский район», памятка для составления «синквейна» раздаточный материал «лента времени», текст из интернета, цветная бумага, клей, ножницы.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: проявляют понимание и уважение к ценностям своего народа, воспитывают чувство гордости за своих земляков, желание защитить своё Отечество в трудный момент ; выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
метапредметные: слушают информацию; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанной информации; делают выводы; работают в паре, в группе, умеют выслушать мнение своих товарищей; выражают своё мнение; составляют синквейны;
предметные: научатся работать с дополнительной литературой, получат информацию об участии своих земляков в Великой Отечественной войне, узнают новые факты, даты, названия географических объектах (Брестская крепость), познакомятся с произведениями литературы, музыки, живописи.
Сценарий урока
1. Мотивация учебной деятельности.
/Слайд 1/
Звучит куплет песни «Священная война» муз. А. В. Александрова, стихи В. И. Лебедева – Кумача.
- О каком событии поётся в песне? /О Великой Отечественной войне/
- На что похожа эта песня? К чему призывают слова этой песни?
Песня «Священная война» стала своеобразным гимном защиты Отечества.
- Прочитайте эпиграф нашего урока.
- Как вы понимаете слова генерала Карбышева : «Нет больше победы, чем победа над собой...»?
- В конце нашего урока мы вернёмся к этому вопросу, и вы сможете дополнить свои ответы примерами.
2. Целеполагание и построение проекта урока.
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Назовите тему нашего урока.
- Какие поставим перед собой цели и задачи?
Познакомиться с героическим прошлым наших земляков
Узнать их фронтовой путь
3. Актуализация. Работа в парах.
- Ребята, когда началась Великая Отечественная война? /22 июня 1941г./
- У вас на парте лежит «лента времени». Отметьте дату начала Великой Отечественной войны и её окончание. /9 мая 1945г./
- Сколько лет исполняется в этом году со дня победы Советской Армии над фашистской Германией? Отметьте на ленте год, в котором мы живём.
Да, ребята, 70 лет мы с вами живём под мирным небом.
/Слайд 2/
- Я предлагаю вам перенестись в то фронтовое грозное время и представить себе, как начиналась война.
(Звучит голос Левитана о начале войны)
/Слайд 3 /
4. Брестская крепость.
Учитель:
На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Совсем недалеко от Москвы: меньше суток идет поезд. И не только туристы — все, кто едет за рубеж или возвращается на Родину, обязательно приходят в крепость. Брестская крепость — крепость-герой, которая первой встала на пути врага. Героическая оборона Брестской крепости началась в первый же день Великой Отечественной войны — 22 июня 1941 года. Фашисты рассчитывали захватить крепость за несколько часов стремительным ударом, имея десятикратное преимущество над немногочисленным гарнизоном (17 000 против 8000 красноармейцев), было у немцев и еще одно преимущество — внезапность нападения.Но крепость не сдалась, она истекала кровью. Мощные удары авиации, интенсивный огонь артиллерии, наступление танков и пехоты, а крепость не сдается. Разрушены здания, но защитники крепости, их жены и дети спустились в подвалы. Представьте себе такую картину: вся территория вокруг крепости занята врагом, а над крепостью — красный флаг, крепость отстреливается, отвлекает и удерживает немецкие части от дальнейшего наступления. Около месяца продолжалась героическая оборона Брестской крепости. Ничто не могло сломить несгибаемую волю и мужество бессмертного гарнизона: ни голод, ни жажда, ни потери.
В музее Брестской крепости рассказывают легенду о советском солдате, который сражался один на протяжении 10 месяцев, не подпуская немцев к развалинам крепости. Немцы по радио говорили, что Москва захвачена, советская армия разбита, обещали солдату замечательную, сытую жизнь, но как только фашисты подходили к руинам, они отвечали им огнем. Вышел солдат из крепости только тогда, когда фашисты признались, что Москва не захвачена, а наша армия сражается. Из руин вышел худой, измождённый человек. Нельзя было судить о его возрасте, т.к. он был совершенно седой и совершенно слепой. В подвале было темно и, выйдя на свет, человек потерял зрение. На вопрос: «Кто вы? Назовите свою фамилию, звание», он ответил: «Я советский солдат». Потрясённые мужеством советского солдата, немцы выстроились в шеренгу, а офицер отдал честь. До машины советский солдат не дошел, он упал замертво.2

5. Пётр Михайлович Гаврилов.
- Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет о героях Брестской крепости.
Слайд 4 (Видео - сюжет о П.М. Гаврилове)
- Что вы узнали о подвиге майора Гаврилова? И о других защитниках крепости?
/ Героически сражался месяц, 23 июля попал в плен/
- Ребята, как вы думаете, почему П.М. Гаврилову было присвоено звание Героя Советского Союза только в 1956 г.(1957 г.)? Какие у вас есть предположения?
- А где можно найти информацию об его дальнейшем жизненном пути?
- Давайте, обратимся к интернет – источникам.
(Дети работают с интернетом или читают заранее подготовленный материал)
Из материалов интернета:
Годы войны П. М. Гаврилов провел в гитлеровских концлагерях Хаммельбурга и Ревенсбурга, испытав все ужасы плена. Он вел себя, как подобает советскому человеку, но после освобождения из плена и возвращения на Родину в 1946 г., он стал узником ГУЛАГА на многие годы. После смерти Сталина был освобождён.Сначала он уехал на родину в Татарию, а потом перебрался в Краснодар, с которым связан был еще с гражданской войны. Здесь в 1955 г. он наконец-то нашел жену и сына, с которыми расстался в первый день войны. Здесь он получил признание Родины и стал ее Героем. Здесь он вел большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Здесь 26 января 1979 г. перестало биться его мужественное сердце.2 июня 1980 г. по решению горисполкома в городе Краснодаре улица, доселе носившая название Светлая была переименована в честь героя Бреста Гаврилова. Его имя носит один из теплоходов. На доме, где встретил он свои последний час, установлен барельеф в его память. Имя его навечно в Краснодаре, а прах, во исполнение последней воли героя, покоится в Брестской крепости рядом с теми, что остались там лежать с 22 июня 1941г. [3]
Учитель:
- Ребята, в 1957 г. В Краснодаре проходила встреча защитников Брестской крепости. Был там и П.М. Гаврилов. Оказывается, на тот момент в нашем крае проживало около 40 защитников Брестской крепости, это больше, чем в других областях и краях.
6. Соболь Иван Филиппович.
/Слайд 6/
- Ребята, гордиться мы можем с вами и другим земляком, жителем села Новопавловка. Соболем Иваном Филипповичем.
1-й ученик:
22 июня 1941 года заступил он на пост №1 – это пост у знамени полка. А через считанные часы от взрывов задрожали стены крепости. Из казарм выскакивали солдаты. В кромешной тьме, освещаемой сполохами разрывов, трудно было сориентироваться. Но вот прошел первыйшок, и четкие команды навели порядок. То там, то здесь завязывались рукопашные схватки. К посту №1 вместе с раненым младшим лейтенантом Журбенко отступила группа бойцов. Дальше отступать было некуда. Разгорелся бой. Атака за атакой. Вторично и тяжело ранен командир. В последнюю минуту он отдал команду часовому Ивану Соболю: «Спасай полковое знамя!» Иван сдернул чехол, отсоединил тяжелое полотнище и отступил с бойцами вглубь казарм. Спрятав знамя, он присоединился к цепочке бойцов, почерневших от пыли и гари.
2-й ученик: Сколько длился этот бой? Трудно ответить. Но знамя в руки врага так и не попало. Где спрятал его часовой Иван Соболь? Писатель-фронтовик С.С. Смирнов в своей книге «Брестская крепость», вышедшей в 1957 году, писал: « Много загадок хранят до сих пор развалины Брестской крепости. Там, под камнями, еще можно найти останки героев, оружие и документы. Там, в засыпанных подвалах, лежат зарытые в землю или замурованные в стены боевые знамена некоторых полков...». Где же спрятал знамя 131-го артполка наш земляк Иван Филиппович Соболь? Может быть, эта тайна и будет раскрыта, как уже раскрыты многие из тайн Брестской крепости. А вот какова судьба Ивана Филипповича, скорее всего, мы уже никогда не узнаем. Когда часть попадала в трудное положение, спасение знамени становилось делом чести личного состава. Надо сказать, ребята, что ни одно полковое знамя не попало в руки фашистов. И в этом есть заслуга и нашего с вами земляка Соболя Ивана Филипповича. [4]
Физкультминутка
7. Героическая тема в произведениях художников и поэтов.
/Слайд 7/
Героическим событиям Великой Отечественной войны посвятил свое творчество один из крупнейших мастеров советской батальной живописи Петр Александрович Кривоногов. В 1951 году художник написал картину "Защитники Брестской крепости". В то время о героях Бреста знали еще мало и их подвиг не получил освещения ни в литературе, ни в искусстве. Только позднее благодаря неутомимым поискам и книгам писателя С.С. Смирнова о защитниках Бреста узнала вся страна.[ 5]
Ученик читает стих

СТЯГ БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ. [6] (Степан Гаврусев)
Не раз, Не второй И не сотыйОт крепости немец отбит.Уже как пчелиные сотыВсе стены, а крепость - стоит.Ну, кто там, ну, кто там остался?Форты разбомбили дотлаИ доты... А стяг не шатался,А стяг не окутала мгла! Убьет знаменосца осколком, Но стяг подымает другой. Полотнище алого шелка Пылает над Бугом-рекой.
Но кровью горячею рдели Все новые раны на нем. Ряды знаменосцев РеделиПод шквальным                  кинжальным                                  огнем. ..
Пусть сил не хватает поправить Повязку и кровь утереть, Пока есть патроны -                         не вправе Никто из бойцов умереть….
А где-то колышутся вишни, И птицы поют на вербе... Патроны последние вышли, А самый последний -                            себе.Последний защитник свалился, Упал на лафет и - замолк.
И тихо над ним опустился Пробитый осколками Шелк.Но только земли он коснулся - От кожуха вспыхнул огнем И в дымное небо рванулся. А враг             налетел вороньем.
И огненный стяг сапогами Тупыми хотел затоптать, Но это высокое пламя Ему никогда не достать.
8. Визит Гитлера и Муссолини в Брестскую крепость.
Гитлер не мог понять, почему его прославленная дивизия так надолго задержалась в крепости. В августе 1941 г. Он вместе с итальянским диктатором Муссолини совершил визит в крепость. Я предлагаю вам посмотреть сюжет об этом визите.
Слайд 8 (Видеосюжет «Визит Гитлера в Брестскую крепость»)
- Какие трудности испытывали защитники крепости?
- Почему немцы так долго не могли овладеть Брестской крепостью?
- Какая фраза заставила задуматься диктатора Муссолини? Почему?
/ «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!»/
9. Работа в группах. Составление синквейна.
- А сейчас поработаем в группах. Необходимо составить синквейн со словом «защитники». Вспомним, что такое синквейн и правила его составления.
Памятка
Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Дети работают в группах. По окончании работы, зачитывают синквейны, которые у них получились.
Слайд 9
На слайде появляется синквейн, составленный учителем. Дети сравнивают свои синквейны с тем, что на экране.
1. Защитники
2.Отважные, смелые
3. Сражались, погибали, задержали
4.Защищали свою Родину
6. Герои
10. Встреча ветеранов 9 мая в Брестской крепости.
- Каждый год 9 мая собираются ветераны в Брестской крепости, чтобы почтить память тех, кто погиб, защищая свою Родину. Чтобы вспомнить те события, которые невозможно забыть. И с каждым годом их становится всё меньше и меньше.
- А теперь послушаем стихи о Брестской крепости.
Слайд 10
Брестская крепость [7] (А.  Макаров)
1-й ученик:
Каждый год у развален БрестаСтарый дед с сигаретой сидит,И не может найти себе местоГруз былого на сердце лежит.
2-й ученик:
 Вспоминает тот день жарким летом,Птицы смерти летели к стране.И немецкий сапог с рассветомНагло встал на русской земле.
3-й ученик:
Это было начало сражений,Это было начало войны,Отступали, несли пораженья,Немец гнал нас вглубь нашей страны.
 4-й ученик:
И один «островок» на границе,Тот который не взяли враги,Он на карте словно крупица,Крепость Брест долго взять не могли. 
5-й ученик:
Долго немцы крепость бомбили,Долго взять его не могли,Сколько сил они положили,Об этот осколок земли. 6-й ученик:
С каждым днём оборона слабела,Не слабел только дух боевой,Но немецкая рать одолела:Пал под натиском «гордый герой». 7-й ученик:
Каждый год у развален Бреста,Старый дед с сигаретой сидит,Вспоминает защитников Бреста,Честь и слава под камнем лежит.
Учитель: Родина высоко оценила исключительные заслуги защитников Брестской крепости. В память о немеркнувшем подвиге к 20-летию Победы 8 мая 1965 года крепости было присвоено почетное звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Сейчас там находится мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». Каждый год туда приезжают люди, чтобы почтить память героев – защитников.
11. Виртуальная экскурсия в мемориальный комплекс «Брестская крепость».
Давайте совершим с вами виртуальную экскурсию в мемориальный комплекс «Брестская крепость»
Слайд 11. Видеосюжет
Физкультминутка для глаз
- Расскажите, ребята, что вы знаете о том, как сражались наши земляки - белоглинцы в годы войны?
- Кто из наших земляков сражался на фронтах Великой Отечественной войны?
- Вы получили задание найти эту информацию в библиотеке.
12. Сообщения детей. Работа с книгой «Моя малая родина Белоглинский район»
1-й ученик:
Около семи тысяч белоглинцев ушли на фронт защищать свою Родину. Мужественно сражались жители Белоглинского района в годы ВеликойОтечественной войны. Не всем им довелось дожить до победы. Ноони для нас бессмертны. Их имена навечно высечены на гранитныхплитах, записаны в Книге Памяти. Герои войны живут в светлыхвоспоминаниях однополчан, сынов, внуков и правнуков. Тысячибелоглинцев отмечены за храбрость боевыми наградами. Среди нихГерои Советского Союза: Андрей Алексеевич Булгаков, ВладимирИванович Литвинов и Иван Константинович Немудрый, полныйкавалер орденов Славы Валентин Васильевич Геккель.
2-й ученик:
Гвардии рядовой А.А. Булгаков родился в 1915 году в селе БелаяГлина. Рано потерял родителей, воспитывался в детском доме. В первыйгод войны оказался на фронте. Испытал тяжесть отступления, в боях наКубани был тяжело ранен. Особо отличился Булгаков 9 октября 1943года в бою за высоту "177.0", проявив отвагу и мужество, уничтожилдевять солдат и двух офицеров противника, а в рукопашной схватке - пулеметный расчет фашистов. Победу встретил в Праге. Умер А.А.Булгаков в 1967 году. Похоронен в городе Корсакове.
3-й ученик:
Владимир Иванович Литвинов родился в 1911 году в станице Успенской. До войны работал трактористом, потом бригадиром. Его боев путь начался в 1372 полку 17-й стрелковой дивизии командиром отделения. С февраля 1944 года Владимир Иванович находился в составе 7-го кавалерийского полка. В апреле 1945 года полк подошел к Эльбе. Перед Литвиновым и его товарищами была поставлена задача: обеспечить переправу батальона через реку.Трое солдат погибли под натиском огня, Литвинов был раненв ногу, но продолжал стрелять из пулемета по немцам. Путь советским войскам был открыт. Умер в 1999 году.
4-й ученик:
И.К. Немудрый, 1911 года рождения, был призван армию в 1942 году. Имел три тяжелых ранения. Свой подвиг совершил на 2-ом Украинском фронте в воинском звании гвардии-сержант. В бою командир орудия батареи истребительного артполка со связкой гранат бросился под танк и пал смертью храбрых. Данные о сержанте Немудром передали в штаб полка, но штаб был взорван, и все документы погибли. Поэтому не осталось фотографии героя, ни точных сведений о нем.
5-й ученик:
Сержант Валентин Васильевич Геккель, уроженец села Новопавловки, полный кавалер ордена Славы. За проявленные отвагу и мужество при проведении Ясско -Кишиневской операции в 1944 году был награжден орденом Славы III степени. В бою за рубежи Марынки-Белагура (52 км южнее Варшавы) под огнем противника в течение двух ночей в минном и проволочном заграждении проложил 20 проходов, извлек при этом 76 мин, первым ворвался в траншею, где лично уничтожил 10 гитлеровцев. 25 февраля 1945 года за проявленную отвагу и мужество он был награждён орденом Славы II степени, а за участие во взятии Берлина 31 мая 1945 года – орденом Славы I степени.[8]
13. Рефлексия.
На фронтах храбро сражались тысячи красноармейцев, мобилизованных из района. Сегодня мы узнали о некоторых из них, прошли их фронтовыми дорогами.
Не всем посчастливилось вернуться живыми домой. Многие сложили свои головы на полях сражений, но память о них жива.
- Ребята, давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Кто может привести примеры главной победы - «победы над собой»?
- Ребята, какие чувства вы испытали сегодня на уроке?
- Кто почувствовал чувство гордости за своих земляков?
- А какие умения помогли вам сегодня на уроке?
/ умение внимательно слушать, делать выводы, работать с литературой, с интернетом/
- В память о всех воинах, которые сражались на войне и защищали своё Отечество, я предлагаю вам сделать аппликацию «Георгиевская лента».
- Что означает для нас с вами эта лента?
- Почему люди 9 мая идут на праздник, привязывая к груди «Георгиевскую ленту»?
Символ Победы, символ доблести и мужества наших воинов.
Коллективная работа детей. Изготовление « Георгиевской ленты».
- И в заключение нашего классного часа я хочу, обратиться к вам:
- Ребята, мы не должны забывать тех, кто отдал за нас свою жизнь. Мы должны гордиться ими и быть их достойными. Ведь они отдали свою жизнь, чтобы мы с вами могли учиться, работать, строить дома, быть хорошими людьми, радоваться солнцу и никогда не забывать какой ценной досталась нам победа в этой Великой Отечественной войне.
Дети выходят к доске, образуя длинную георгиевскую ленту.
Слайд 12
Звучит голос Левитана о Победе Красной Армии над фашистской Германии.
Список литературы:
[1] http://nvo.ng.ru/history/2003-11-14/5_karbyshev.html Несломленный генерал . Виктор Миркинский
[2] http://www.filipoc.ru/heroes/brestskaya-krepost-russkie-ne-sdayutsya о Брестской крепости

[3] http://www.fire-of-war.ru/Brest-fortress/Gavrilov.htm П.М. Гаврилов
[4], [8] Звягина Н.А.,Пахомова Н.Н., Ходыко Е. В. Моя малая родина Белоглинский район. История. Природа. Население. Хозяйство./Тихорецк: ОАО КПО Тихорецкая типография,2009г.
[5] http://gym6.narod.ru/3/63/bre.htm
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ
[6]http://www.brest-sv.com/librery/literatura/stihi/25_stjag_br_krep.html Стяг Брестской крепости. Гаврусев
[7] http://www.stihi.ru/2009/12/20/1309 Брестская крепость. Макаров.
Видеосюжеты:
1. Документальный фильм о Брестской крепости - http://www.youtube.com/watch?v=GNwQcrQVXS4Аудиозаписи:
1. http://muzofon.com/search/Священная%20война2. http://muzofon.com/search/объявление%20войны%20левитан Объявление начало войны.
3. http://muzofon.com/search/объявление%20войны%20левитан Объявление об окончании войны.
Видеосюжеты и аудиофайлы обработаны автором данной разработки.