Рабочая программа учебного курса Ненецкий язык от А до Я. Предназначен для начинающих изучать Ненецкий язык


Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Ямальский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопортовская школа – интернат имени Л.В. Лапцуя»
Рабочая программа учебного курса
«Ненецкий язык: от А до Я»
Составитель: Салиндер З.Х., учитель родного (ненецкого)языка и родной (ненецкой литературы).
2016

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Ненецкий язык: от А до Я» для начинающих изучать ненецкий язык составлена на основе Примерной программы начального общего образования по родному языку для учащихся общеобразовательных школ и авторской программы В.Н.Няруй, Л.И. Потаповой (год издания 2007)
Рабочая программа рассчитана на 30 часов.
Реализация учебной программы обеспечивается УМК:
- А.В.Алмазова. Самоучитель ненецкого языка. ГУП изд-ва министерства просвещения РСФСР. Электронная книга, отредактировано: март 2010.
- М.Я.Бармич. Ненецкий язык. 10-11 классов. Углублённый курс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Санкт-Петербург «Просвещение», 2014
- Г.И.Вануйто. Русско-ненецкий разговорник. Москва «Вентана-Граф», 2006
- Н.М.Терещенко. Ненецко-русский словарь. Изд-во «Советская энциклопедия», Москва-1965
- М.Я.Бармич. Русско-ненецкий словарь. Санкт-Петербург, Алмаз-Граф, 2015
- Няруй В.Н., Потапова Л.И. Книга для учителя ненецкого языка: 1-9 классы: Методическое пособие М., Вентанна-Грвф,2007
-Няруй В.Н. Ненецко-русский этнопедагогический словарь. Учебно-методическое пособие для воспитателей школ-интернатов семейного типа.
-Няруй В.Н., Потапова Л.И., Езынги С.А. Сборник диктантов и текстов на ненецком и русском языках для 1-4 классов: Пособие для учителя. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.
Цели:
- Овладеть навыками живого разговорного и эмоционального ненецкого языка.
- Приобщить обучаемых посредством изучения неродного (ненецкого) языка к культуре ненецкого народа, его истории;
Задачи:
- Развить правильное звукопроизношение, речевой и фонематический слух;
- Сформировать умение членить ненецкую речь на предложения, устанавливать в них количество и порядок слов;
- Сформировать умение чётко произносить слова по слогам и выделять ударный, правильно называть и произносить буквы и звуки ненецкого алфавита.
- Развить устные (слушание и говорение), отчасти письменные (письмо) виды речи
Содержание программы направлено на освоение обучаемыми базовых знаний ненецкого языка. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса.
Содержание программы носит развивающий характер. Обучение ведется с использованием технологии проектно - деятельностного подхода.
Рабочая программа составлена с учётом того, что обучение предназначено для лиц, не владеющих ненецким языком. Особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий.
Актуальность:
Основываясь на многолетней практике, В.Н Няруй пришла к следующими выводам: «Практика школы Крайнего Севера неоднократно доказывала, что северные дети быстрее идут на контакт с теми педагогами, которые, хотя бы на элементарном уровне, владеют родными языками своих воспитанников. Дети тундры начинают в них видеть не только воспитателей, а людей, близких им по духу, почти родственников. Дети быстрее привыкают к ним, быстрее усваивают русский язык, начинают прилежно учиться. Одним словом, дети влюбляются в своих педагогов и школу, а это отражается на качестве знаний и уровне воспитанности северных детей. Помочь коллегам, чтоб родной язык северного ребёнка стал «золотым ключиком» к его сердцу, верным подходом в деле воспитания, методом общения для достижения общих целей».
Основной проблемой для людей, которые хотят изучать ненецкий язык во взрослом возрасте, является вовсе не нехватка времени или банальная лень. Главное препятствие — это сомнения в своих силах. Ведь миф о том, что способности к изучению языков есть лишь у детей, довольно распространен. Вопреки заявлениям ученых, многие продолжают верить в то, что с возрастом теряется та «пластичность» ума, которая и позволяет осваивать новые навыки. Но если подробнее изучить вопрос, обратившись к исследованиям, то становится очевидным — у здоровых людей умственные способности с возрастом не уменьшаются, наоборот, появляются навыки систематизации информации, проще говоря, человек умеет раскладывать полученную информацию по полочкам. Если правильно выбрать методику, которая будет соответствовать уровню, желаемым целям и личному складу характера обучаемого, то процесс освоения языка может быть таким же быстрым, как у детей.
Изучать ненецкий язык во взрослом возрасте — это хороший способ приобрести действительно полезный навык, который может пригодиться в профессиональной сфере и в повседневной жизни на Ямале. Начинать учиться не поздно никогда, главное — иметь цель и желание ее достичь.
Продолжительность курса «Ненецкий язык: от А до Я» 30 часов в год, по 2 часа в неделю. Занятия по обучению проводятся интегрировано, предполагается проводить 2 раза в неделю (1час- теория, 1 час-практика). В помощь при проведении занятий будут привлекаться учащиеся 8-10 классов, владеющие в совершенстве ненецким языком.
Исходя из особенностей обучаемых, при реализации программы применяются следующие методы работы:
-по источнику информации
1) наглядные: рисунки, таблицы, схемы и т. п.;
2) словесные: рассказ, объяснение, беседа;
3) практические: дидактические игры, упражнения, тесты.
- по характеру познавательной деятельности:
1) объяснительно-иллюстрационный;
2) репродуктивный;
3) частично-поисковый.
Программа предусматривает использование различных форм организации деятельности обучаемых: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая, проектная, игровая, самостоятельная, совместная деятельность.
При реализации программы осуществляются межпредметная интеграция с такими предметами, как литература народов Севера, КНЯ, математика, география ЯНАО.
Методы обучения:
Аудилингвальный метод - построен на многократном повторении определённых определений, выражений и даже слов, которые при необходимости употребляются в живом общении.
Метод погружения - довольно интересный и весьма своеобразный способ изучения языков для взрослых. Его суть в полном отказе от родной речи на занятиях. При этом обучаемым часто предлагают играть определенные «роли» — выбрать себе новую профессию, увлечения и жизненную позицию. Таким образом, снимаются психологические барьеры, а обучаемый становится более расслабленным.
Коммуникативный метод - научить взрослого свободно общаться на языке, в устной и письменной форме. Занятия проходят в форме беседы на различные темы, а обучаемому предоставляется возможность освоить навыки живого и эмоционального разговора.
Формы контроля ЗУН: беседа, чтение текста, словарный диктант, тестирование.
График контрольных и проверочных работ по родному (ненецкому) языку.
Дата проведения № Вид контроля Тема
Октябрь 1 Текущий Особенности ненецкого языка. Фонетика.
Декабрь 2 Текущий Словообразование. Лексика. Морфология.
Февраль 3 Периодический Синтаксис.
Апрель 4 Итоговый (практикум) Речевые умения.
Общая характеристика учебного курса «Ненецкий язык: от А до Я»
В содержание курса обучения неродному (ненецкому) языку входит:
языковой материал (фонетика, грамматика, правописание, орфография, пунктуация, развитие речи, чтение);
лексика из сферы общения (этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, рода, народа);
речевые умения (степень владения родным языком как средством общения);
знания и представления о национальной культуре (фольклор, литература, песенное искусство, этнопедагогика).
По мере изучения ненецкого языка у обучаемых должны формироваться прочные знания, умения, навыки, среди которых особо значимы три целевые установки или компетенции: коммуникативная, языковая, этнокультуроведческая.
Коммуникативные умения и навыки Языковые знания Этнокультуроведческие знания
говорение, слушание, письмо, чтение фонетические, грамматические, лексические знания истории материальной и духовной культуры этноса
Овладение ненецким языком, изучение теории и усвоение практической речи должно происходить на фоне знаний этнокультурных традиций ненецкого этноса. Сквозными темами, отражающими культурно-исторические реалии жизни этноса «ненцы», являются «Мяд тер» (о семье), «Манзарабцо» (о труде), «Ям’ лэтамбава» (северная земля), «Невхы лаханако, сё» (о духовной жизни народа – фольклоре, песенном творчестве), «Мя, паны, мяд яёл» (о материальной культуре: жилище, одежда, домашняя утварь), «Хан» и т д.
Ожидаемые результаты изучения курса
К завершению курса обучаемый может кратко рассказать о себе, иметь общие знания о системе языка и простейших грамматических конструкциях.
Содержание курса:
Содержание обучения должно отвечать таким требованиям как коммуникативно- побудительная направленность, информативность, высокая духовная ценность и доступность. Важно, чтобы отобранный материал на каждом этапе обучения побуждал познавательную активность и мотивировал общению на ненецком языке.
Учебно - тематический план.
№ Тема занятия Количество часов
1 Вводное занятие. Особенности ненецкого языка 1
2 Ненецко-русские языковые связи. Морфологический тип (суффиксально-агглютинативный), грамматический строй ненецкого языка, исторические памятники ненецкой письменности 2
3 Фонетика ненецкого языка. Алфавит. Соотношение звуков и букв. Произношение. 3
4 Словообразование. Способы словообразования в ненецком языке. 2
5 Лексика. Пути развития словарного состава ненецкого языка. Многообразие и особенности состава ненецкого языка. Фразеологические сочетания. 4
6 Многозначность слова. Прямое и переносное значение слов. 1
7 Омонимы. Синонимы. Антонимы 1
8 Особенности морфологии. Имя существительное (род, число, падежи). Послелоги. 1
9 Части речи. Их особенности. 1
10 Синтаксис. Словосочетание. 1
11 Простое и сложное предложение. 1
12 Порядок слов в предложении. Сложное предложение, встречающееся в переводной литературе. 1
13 Знакомство. Круглый стол «Будем знакомы» 1
14 Язык. 1
15 Семья. Традиции предков. 1
16 Школа. 1
17 Родина. Место рождения. Интерактивная беседа «Расскажи мне о себе» 1
18 Магазин. Продукты. Интерактивная игра «За покупками» 1
19 Оленеводство. Праздник День Оленевода 1
20 Виртуальное путешествие «По родным просторам Ямала» 1
21 Растения. Природа моего края. 1
22 Музей. Экскурсия «Лента времени» 1
23 Экологический календарь 1
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечания
Региональная образовательная программа по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов /Авторы программы: Няруй В.Н., Потапова Л.И./, Салехард, 2007. В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлен обязательный региональный минимум содержания начального общего образования по родному (ненецкому) языку в 1-4 классах, примерное тематическое планирование по родному (ненецкому) языку в 1-9 классах, описано учебно-методическое обеспечение преподавания ненецкого языка
М.Я.Бармич. Русско-ненецкий словарь. Санкт-Петербург «Алмаз-Граф,2015 Словарь по своему составу является нормативным и охватывает, главным образом, лексику, положенную в основу ненецкой письменности. Словарь полезен для широких научных исследований, школьников, студентов, а также для круга лиц, интересующихся ненецким языком
Методические пособия
Кокорева Н. Я. Ненецкий язык в детском саду: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008
Няруй В.Н., Потапова Л.И. Книга для учителя ненецкого языка: 1-9 классы: Методическое пособие. – М., Вентана-Граф,2007
Няруй В.Н., Потапова Л.И., Езынги С.А. Сборник диктантов и текстов на ненецком и русском языках для 1-4 классов: Пособие для учителя. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»,2008
Бармич М.Я. Картинный словарь ненецкого языка: Пособие для уч-ся начальных классов – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002. В пособии даны методические разработки занятий по развитию устной ненецкой речи у воспитанников.
Пособие содержит типовую программу для 1-9 классов, научную статью по ненецко-русским языковым связям, методические рекомендации, краткая история создания учебно-методических пособий, приводится перечень учебников по классам.
В сборнике представлены объяснительные, словарные, обучающие и контрольные диктанты, а также тестовые задания по ненецкому языку. Материал может быть использован для совершенствования грамматико-орфографических навыков и умений, а также для контроля усвоения содержания курса.
Пособие включает словарь слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, языковой материал для организации словарно-орфографической работы на уроках и во внеурочной деятельности, рекомендации по работе с трудными словами.
Оборудование рабочего места учителя:
Классная (магнитная) доска с набором приспособлений для крепления  таблиц. 
Персональный компьютер. 
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор.