Урок литературы в 8 классе на тему А.С.Пушкин Капитанская дочка




А.С. Пушкин. Творческая история повести «Капитанская дочка».

Цель: подвести учащихся к осознанию значения А.С. Пушкина в жизни каждого человека и помочь выработать личностное отношение к его творчеству; ознакомить с историей создания повести и подготовить учащихся к восприятию жанрово-композиционных особенностей произведения, ввести в общую проблематику повести.

Ход урока
Слово учителя. (Музыка)
«У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже е покидает нас до конца», - так сказал Пушкине русский поэт XX столетия А.Т. Твардовский.
Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждает свое понимание поэта, писателя, видит в нем своего Пушкина.
«Мой первый Пушкин – «Цыганы». Пушкин заразил меня любовью», - писала М. Цветаева.
Беседа
А с вами происходило что-либо подобное? Как вы встретились с Пушкиным? Какие прочитанные вами произведения А.С. Пушкина произвели на вас более сильное впечатление? (Ответы детей).

Вы знаете, ребята, что Пушкин не только поэт, но и прозаик.
-Какие произведения в прозе вам известны?
А сегодня мы познакомимся с еще одним произведение А.С. Пушкина – повестью «Капитанская дочка».
Вы уже прочитали эту повесть, поделитесь своими впечатлениями. Может, у кого-то уже появился любимый герой, запомнившиеся эпизоды. (Ответы)
- Каждому из вас запомнилось что-то своё, и я вижу, что повесть не оставила вас равнодушными.

- До сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это- повесть? Роман? Хроника или мемуары?
Вам было дано индивидуальное задание поразмышлять над жанром произведения. Слово Болотниковой А.
Ответ: «Капитанскую дочку» можно назвать и романом, и повестью. Толковый словарь дает такое объяснение этим жанрам.
Роман-
Повесть-
«Капитанская дочка» не является ни хроникой, ни мемуарами. Хроника -, мемуары -.
В произведении есть художественный вымысел. Но оно написано в форме воспоминаний, семейных записок, показывает жизнь людей, а также в ней даны изображения и исторических лиц, и исторических событий, а потому содержит в себе особенности всех названных жанров. Но всё-таки это повесть. В ней переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Все изображенные картины жизни и события ставят перед нами проблему чести, долга.







«Капитанская дочка» - историческая повесть, в основу произведения легло крупное событие из истории России II половины 18 века – Пугачевское восстание. Произведение появилось не сразу, сначала Пушкин работал над историческим трудом «История пугачевского бунта».
- Чем был вызван интерес А.С.Пушкина к истории Пугачевского восстания? Что же известно нам о работе Пушкина над материалами пугачевского восстания? Попросим наших историков и биографов рассказать об этом ?

(Биограф). В 1833 году Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему всё, что известно Пугачеве. Вот что он сам говорит о своей работе.

(Пушкин). «Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов разных рукописей, указов, донесений. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения.

(Биограф). А вот фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время поездки.
«Я в Казани с пятого Здесь я возился со стариками, современниками моего героя: объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону.

- А что сообщают историки о пугачевском восстании?
Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева, произошло в 1773-1774 годах в период царствования Екатерины II. На Урале среди казачества, русских рабочих, калмыков, татар и других народностей возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр III (супруг Екатерина II, убитый в 1772 году во время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты. В 1773 году появился человек, который назвал себя Петром III ( это был Емельян Пугачев). Он призвал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года. Борьба была очень жестокой и кровопролитной. Но в конце 1774 года исход ее был решен, 8 сентября Пугачев был схвачен и 10 января 1775 г. Казнен в Москве.

Для нас сейчас все это давняя история. Но, как мы слышали, во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий- из числа дворян и простого народа. Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались. Если для дворян Пугачев был «злодеем, извергом», то в народном сознании, отраженном в песнях и сказаниях, это личность постепенно приобрела легендарные черты: воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом вожде «заступнике». Знал ли все это многообразие мнений Пушкин? Очевидно – да. Обратимся к документам.

(Биограф). Осенью 1833 года Пушкин приехал в Оренбург для собирания сведений о пугачевском бунте и пожелал посетить Бёрду. Пушкина ждали. Пришли в дом старой








казачки Бунтовой, которая своими газами якобы видела Пугачева. Пушкин стал расспрашивать ее. (Инсценировка)
Пушкин
Расскажи матушка, видела Пугачева? Ну какой он из себя?
Бунтова
Чего ж рассказывать, чудной ты, барин... Ну, мужик плотный, здоровенный, борода до пояса. Рядом с ним генералы его. Присягали ему здесь на коленях.
Пушкин
А спой-ка, матушка, песню про Пугачева.
Из-за леса, леса темного
Не бела заря занималася,
Не красно солнце выкаталося,
Выезжал ту-то добрый молодец,
Добрый молодец, Емельян – казак,
Емельян – казак, сын Иванович.
Под ним добрый конь сив-буршахматный,
Сива нривушка до сырой земли,
Он идет – спотыкается,
Вострой сабелькой подпирается,
Горючими слезами заливается,
«Что ты, мой добрый конь, рано спотыкаешься?
Али чаешь над собой невзгодушку,
Невзгодушку, кроволитьице.
Мы бились трое суточки
Не пиваючи, не едаючи,
Со добра коня не слезаючи.»

(Учитель) Кто знает, может, тогда Пушкин слышал песню, наподобие той, которая сейчас прозвучала. А теперь послушаем очевидцев из дворянского лагеря.
(Историк) Емелька Пугачев, бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рожденным; ибо в детстве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какою адскою злобою может быть преисполнено его сердце
(Учитель) Эту характеристику дал Пугачеву один из современников Пушкина, историк Броневский.
-А каким изобразил Пугачева А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка»?
Обратимся к страницам повести, какие эпизоды вы выделили? У Пушкина Пугачев свой. (Стр. 154, 159 учеб.) У него есть достоинства и недостатки. К нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить себе человека и готовность ему помочь. Но об этом мы будем говорить на других уроках.
-Скажите, ребята, от чьего лица ведется повествование в повести?
Петр Гринев занимает особое место в повести. Это не только действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь.
Пушкин не сразу нашел своего героя. Историю о том как это происходило, вы сейчас услышите.
(Биограф) Работа над повестью продвигалась с трудом. В Пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов произведения «Капитанская дочка».


Трижды берется Пушкин за сюжет, главным героем которого является Швакович – офицер, подпоручик 2-го гренадерского полка, перешедший на сторону Пугачева. Но исторические факты, которые узнал Пушкин, разрушили такой сюжет.
В черновых вариантах появляется Баширин, офицер, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Потом герой снова возращается в царскую армию и вновь выступает против Пугачева. Автор отказывается от перевода героя к восставшим. Появляется новый прототип героя, живой современник Пушкина – Валуев, девятнадцатилетний юноша. Но и это было отвергнуто потом.
Наконец появляется герой, который станет главным в тексте повести – Гринев. Эта фамилия взята из архивных материалов.
Подпоручик Гринев числился среди тех офицеров, которые подозревались в «сообщении со злодеями», но по следствию оказались невинны.

(Учитель) Так героем пушкинской повести становится молодой офицер Петр Гринев. Вместе с этим героем мы пройдем путь испытаний, ошибок, побед.

Ребята, многие из вас, наверное, заметили «Пропущенную главу», которая напечатана в конце произведения. Эта глава не вошла в окончательную редакцию повести и сохранилась повести и сохранилась в черновой рукописи. Почему же Пушкин забраковал эту главу? Об этом мы узнаем их сообщения Черновой Д. Мы видим, что повесть «Капитанская дочка» давалась Пушкину нелегко.

-А сейчас давайте вспомним, какие еще есть действующие лица в повести?

А знаете ли вы, что Маша Миронова любимая героиня Пушкина, и не случайно повесть называется «Капитанская дочка». Тихая робкая капитанская дочка стала победительницей в сложных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка» Пушкин хотел подчеркнуть, что его в первую очередь интересуют человеческие отношения.

В критической литературе существуют разные мнения о произведении «Капитанская дочка». Одни видели в нем повествование о двух влюбленных; другие – лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания; третьи – этап духовного становления молодого человека на жизненном пути которого постоянно возникают проблемы чести: кто прав?
Мы постараемся ответить на все вопросы в ходе изучения повести.
-А теперь обратите внимание на дату, которая стоит в конце повести.
19 октября 1836 год. Подпись – издатель.
-Что эта дата значила в жизни Пушкина? (годовщина лицея)
В 1836г. Исполнялось 25 лет со дня основания лицея, это последняя лицейская годовщина в жизни Пушкина.
Эта дата – знак, замещавший пушкинскую подпись. Через несколько месяцев А.С. Пушкин погиб, защищая честь своего дома, своей семьи, своего имени. Но он оставил нам свое завещание – свою последнюю повесть «Капитанская дочка». Уже 170 лет, как живет эта книга, и жизнь ее на этом не заканчивается. Еще многие века читатели будут искать ответы на загадки человеческой жизни, истории над которыми размышлял А.С. Пушкин в конце творческого пути

Итог: Сегодня на уроке мы получили много новой информации, узнали, как работал А.С. Пушкин над повестью «Капитанская дочка», поразмышляли над жанром и согласились с



тем, что перед нами все-таки повесть, определили, что главной проблемой, которую ставит автор произведения, является проблема чести и долга.
15