Урок по технологии Литературная мастерская А.С. Пушкин Капитанская дочка (8 класс)


Литературная мастерская 8 класс
Тема: Нравственное взросление (Итоговый урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Цели:
Углубить понимание идейно-художественного богатства повести, попытаться разгадать замысел автора.
Создать условия для развития самостоятельной творческой деятельности обучающихся по выявлению нравственных уроков произведения.
Способствовать формированию ценностного отношения к жизни, ответственности за свои слова и поступки.
Научить читать произведение «духовными глазами».
Ход занятия
Береги честь смолоду.
Пословица
Вступление: мы прочли с вами замечательное произведение Александра Сергеевича Пушкина повесть «Капитанская дочка». Эта повесть посвящена, прежде всего, юношеству. Тема урока: «Нравственное взросление». Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Над чем размышлять? (Осознание проблемы, самостоятельная постановка учебной задачи).
Первый этап – мотивация, создание эмоционального настроя, включение чувств, вхождение в тему.
Учитель:
Когда рождается ребёнок, мы с умилением радуемся его первой улыбке, слову, появлению первого зубика, первому самостоятельно сделанному шагу. Это – обязательные этапы развития человека. Но параллельно биологическому развитию идёт нравственное пробуждение личности: можно – нельзя, хорошо – плохо. Обычно взросление происходит в 14-15 лет. В это время растущий человек приходит к осознанию добра и зла, понимает ответственность за свои слова и поступки, становится вполне самостоятельным. Так должно быть!
Но! Сегодня общество бьёт тревогу, мы видим, что появляется всё больше и больше молодых людей, которые так и остаются в состоянии детства и отрочества. Они не пробуждаются до человеческой высоты духа, силы, благородства. Общество опускается ниже нравственного минимума, когда число молодых людей, так и не повзрослевших вовремя, превышает половину человеческой популяции.
Индуктор – первое задание в Мастерской, мотивирующее дальнейшую работу участников, актуализация жизненного опыта.
Вам сегодня тоже 14-15 лет. Кем вы ощущаете себя: взрослыми или детьми? Почему? Постарайтесь сообща, в группах ответить на эти вопросы:
Мы ещё дети. Почему? (первая группа)
Мы уже взрослые. Почему? (вторая группа)
Когда человека можно считать взрослым? (третья группа)
(Обсуждение в группах – социоконструкция)
Следующий этап – социализация, обнародование, защита своего мнения.
Учитель: Конечно, эти вопросы непростые. Но где же всё-таки тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? Чаще всего к взрослению личности пробуждает событие, которое переворачивает душу, заставляет принять важное решение, оценить свои возможности или поступки. Это момент нравственного потрясения! Наша русская литература и зарубежная классика показывает нам такие примеры.
Обратимся к культурному аналогу как результату опыта познания мира.
Задание по группам: 1.Вспомнить содержание произведений В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», Ю.Казакова «Тихое утро», Оскара Уайльда «Мальчик-звезда».
2.Доказать примерами из текста, что герои этих произведений, испытав нравственное потрясение, стали взрослее.
3.При ответе обратить внимание на такие понятия как совесть, справедливость, достоинство, ответственность, честь, милосердие, сострадание, благодарность, прощение.(Ответы учащихся)
Какие нравственные качества личности проявились у ваших героев?
Действительно, каждый из этих героев в определённый момент своей жизни задумался над смыслом бытия и понял ТО ГЛАВНОЕ, что делает человека Человеком.
Следующий этап работы Мастерской – разрыв, кульминация творческого процесса, нечто неожиданное в видении знакомых предметов или обстоятельств.
Учитель:
А теперь заглянем в комнату, где пятнадцатилетний недоросль Петруша Гринёв, соблазненный шириной и добротностью бумаги, из которой была сделана географическая карта, прилаживает мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды, пользуясь халатностью француза-учителя. Вспомнили? И этот же Пётр Гринёв, спустя несколько месяцев, преодолевая жестокие испытания, сберёг свои честь и достоинство, которые поставил выше жизни! Вспомним эпизоды из повести, когда герой повёл себя мужественно, честно, благородно. (Дуэль со Швабриным, отношение к родителям, не стал предателем, выручил из неволи Марью Ивановну, не сказал ничего о ней при аресте)
Не поцеловать руку разбойнику Пугачёву, не оставить сироту во власти негодяя, спешить на помощь, рискуя жизнью! Нравственный выбор Петра Гринёва – это подвиг!
Что же сделало его таким? (Ответы учащихся)
Наказ отца: «Береги честь смолоду!» Понимание чести и долга, искренняя любовь, уверенность в своей правоте.
Что вы можете сказать о нравственных качествах Маши Мироновой? (Ответы учащихся)
Построение нового знания с учётом проделанного и открытого на предыдущем этапе. (Учащиеся делают выводы и обобщения, создают модель нравственного поведения человека)
Вывод по уроку:
«Капитанская дочка» - это послание Пушкина потомкам. Что хотел донести до нас автор? Какие нравственные уроки вы получили?
Учитель:
Нравственное взросление… К сожалению, оно происходит не со всеми. Многие так и остаются на животном уровне, никогда не задумываясь о смысле жизни, о чувствах окружающих их людей, о своём назначении в этом мире. А казалось бы, что нам стоит…
Стихотворение «Что стоит нам?..»
Что стоит нам друг другу улыбнуться,
Ответить на письмо и позвонить?
Туда, где ждут, что стоит нам вернуться
И что нам стоит искренне простить?
Что стоит нам быть щедрыми на ласку,
Утешить добрым словом старика,
Охотно рассказать ребёнку сказку
И просто посмотреть на облака?
Что стоит вывесить для птиц кормушку, Продрогшего котёнка обогреть?
Что стоит нам подать больному кружку
И рядом с ним что стоит посидеть?
Помочь дорогу перейти слепому,
Не оставлять ребёнка одного
И не забыть тепло родного дома
Что стоит нам?... Не стоит ничего.
Конечно, вокруг нас сегодня много бездуховности и безнравственности, но вдруг в этом абсурде и хаосе видишь прекрасный храм, слышишь музыку Моцарта, открываешь томик Пушкина – и твоя душа получает «благое потрясение», утешение, обретает надежду: не может быть бессмысленным и жестоким мир, в котором есть такие нетленные сокровища человеческой культуры и духовности.
В доме Петра Гринёва и его жены Марьи Ивановны до конца их жизни, а потом и у детей и внуков за стеклом в рамке висело собственноручное письмо Екатерины второй, которое содержало оправдание герою и похвалу уму и сердцу дочери капитана Миронова.
А что сделаешь ты, чтобы сохранить славу предков и не запятнать своего имени? Создание сочинения – размышления на эту тему и будет вашим домашним заданием.
Поэтому разговор наш ещё не окончен.
Рефлексия. Что я открыл сегодня нового в себе и в окружающих? Над какими вопросами задумался? Какие желания возникли?
Оценивание. Итог урока.