А.С. Пушкин. Капитанская дочка. 4 урок. В Белогорской крепости.

УРОК 4.
В БЕЛОГОРСКОЙ КРЕПОСТИ. ГРИНЕВ И ШВАБРИН. ПРОБЛЕМЫ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА, НРАВСТВЕННОСТИ ПОСТУПКА

Знать: роль пейзажа и интерьера в художественном тексте.
Понимать: Какие чувства вызвало у Петруши место его будущей службы.
Словарная работа: эпитет, кодекс дворянской чести.

ХОД УРОКА
1. Главе «Крепость» предшествует эпиграф отрывок из солдатской песни о «фортеции» (устаревшее военное название крепости). Какое настроение выражено в этой песне? (Боевое, бравое настроение, в песне показана готовность отразить вторжение «лютых врагов».)
Задание. Какой представлялась Петруше боевая крепость в его воображении и что оказалось на самом деле? В рабочих тетрадях учащихся можно сделать такую табличку:

Представления Гринева о боевой крепости
Реальная картина

Грозные бастионы, башни, вал.
Начальник строгий, сердитый старик, готовый за всякую безделицу сажать под арест на хлеб и воду.
Деревушка, окруженная забором.
Скривившаяся мельница.
Старая чугунная пушка у ворот.
Старый инвалид нашивал заплату.
Старушка в телогрейке с платком. Кривой старичок в офицерском мундире.
«Никто не встретил меня».


Какие чувства вызвало у Петруши место его будущей службы? («И вот в какой стороне осужден я проводить свою молодость! Тоска взяла меня...»)
2. Чем вызвана тоска героя? (Впечатлениями от убогой крепости, от стариков-инвалидов, встретивших Гринева, от пейзажей, которыми начинается и заканчивается первый день в Белогорской крепости.)
3. Какие новые впечатления принес Гриневу второй день пребывания в ней? (Нужно, чтобы учащиеся выразительно прочитали или пересказали близко к тексту эпизод военного учения» под руководством капитана. Конечно, это выглядит комично. Комизм усиливают такие детали, как колпак и китайчатый халат коменданта, и старенькие инвалиды, которые так и не научились разбирать, где правая, а где левая сторона, и приговор, вынесенный Василисой Егоровной «хозяйкой коменданта»: Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь...». Приговор суров, тем более, что выносит его жена капитана Миронова, которая управляет делами крепости «как и своим домком».)
4. Тем не менее, пристальнее вглядевшись в обитателей крепости, Гринев испытывает к ним теплые чувства. Что произошло? Почему так хорошо стало Петруше в Белогорской крепости? (Этому способствуют внимательное отношение к нему всех окружающих, занятия литературой, чтение, переводы, а главное симпатия к этим простым добрым людям, особенно к дочери капитана Миронова.)
5. Важно обратить внимание учащихся на то, что не так уж спокойна обстановка вокруг крепости. Об этом говорят следующие детали:
а) Василиса Егоровна спрашивает урядника Максимыча, молодого и статного казака, об этом;
б) вокруг крепости нехристи» в «рысьих шапках» «рыщут»;
в) слова коменданта, перекликающиеся с эпиграфом к III главе: «...Небось, на нас не сунутся; а насунутся, так я такую задам острастку, что лет на десять угомоню». (Эти слова капитана Миронова создают комический эффект, если вспомнить «боевую» подготовку крепости и ее гарнизона.)
6. Испытаниям подвергается и зарождающееся чувство любви Гринева к Маше Мироновой.
Задание. Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Гриневым и Швабриным?
Задание. Найдите слова, показывающие отношение разных людей к дуэли: Василисы Егоровны, Ивана Игнатьевича, Марьи Ивановны, Савельича, Гринева и Швабрина.
Сталкивая различные мнения о дуэли, Пушкин подчеркивает резкое противоречие между представлениями простых людей и офицеров-дворян о поединках.

Материал для учителя
В ХVIII веке дуэли в России еще не были столь распространенным явлением, как во времена Пушкина... Дворянство представляло собою социальную опору монархии, и верховная власть вынуждена была смягчать наказания за участие в дуэлях; обычно дуэлянтов переводили из столичных гвардейских полков в армейские части именно такому наказанию был подвергнут Швабрин.
Петруша старается не уронить чести дворянина и не отказывается от дуэли со Швабриным, хотя явно оказывается спровоцированным на поединок, защищая доброе имя и честь любимой девушки.

Задание. Найдите в письме А. П. Гринева Петруше слова, выражающие его отношение к дуэли как способу защиты дворянской чести. Справедливо ли негодование отца и чем оно вызвано?
Задание. Как эпиграф к V главе соотносится с характером Маши Мироновой? Почему Маша, любя Гринева, отказывается выйти за него замуж?

Домашнее задание.
1. Прочитать главы VI, VII.
2. Рассказать о падении Белогорской крепости, сохраняя последовательность событий.
Индивидуальные задания.
1) Почему урядник Максимыч перешел на сторону восставших?
2) Каково значение эпизода с изувеченным башкирцем?
3) Какова роль эпиграфа к VII главе?

По материалам методических рекомендаций:
Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Гороховская Л. Н., Виноградова Е. А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово РС», 2002. 240 с.



 Чтобы заполнить графы данной таблицы, нужно подчеркнуть в тексте эпитеты (прилагательные, выражающие авторскую оценку) вместе с определяемыми существительными.
 Гиллельсон М. И., Мушина И. Б. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка . Комментарий. Л., 1977. С.112.