Конспект урока истории по теме «Культурная жизнь России 90-х гг. XX века»

Схема конспекта урока
педагог: Шевелева Екатерина Игоревна, учитель истории и обществознания муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 45
Предмет: история России
Класс: 9в
Тема урока Культурная жизнь России 90-х гг. XX века.
Тип урока: комбинированный урок.

Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)

1.
Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)



Цель для обучающихся:
психологически настроиться на урок, подготовиться к продуктивной работе на уроке, актуализировать свои знания по курсу истории и обществознания.
Для этого обучающиеся должны проверить наличие всего необходимого к урок, затем им предлагается выполнить задание на соотнесение явлений и сфер общественной жизни – посмотреть на демонстрационный ряд и определить к какой сфере общественной жизни относятся явления, которые проиллюстрированы.

Цель для учителя:
создать на уроке рабочую атмосферу, активизировать познавательную деятельность обучающихся, актуализировать знания обучающихся.
Для этого учитель проверяет работу оборудования, предлагает обучающимся вспомнить пройденный ранее материал и ответить на вопросы: какие из сфер общественной жизни мы с вами рассмотрели на прошлом уроке? Как вы думаете, какую мы будем изучать сегодня на уроке?


Методы: исследовательский (анализ), словесный (беседа), наглядный (использование презентации)



2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
Цель для обучающихся: систематизировать, актуализировать свои знания по теме «Распад СССР. Россия на пути к демократическому государству».
Для этого обучающиеся должны вспомнить причины распада СССР, какие процессы происходили в России в политике, экономике, социальной сфере в 90-х гг. XX века.

Цель для учителя: проверить знания обучающихся, выявить и скорректировать пробелы в знаниях; активизировать познавательную деятельность обучающихся, подготовить их к усвоению нового материала. Создать атмосферу важности работы, осуществляемой на данном этапе.
Для этого учитель организует:

а) проверку домашнего задания (письменный ответ на вопрос). Учитель спрашивает, все ли справились с заданием, если среди обучающихся есть те, кто с заданием не справился, выясняет возникшие трудности

б) беседу по вопросам: какие события происходили в политической сфере в России в 90-е гг. XXвека?
Какие процессы характерны для развития экономики? Если обучающиеся затрудняются ответить на вопросы, учитель предлагает им обратиться к материалу учебника и записям в тетради и дать ответ еще раз. После каждого ответа учитель указывает на ошибки, неточности, допущенные обучающимися и предлагает другим их исправить

в) работу с понятиями: ученики должны дать определение понятий - конституция, многопартийность, либерализация цен, приватизация, рыночная экономика. Если у обучающихся возникают проблемы с выполнением этого задания, учитель предлагает им обратиться к записям в тетради и дать ответ еще раз.

Методы: словесный (беседа).


3.
Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Цель для обучающихся: дать определение понятию «культура», называть новые черты развития культуры России 90-х гг. XX века, называть наиболее ярких деятелей отечественной культуры 90-х гг. XX века.

Цель для учителя: дать представление о развитии культуры России 90-х гг. XX века.
Для достижения поставленных целей учитель организует работу обучающихся на уроке по следующим направлениям:
а) определение темы урока
Цель: совершенствование умений оперировать ранее полученными знаниями; уметь давать определение понятию «культура».
Для этого учитель предлагает обучающимся вспомнить, что означает понятие «культура» и на основе актуализированных знаний определить тему и задачи урока. Если обучающиеся затрудняются выполнить задание, учитель с помощью наводящих вопросов приводит их к желаемому результату. Чтобы организовать активную работу обучающихся, учитель прибегает к методам стимулирования (поощрение).
Методы: словесный (беседа), наглядный (использование презентации)

б) исторические условия
Цель: актуализация знаний обучающихся, совершенствование умений оперировать ранее полученными знаниями, совершенствование умения аргументировать свою точку зрения.
Для этого учитель организует с обучающимися беседу по вопросам: от чего зависит уровень развития культуры? Какие события, по вашему мнению, оказали влияние на развитие культуры России в 90-е гг. XX века?
Методы: словесный (беседа)

в) новые черты в развитии культуры

Цель: определить новые черты в развитии культуры, совершенствование умения высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Для этого учитель предлагает обучающимся самостоятельно выявить новые черты, а затем сравнить с предложенными в учебнике и дает их краткую характеристику (совместно с обучающимися).

Методы: словесный (беседа, характеристика), наглядный (использование презентации).

г) достижения
Цель: называть наиболее ярких деятелей культуры, совершенствование умения работать с текстом учебника, совершенствование умения составлять тематическую таблицу.
Для этого учитель организует выполнение обучающимися заданий в рабочих листах (заполнение таблиц), выступления с сообщениями по отдельным областям культуры, самостоятельную работу с текстом учебника. По окончании работы обучающиеся делают вывод о развитии культуры России в 90-е гг. XX века.

Методы: частично-поисковый, словесный (беседа), наглядный (использование презентации)

4.
Закрепление учебного материала, предполагающее :постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель для обучающихся: осознать материал урока, проанализировать, сделать вывод.

Цель для учителя: выявить уровень усвоения обучающимися учебного материала
Для этого обучающимся предлагается выполнить задание соотнесение деятелей культуры и областей культуры. Задание выполняется на рабочих листах и проверяется сразу на уроке, что позволяет увидеть учителю и обучающимся какие трудности возникли.

Методы: словесный (беседа), наглядный (использование презентации)

Рефлексия

Цель: анализ работы на уроке.
Для этого учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы:
В чем помогла разобраться вам тема сегодняшнего урока?
Какие виды работы вам понравились?
С какими трудностями при выполнении заданий вы столкнулись?
Что вам показалось наиболее интересным?

Методы: словесный (беседа).

5.
Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

а) для всех – параграф 53, вопросы на стр.360 устно, задание на стр. 361 – письменно

Цель для учителя: совершенствование умения выражать свою точку зрения в письменной форме.
Цель для обучающихся: познакомиться с произведениями культуры России 90-х гг. XX века и проанализировать одно из них.

б) по желанию – подготовить презентацию о развитии образования, науки или спорта

Цель для учителя: совершенствование умения поиска информации в дополнительных источниках, развитие творческих способностей обучающихся
Цель для обучающихся: поиск дополнительной информации