Конспект урока Мир на пороге XXI века

ФГКОУ «Астраханское суворовское военное училище МВД России»





Конспект урока:
«Мир на пороге XXI века»








Выполнила: преподаватель цикла гуманитарных и математических дисциплин
Ангелина Викторовна Сердюкова














Астрахань, 2016
Тема урока: «Мир на пороге XXI века»
Вид урока: ток-шоу.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели урока:
A) обучающая - охарактеризовать особенности и основные проблемы современной мировой цивилизации через СМИ.
Б) развивающая - обучить учащихся приобретать, перерабатывать и хранить знания, представлять единую картину мира, отвергать устаревшую информацию, оценивать события и выявлять их причины, предвидеть последствия, уметь вести исследовательскую работу с первоисточниками.
B) воспитательная - привлечь учащихся к цивилизационным ценностям эпохи, способствовать формированию чувства ответственности за судьбу страны; сопричастности к жизни России: коммуникация учащихся, имеющая целью обмен информацией через общение; повышение интеллекта учащихся.
Оборудование для организации учебно-познавательной деятельности: материалы СМИ (газеты, данные ТВ, радио, статистика); «визитные карточки эпохи» 3-х цветов: гесты; анкеты; «хроника событий»; карта мира с «тревожным лучом»; наглядные пособия «НАТО», «ООН»; кроссворд «Европейский союз».
Основные понятия на уроке / «признаки Эпохи»/
мировая цивилизация;
глобализация;
постиндустриальное общество;
демократия;
рыночная экономика;
вестернизация;
интеграция;
сепаратизм, экстремизм;
конфронтация.
Эпиграф: «Если мне бы пришлось решать, иметь ли нам правительство без газет или иметь газеты без правительства, я, ни минуты не сомневаясь, предпочел бы последнее». /Томас Джефферсон/.

План.
Современная мировая цивилизация.
Интеграционные процессы.
Национализм. Сепаратизм. Экстремизм.
Международные отношения.
Международные организации и движения.

Вступительное слово учителя: описать прошлое с высоты прожитых лет легче, чем попробовать разобраться в настоящем. Мы живем уже в XXI веке. Что это за время? Какие памятные даты, счастливые моменты, сенсации, трагедии, вплетает в себя живая ткань истории? Здесь, сегодня, сейчас мы ответим на эти нелегкие вопросы, подчеркнем уникальность и неповторимость событий, ведь каждый миг на этой земле не проходит бесследно. Сегодня – корреспонденты, попробуете через СМИ представить картинку современной мировой цивилизации. Ведь не зря СМИ часто называют «четвертой властью», а по словам президента США Томаса Джефферсона (см. эпиграф выше). И так, перед нами представлены 3 проблемных вопроса:
1) выясните, какие проблемы современной цивилизации наиболее важны сегодня;
2) предложите эффективные методы решения этих проблем;
3) определите цивилизационные ценности современной эпохи.

Перед началом ток-шоу каждый учащихся получает 3 «визитных карточки» эпохи (красного, черного и серого цвета). В конце урока мы определим, с каким цветом ассоциируется у вас современная эпоха. Если вы оптимистично настроены и счастливы, что живете именно в это время - ваш цвет красный; если вы предпочли черный цвет - значит это не ваше время, вас многое не устраивает, вы категорично настроены; а если цвет визитки - серый - вам все равно, вы плывете по течению. Так мы узнаем восприятие нашей эпохи.

Ход урока.
1. Современная мировая цивилизация.
Работа с ключевым понятием проводится в форме «мозгового штурма» через:
А) определение СМЦ - историческая ступень общественного развития, экономики, политики и культуры всех стран мира сегодня;
Б) характерные черты СМЦ:
глобализация;
постиндустриальное общество;
вестернизация;
противоречивость развития;
информационная «цивилизация» и др.
(т.е. «признаки эпохи» - на доске объясняются учащимися).
Одной из характерных немаловажных черт современной эпохи является
ее информационность. Наше ток-шоу сейчас это представит. И так, вы смотрите прямую трансляцию с мест событий, работают все СМИ: ТВ, радио, пресса, а также наши корреспонденты из различных точек планеты.
Живые новости (май 2004 г.) - представляют корреспонденты по
следующим темам:
экономика;
ноли гика;
культура;
статистика:
наука и техника;
сенсации;
спорт;
«природные капризы»;
«социум» (социальная проблема);
новости моды;
«экспертиза»;
«Вести Астраханской губернии».
После выступлений с краткой информацией из СМИ делается вывод, что современная цивилизация - информационная, которой присуши:
А) Глобализация - т.е. исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается в единую политическую систему.
Б) Интеграция - взаимодействие стран в различных областях, сближение систем.
2. Интеграционные процессы.
Далее следует работа но тестам «Интеграционные процессы», где приводятся в соответствие факты интеграции и их значение. Тесты собираются для последующей проверки экспертом. Процессы интеграции наиболее показательны в работе Европейского союза, которому и посвящен наш кроссворд (работа по кроссворду).
Европейский суд по правам человека призван решать многие проблемы, связанные с гарантиями прав личности. К сожалению, таких проблем очень и очень много. Я предлагаю ответить на вопрос анкеты «Проблемы современности» - выбрать из них 3 наиболее актуальных в начале XXI в. Следует работа с анкетами. Сразу же многие ответы оглашаются по желанию корреспондентов, которые аргументируют свой выбор. Выясняется, что среди прочих наболевших вопросов - терроризм, как форма проявления экстремизма.
3. Национализм, сепаратизм, экстремизм - крайние формы национальной религиозной борьбы, проявляющиеся в этнических конфликтах и войнах, терроризме.
ВОПРОС: Какова их причина? Идет поиск ответа среди корреспондентов.
Предлагаются ответы:
НТП; глобализация экономики;
Воздействие человека на окружающую среду, вестернизация, экономические трудности, бедность, национальные конфликты.
А у нас выходит на связь корреспондент из «горячей точки» с сообщениями о последних террактах. На карте мира работает «тревожный луч» - фонарик, огонек, которого показывает на районы, охваченные конфликтами. Учащиеся-корреспонденты приходят к выводу, что для борьбы с международным терроризмом нужна совместная борьба, создание эффективной системы международных отношений.
4. Международные отношения.
Приметы времени: - тенденция к созданию «однополярного мира»;
- расширение зоны действий НАТО (вступление в блок бывших соц. стран).
Определим:
А) линию действий НАТО (во главе с США);
Б) линию действий России.
Задание: составьте «хронику событий» (тест «Акты агрессии НАТО», письменно и устно проведите параллель отношения России к этим событиям).
Предполагаемые ответы:
А) линия США: вмешательство во внутренние конфликты стран, оккупационная политика НАТО;
Б) линия России: сотрудничество с НАТО по вопросам борьбы с международным терроризмом, в области экономики, культуры, предотвращения ядерной угрозы, по изменение позиции в политике в XXI веке (а именно: вмешательство в локальные конфликты других стран; миротворчество).
Как мы видим, приметой времени является стремление к решению мировых проблем мирным путем с помощью компромиссов. Этому способствует международные организации.
6. Международные организации и движения.
Журналист-международник ознакомит присутствующих со структурой ООН и ее многочисленными организациями и их функциями. На доске вывешивается наглядное пособие «ООН».
Дается развернутая характеристика разветвленной сети ООН и ее значение в решении глобальных проблем современности в конкретных вариантах.
Пути решения проблем (называют корреспонденты):
интеграция государств, с развитым строем;
укрепление мира;
миротворчество в странах, где идут войны;
борьба с голодом, бедностью;
защита прав людей через международный и Европейский суд по правам человека;
борьба за сохранение природы;
повышение жизненного уровня населения.
Мы ответили на 2 поставленных проблемных вопроса в начале ток-шоу. Что касается ответа на 3 вопрос о ценностях современной цивилизации, то о них четко высказался президент современной России Путин В.В.
«Наши цели неизменны - демократическое развитие России, становление цивилизационного рынка и правового государства. И самое главное - повышение уровня жизни нашего народа».
Ценности цивилизации XXI в.:
демократия;
рыночная экономика;
правовое государство.
Учащиеся сдают «визитные карточки эпохи». А пока эксперт подсчитывает их количество, учащимся предлагается ответить на вопрос последней анкеты «Будущее России».
Вопрос: По какому пути, по вашему мнению, идти России сегодня?
Ответы аргументируются.
Подводятся итоги: сколько «визитных карточек эпохи» красною, черного и серого цвета. Делаются выводы о разнообразии мнений.
Заключение: как будут развиваться события, покажет время, ну а мы не прощаемся с вами, до новой встречи в эфире.
15