Урок по кубановедению: «Культурная жизнь Кубани в условиях трансформации общества (середина 80-х годов XX- начало XXI в.» 9 класс

Краснодарский край Туапсинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6 им. Ц.Л. Куникова г. Туапсе
МО Туапсинский район





Урок по кубановедению

9 класс



«Культурная жизнь Кубани в условиях трансформации общества (середина 80-х годов XX- начало XXI в.»







разработала учитель кубановедения Яковенко М.С.












2017г.


Урок по кубановедению: «Культурная жизнь Кубани в условиях трансформации общества (середина 80-х годов XX- начало XXI в.»
Тип урока: Урок-проект с использованием технологии критического мышления.
Оборудование урока:
Учебник, тетради, карточки.
Задачи урока:
Находить и обрабатывать материал в информационной среде.
Развитие среды для сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик.
Выступать публично и научно выражать свои мысли.
Цели урока:
Специальные:
Ответить, какова была политическая ситуация в России в 90-х годах, как шел процесс перестройки. Какова роль возвращения на родину регалий кубанского казачества.
Рассмотреть общекультурные изменения в обществе середины 80-х годов XX и начала XXI века.
Выяснить, почему оказалось востребованным наследие Ф.А. Щербины.
Объяснить, почему уделяется серьезное внимание кинофестивалям, проводящимся в крае.
Назвать причину появления новых памятников.
Общепредметные:
Развитие аналитического мышления.
Воспитание толерантности.
Продолжить формирование основных компетенций:
учебно-информационных :
работать в информационной среде,
обрабатывать информацию,
коммуникативных:
работать в группе,
выступать публично,
социальных:
определять тему,
прослеживать причинно-следственные связи,
аргументировано обосновывать свои выводы.
План урока.
Мотивация. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).
Изучение нового материала:
(Работа в группах, выступления учащихся по предложенным темам, презентация).
Рефлексия. (Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).
Домашнее задание.
Ход урока
I. Введение в тему. (Стадия вызова).
Учитель. Мы с вами говорили на прошлом уроке о новом этапе развитии Кубани. Вторая половина 80-х стала временем перемен: в политике, экономике, обществе. Сегодня, отвечая домашнее задание, мы будем работать в двух направлениях: работа по карточкам по вариантам, и слушать сообщения учащихся.

(раздаются карточки, работа 10 мин. Приложение 1)
- Теперь поменяйтесь карточками, проверьте своего товарища, сами выставите ему оценку. (учитель просит ученика собрать карточки на проверку)
- По прошедшей теме вам предлагалось подготовить сообщения. Кто подготовил сообщения? (дети читают сообщения)
- Подводя итог опроса домашнего задания, отметим, что, несмотря, на политические изменения в стране, которые непосредственно коснулись нашего края, в жизни людей, особенно казачьего сословия, произошли положительные события.
- Перемены второй половины 80-х позволили по-новому взглянуть на историю страны и края. Улицам городов и станиц возвращаются их исторические имена, открываются новые музеи, реставрируются и открываются церкви, восстанавливаются памятники, реабилитируют казачество, в культурной жизни появляются новые имена и т.д.
- Как же можно сформулировать сегодняшнюю тему, опираясь на полученные знания?
Учащиеся формулируют тема урока «Культурная жизнь Кубани в условиях трансформации общества (середина 80-х годов XX- начало XXI в.» (учитель корректирует)
(Учитель предлагает ученикам самостоятельно составить план изучения нового материала, опираясь на параграф 23)

План изучения нового материала:
Освоение культурного наследия.
Образование в эпоху «перестройки».
Наука.
Средства массовой информации.
Культура в период «перестройки».
Физкультура и спор.

II. Изучение нового материала.
Изучение материала строится на основе групповой работы.
Класс делится на 3 группы. Группы получают задание, так же выбирается 3 человека с каждого ряда, которые подводят итоги. (каждой группе по 2 вопроса из плана)
Условия работы в группах:
Самостоятельное изучение материала с помощью учебника (стр.105-109).
Итог работы должен быть представлен в форме развернутого устного ответа.
1 группа. Задание. Изучите параграф, найдите и подготовьте сообщение о развитии культурного наследия и образования в эпоху «перестройки». Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.
2 группа. Задание. Расскажите о достижениях кубанских ученых и о значении кинофестивалей на Кубани. Выясните, какие трудности встречались на пути к творчеству. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.
3 группа. Задание. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны продвижения культуры и спорта в массы. Отметьте наиболее выдающихся личностей и коллективов. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.
Подведение итогов работы групп – это устное выступление групп по указанной теме, сопровождаемые сообщениями, подготовленными учащимися в процессе самостоятельной работы.
III. Рефлексия.
Обсуждение проблемных заданий.
И – интересное на уроке
Т – трудное на уроке
О – особенное
Г - главное

IV. Домашнее задание.
Параграф 23.
Подготовить сообщение по вопросу № 1 , сообщение о выдающихся личностях эпохи «перестройки».



Приложение 1

Карточка 1
1.Как кубанские власти понимали перемены в эпоху «перестройки»?
2.Какие компании нанесли ущерб хозяйству края?
3.Как руководство края пыталось выправить хозяйственный кризис в 1990г? (введение талонной системы, запретами на вывоз продукции за пределы края)
4. Какова позиция председателя Краснодарского краевого Совета народных депутатов Н.И. Кондратенко?
5. Кого назначили первым губернатором Кубани?
6. Назовите дату принятия закона о символах Краснодарского края.
7. Назовите первого атамана Кубанской казачьей рады?
8. Дата принятия закона «О реабилитации кубанского казачества»?
Карточка 1
1.Как кубанские власти понимали перемены в эпоху «перестройки»? (ряд преобразований, проводимых силами и под строгим контролем партийного и гос. аппарата)
2.Какие компании нанесли ущерб хозяйству края? («борьба с пьянством», «борьба с нетрудовыми доходами» - уничтожались виноградники, искоренялись инициатива, предпринимательство)
3.Как руководство края пыталось выправить хозяйственный кризис в 1990г? (введение талонной системы, запретами на вывоз продукции за пределы края)
4. Какова позиция председателя Краснодарского краевого Совета народных депутатов Н.И. Кондратенко? (жестко отстаивал интересы края)
5. Кого назначили первым губернатором Кубани? (В.Н. Дьяконова)
6. Назовите дату принятия закона о символах Краснодарского края. (24.03.1995г)
7. Назовите первого атамана Кубанской казачьей рады? (В.П. Громов)
8. Дата принятия закона «О реабилитации кубанского казачества»? (1995)


Карточка 2
1.Как развивалась экономика в крае, в каких отраслях были успехи?
2.Почему политические реформы в крае шли медленно и сложно?
3. Какие движения в обществе активно действовали, выражая недовольство властью?
4. Какое было политическое сознание жителей края в эту пору?
5. Каков результат правления первого губернатора Кубани?
6. В 1992г. Назначен второй губернатор края.
7. Назовите дату дня реабилитации казачества.
8. Назовите атамана, который возглавляет сейчас Кубанское казачество, дату его назначения?
Карточка 2
1.Как развивалась экономика в крае, в каких отраслях были успехи?
(устойчиво, рекордный урожай зерновых)
2.Почему политические реформы в крае шли медленно и сложно? (зажиточная Кубань не торопилась распускать колхозы и отказываться от плановой экономики)
3. Какие движения в обществе активно действовали, выражая недовольство властью? (демократические, националистические, сепаратистские)
4. Какое было политическое сознание жителей края в эту пору? (противоречивое)
5. Каков результат правления первого губернатора Кубани? (колхозы и совхозы сократили производство)
6. В 1992г. Назначен второй губернатор края. (Н.Д. Егоров)
7. Назовите дату дня реабилитации казачества. (26 апреля)
8. Назовите атамана, который возглавляет сейчас Кубанское казачество, дату его назначения? (Н.А. Долуда, 2007г)