ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ. ЗАПРОСЫ НА ВЫБОРКУ ДАННЫХ.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 9«Б»
Тема урока: Создание базы данных. Запросы на выборку данных.
Урок № 20
Учитель: Мордасов А.А.
Тип урока: комбинированный
Дата: 16.10.2014г.
Цель урока:
расширение знаний и умений при создании базы данных;
обобщить знания при работе с базами данных.
Планируемые результаты
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
МетапредметныеПознавательные:
Умение:
- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- обобщать полученную информацию;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные
Умение:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные
- умения правильно создавать базы данных;
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютеры.
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихсяУУД
Организационный момент
(2-3 минуты) Здравствуйте ребята. Мне приятно видеть всех Вас на нашем сегодняшнем уроке.
Пожалуйста приготовьтесь к уроку. Заполните журнал регистрации, достаньте дневник, рабочую тетрадь и ручку. Прежде чем мы начнем урок, вспомните, пожалуйста, требования по технике безопасности при работе в кабинете информатики. Приветствуют учителя.
Выполняют требование поставленные учителем.
Отвечают на поставленные вопросы. Актуализация знаний
(5-7 минут) Сейчас мы с Вами обобщим знания, полученные на прошедших уроках (письменный ответ на листочках). Ответьте мне, пожалуйста, на следующие вопросы:
1) что такое «базы данных»;
2) дайте определение СУБД (Программное обеспечение для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации);
3) где мы с Вами встречаемся с базами данных?
- для чего нам необходимы базы данных?
4) С какими типами данных можно работать в среде MS Acess? (При вводе данных можно сразу задавать их тип: текстовый, числовой, дата или время, денежный, счетчик, логический, гиперссылка и т.д.)
- Что такое таблицы в СУБД (Это главный тип объектов)?
- Что такое формы и для чего они необходимы в СУБД (Вспомогательные объекты)?
Молодцы ребята. Отвечают на поставленные вопросы. Постановка учебной задачи (1-2 минут) Ребята, мы продолжаем изучать базы данных и на нашем сегодняшнем уроке мы с Вами более детально разберем запросы. «Объяснение нового материала»
(4-5 минут) Запросы на выборку используются для отбора требуемой пользователю информации, содержащейся в нескольких таблицах. Они создаются только для связанных таблиц. СУБД Access 2007 включает такие средства создания запросов, как Мастер и Конструктор.
Кроме того, в СУБД Access 2007 существует множество средств для поиска и отображения информации, которая хранится в базе данных. Данные в таблицах можно отсортировать на основе любого поля или комбинации полей. Для извлечения из базы данных необходимых записей можно отфильтровать таблицу, применив средства фильтрации.
Рассмотрим создание запроса на выборку с помощью Конструктора
Для создания нового пустого запроса в режиме конструктора надо щелкнуть на пиктограмме Конструктор запросов (рисунок 2).

Откроется активное окно диалога Добавление таблицы (рисунок 3) на фоне неактивного окна «Запрос1». В этом окне можно выбрать таблицы и queries для создания новых запросов.

В окне Добавление таблицы следует выбрать несколько таблиц из представленного списка таблиц, на основе которых будет проводиться выбор данных, и щелкнуть на кнопке Добавить. После этого закрыть окно Добавление таблицы, а окно «Запрос1» станет активным (рисунок 4).

Окно Конструктора состоит из двух частей – верхней и нижней. В верхней части окна размещается схема данных запроса, которая содержит список связанных таблиц. В нижней части окна находится Бланк построения запроса QBE, в котором каждая строка выполняет определенную функцию.
При необходимости можно задать принцип сортировки (по возрастанию или по убыванию) результатов запроса. В строке "Вывод на экран" автоматически устанавливается флажок просмотра информации.
В логических выражениях имена полей базы данных связываются с определёнными значениями этих полей операциями отношений: = равно; <> не равно; < меньше; > больше;
<= меньше или равно (не больше); >= больше или равно (не меньше).
На уроках математики вы применяете эти операции, составляя и решая числовые равенства, неравенства и их системы.
Операции отношений применимы и к текстовым полям. Их сравнение построено на лексикографическом принципе: из двух слов меньшим считается то слово, первая буква которого идёт по алфавиту раньше; если первые несколько букв двух слов одинаковы, то сравнение производится по первой различающейся букве; если более короткое слово совпадает с началом более длинного слова, то первое считается меньшим.
Условия выбора могут задаваться не только простыми, но и сложными логическими выражениями, содержащими логические операции. С основными логическими операциями И, ИЛИ, НЕ вы познакомились в 8 классе. Практическая работа.
(18-21 минуту) Сейчас ребята, я раздам Вам практическую работу, где мы и закрепим полученные знания. Рефлексия деятельности
(3-4 минуты) Фронтальный опрос детей, как им понравился урок и чему он их научил
(- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Оцените свою работу на уроке).Отвечают на вопросы Итог урока
(2-3 минуты) Выставление успеваемости учащимся. Домашнее задание: 1) повторить определения и понятия по теме базы данных;
2) подготовиться к контрольной работе по теме базы данных Записывают д/з Практическая работа
Создание запроса. Запрос на выборку
Создать файл базы данных Akademik.mdb. С помощью конструктора подготовить таблицу Члены-корреспонденты Академии наук. Заполнить таблицу данными, включив следующие поля: ФИО, Дата рождения, Специализация, Пол, Год присвоения звания.
ФИО Дата
рождения Специализация Пол Год присвоения звания
Александрович А. И. 22.01.1906 поэт м 1930
Амбросов А. Л. 16.06.1912 фитопатолог-вирусолог м 1970
Аринчин М. И. 28.02.1914 физиолог м 1966
Бабосов Е. М. 23.02.1931 философ м 1977
Бирич Т. В. 10.01.1905 офтальмолог ж 1972
Бокуть Б. В. 27.10.1926 физик м 1974
Бондарчик В. К. 01.08.1920 этнограф м 1972
Будыка С. X. 17.03.1909 гидролог м 1972
Гуринович Г. П. 26.04.1933 физик м 1970
Иванов А. П. 29.12.1929 физик м 1974
Каменская Н. В. 10.01.1914 историк ж 1959
Комаров В. С. 29.01.1923 химик м 1970
Кулаковская Т. Н. 17.02.1919 агрохимик-почвовед ж 1969
Мацкевич Ю. Ф. 27.07.1911 языковед ж 1969
Пилипович В. А. 05.01.1931 физик м 1977
Сикорский В. М. 10.10.1923 историк м 1972
Старобинец Г. Л 14.05.1910 химик м 1969
Судник М. Р. 08.11.1910 языковед м 1970
Ткачев В. Д. 19.02.1939 физик м 1974
Хотылева Л. В. 12.03.1928 генетик ж 1972
Шабуня К. И. 28.10.1912 историк м 1969
Широканов Д. И. 20.05.1929 философ м 1974
Задание 1
Для таблицы Члены-корреспонденты Академии наук файла базы данных Akademik.mdb с помощью запросов на выборку изменить порядок следования полей, сделать невидимыми указанные поля, отсортировать записи по предложенному критерию, вывести на экран записи, отвечающие данным условиям.

Открыть файл базы данных Akademik.mdb.
В списке Объекты выбрать Запросы и нажать кнопку Создать. В диалоговом окне Новый запрос выбрать вариант Конструктор.
В диалоговом окне Добавление таблицы указать на таблицу Академики и нажать кнопку Добавить, а затем кнопку Закрыть.
Выполнить отбор полей. Для этого из списка полей Академики двойным щелчком разместить поля на бланке запроса в строке Поле.
На панели инструментов Конструктор запросов нажать кнопку Вид-Режим таблицы.
Вернуться в режим конструктора.
Установить критерии отбора для вывода на экран полей: ФИО, Специализация, Год присвоения звания. Для этого на бланке в строке
Вывод на экран отключить флажки для полей: Дата рождения, Пол.
Перейти в режим таблицы. Убедиться, что видимыми остались только отобранные поля.
Вернуться в режим конструктора.
Изменить порядок следования столбцов, переместив столбец Пол на второе место. Для этого выделить столбец Пол и перетащить его в нужное место.
Вернуть видимость всем полям таблицы.
Отобрать записи, которые содержат информацию об академиках-женщинах. Для этого в условии отбора в поле Пол ввести ж.
Упорядочить по возрастанию отобранные данные по значению поля Дата рождения. Для этого на бланке запроса в строке Сортировка в поле Дата рождения выбрать способ сортировки По возрастанию.
Просмотреть отобранные записи. Убедиться, что записи расположены в возрастающем порядке значений поля Дата рождения.
Создать запросы для вывода на экран записей, отображающих информацию:
- об академиках-физиках;
- об академиках-физиках и химиках;
- об ученых, получивших звание академика до 1970 года;
об академиках-философах и языковедах;
- обо всех академиках, кроме физиков.