Технологическая карта урока русского языка в8 классе по теме Односоставные предложения


Урок 34
Тема:Виды односоставных предложений.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/П: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из текста в схему)
Пр.: углубить представления об односоставных предложениях; научиться различать двусоставные и односоставные предложения, определять виды односоставных предложений.
Планируемые результаты:
Предметные: знать об односоставных предложениях, их особенностях; научиться, определять виды односоставных предложений.
Метапредметные: извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, преобразовывать её, использовать на практике.
Личностные: способность к самоопределению, самооценке.
Методы обучения:Работа с учебником, опорной таблицей, решение проблемных вопросов, практическая работа.
Оборудование:1. Учебник
2. Персональный компьютер
3. Презентация по теме «Односоставные предложения»
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя и учащихся Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание, самооценка
Оргмомент.
1 мин. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Начинаем наш урок русского языка. Давайте настроимся на работу. (Ребята записывают в тетрадях число).
Приготовьте оценочные листы, в которых вы будете выставлять баллы за выполненные задания, а в конце урока подведёте итоги и оцените свою работу.
Сл. №1 Личностные: способность к самооценке.
(внутренняя готовность выполнения нормативных требований учебной деятельности)
Актуализация знаний. Ребята, мы с вами продолжаем разговор об односоставных предложениях, и мне интересно, что вы уже знаете об этих синтаксических конструкциях.
Блиц-опрос (1 задание).
Если утверждение правильное, поставьте знак «+», если неправильное «-».
1. По наличию главных членов предложения бывают двусоставные и односоставные.
2. Двусоставные, если имеют две грамматические основы.
3. В односоставных - только одна грамматическая основа.
4.В односоставном предложении есть либо подлежащее, либо сказуемое.
5. Односоставные предложения могут быть только нераспространёнными.
6.Односоставные предложения делятся на две группы: с главным членом подлежащим и с главным членом сказуемым. Сл.№2
Взаимопроверка : + - - + - + Сл. №3
Оцените свою работу, занесите баллы в лист самооценки. Сл.№4
0 ош.-3 б.
1 ош.-2 б.
2-3 ош.-1 б.
4 ош. и более -0 б.
Личностные: осознают границы собственного знания и «незнания».
Взаимоконтроль
3.Формулирование темы и целей урока
Выход на определение темы и целей урока
Мотивация Прочитайте строки из стихотворения С.Есенина. Сл. №5
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Найдите среди данных предложений лишнее, обоснуйте свою точку зрения.
Определите, одинаковыми ли по значению являются односоставные предложения. Какое предположение можно сделать? Сформулируем тему урока. (Учащиеся формулируют тему урока)
Какие учебные задачи (УЗ) вы поставите? Составьте план урока в форме УЗ.
1. Какие виды выделяют среди односоставных предложений?
2. Чем выражается грамматическая основа в каждой группе односоставных предложений?
3. Научиться различать виды односоставных предложений.
Как вы думаете, для чего нужно уметь различать односоставные предложения?
Коммуникативные УУД:
доказывать свою точку зрения
Регулятивные УУД:
1.Высказывать предположения на основе наблюдений.
2.Формулировать тему урока, планировать деятельность в соответствии с УЗ.
Личностные:
осознавать границы собственного знания и «незнания»
4.Открытие новых знаний
Работа в «группах» Вернёмся ещё раз к тем предложениям, с которыми мы с вами работали. Найдём в них грамматические основы, посмотрим, чем выражен главный член в этих предложениях. А теперь определите вид этих предложений, воспользовавшись материалами учебника параграфами 31,32,33,35.
( Самостоятельная работа с учебником)
1-е предложение- опред.-личное2-е предложение- безличное
О каких ещё видах односоставных предложений вы прочитали в учебнике? Обратимся к 1-й УЗ. ( Учитель на доске начинает составлять ОК по теме)
Односоставные предложения
С главным членом подлежащим С главным членом сказуемым
Назывное о/л н/л б/л
Преобразуем информацию из одной формы в другую (из текста в схему или таблицу). Для этого разделимся на 4 группы, по количеству видов односоставных предложений. Каждая группа через 3 минуты должна нам представить информацию об одном из видов односоставных предложений, привести свои примеры.
Отчёт о работе групп.
Вернёмся к нашим учебным задачам. Какие из них мы решили? (1и 2 УЗ) Регулятивные УУД:
1.Искать пути решения проблемы
Познавательные УУД:
1.Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу, схему)
2.Владеть разными видами чтения (поисковым, изучающим)
Коммуникативные УУД:
1.Работать в группе, помогать друг другу, координировать действия. Слушать и слышать других.
2.Выступать с небольшим сообщением перед аудиторией сверстников
5.Первичное закрепление знаний Игровой момент. Сл. №6
Чтобы ориентироваться в ОК бегло и оперативно, проведём игру на внимание. Кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если главный член выражен:
- словом нет----б/л.
- глаголом в форме мн.числа прош. времени----н/л
- неопр. формой глагола----б/л- наречием----б/л-глаголом в форме 2-го лица наст. времени----о/л
-если в предложении только подлежащее----наз.
Составим алгоритм для определения вида односоставных предложений.
Сл.№7 ( по щелчку мыши)
Наши действия.
Найти грамматическую основу предложения.
Определить, в какой форме употреблён главный член предложения.
Определим вид односоставного предложения.

Работа в парах. Прочитав предложение, определите его вид. Обоснуйте свою точку зрения.
Карточка №1.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Пахло милым тлением осени.
Карточка №2.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Буду слушать тихую музыку.
Карточка №3.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Сегодня уже прохладно.
Карточка №4.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Споёмте, друзья!
Карточка №5.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
С утра молотили рожь.
Карточка №6.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Славная осень.
Карточка №7.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
Карточка №8.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
За лето небольшую сельскую школу отремонтировали.
Карточка №9.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Вам не видать таких сражений.
Карточка №10.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Яркие голубые дни. Коммуникативные УУД:
1.Работать в паре, помогать друг другу, координировать действия. Слушать и слышать соседа по парте.
2.Выступать с небольшим сообщением перед аудиторией сверстников.
6.Самостоятельная работа Самостоятельная работа
Используя составленный алгоритм, выполните задание в тетради.
1.Пахло милым тлением осени.
2.Люблю грозу в начале мая.
3.Славная осень.
4.Схоронили его за Москвой – рекой.
5.Возьмемся за руки, друзья!
6.Прошло сто лет.
Взаимопроверка.
Оцените свою работу, занесите баллы в оценочный лист.
0 ош.-3 б.
1 ош.-2 б.
2-3 ош.-1 б.
4 ош. и более -0 б.
Вернёмся к 3-ей УЗ. Сумели мы её решить? Регулятивные УУД:
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Взаимоконтроль
7.Диагностическая работа Определите вид односоставного предложения. Сл. №8
1 вариант.
1. Люблю тебя, моя Россия!
2. В справочное бюро часто звонили.
3. Мне не спалось.
4. Утро. Тишина.
5. Открой окно.
6. Нет лампады
2 вариант.
1. Поражаюсь погоде, Миша!
2. Пишут о выборах.
3. Вчера матери нездоровилось.
4. Москва. Кремль.
5. Не торопись.
6. У меня планшета нет.
Проверка по эталону. Оценивание работ. Сл.№9
0 ош.-3 б.
1 ош.-2 б.
2-3 ош.-1 б.
4 ош. и более -0 б.
Самоконтроль
8.Итог урока - Чему научились?
- Что нового узнали?
- Что было трудно?
Обратимся к оценочным листам. Какие вы получили результаты?
Определим уровень успешности работы, пользуясь таблицей. Сл. №10
100-85%-высокий уровень - «5»
84-75%- повышенный уровень – «4»
74-65% базовый – «3»
64-50%-пониженный –«2»
Ниже 50%- недостаточный
- Кто получил сегодня «5»? «4»? «3»? (ребята поднимают руки)
-Спасибо за работу! Прошу вас сдать оценочные листы. Успехов вам при выполнении домашнего задания. Сл.11 Регулятивные УУД:
1.Соотносить цели и результаты своей работы
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы
9.Домашнее задание 1 вар. Из письма Гринёва-старшего своему сыну (гл. 5 повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка») выписать односоставные предложения, определить их вид.
2 вар. Составить связный текст на тему «Зимнее утро», используя односоставные предложения (не менее 6-7). Определить их вид.