Односоставные предложения, 8 класс (урок обобщения)


Односоставные предложения, 8 класс
(урок обобщения)
Цели урока:
1) систематизировать знания по теме “Односоставные предложения”;
2) формировать умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;
3) развивать навыки построения рассуждения на лингвистическую тему, совершенствовать умения выполнять тестовую работу;
4) приобщать учащихся к культуре слова, развивать творческое мышление;
5) показать роль односоставных предложений в художественных текстах.
Оборудование:
Флипчарт в программе Activ Studio
материалы презентации, выполненные с помощью программы Power Point;
интерактивная доска.
Ход урока
1. Мотивационный этап. Работа с ключевыми словами темы.
- Сформулируйте цели урока, для этого обратимся к ключевым словам темы.
(Ключевые слова подчеркиваются учеником на интерактивной доске – флипчарт, слайд 1)
Цели формулируются учащимися:
систематизировать материал по типам односоставных предложений и способам выражения в них главных членов
отличать по признакам одно- и двусоставные предложения и использовать в устной и письменной речи

2. Операционно-действенный этап

Задание 1. Закончи определение
Цель - назвать типы односоставных предложений и способы выражения главных членов
(флипчарт, слайд 2)
Взаимопроверка по ключам, оценивание по критериям (на доске, флипчарт 3)
Закончи определение

1
Двусоставное предложение от односоставного отличается
В двусоставном 2 главных члена, в односоставном – 1 +

2
Односоставное предложение с главным членом подлежащим называется
Назывное +

3
Способ выражения сказуемого в определенно-личном предложении
1 л ед.ч, мн.ч Изъявит. накл +
2 л ед.ч, мн.ч Изъявит. накл +

4
Способ выражения сказуемого в неопределенно-личном предложении
3 л мн.ч. +

5
Способ выражения сказуемого в обобщенно-личном предложении
1 л ед.ч, мн.ч +
2 л ед.ч, мн.ч +
3 л ед.ч, мн.ч +

6
Способ выражения сказуемого в безличном предложении
3 л.ед.ч. наст.вр +
Ед.ч. ср.р. прош.вр +
Неопр.ф.гл +
Слово нет +
Наречие в ср.степени +


Вывод: различают односоставные предложения с главным членом подлежащим (назывные) и главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные), а отличаются они способом выражения главного члена
Задание 2 (дифференцированное). Преобразуй предложения.
Цель – преобразовать односоставное предложение в двусоставное и наоборот, составить алгоритм (для сильных учащихся; слабым ученикам выдается готовый алгоритм перед началом задания)
Алгоритм
1. Находим грамматическую основу предложения.
2. Определяем: двусоставное предложение или односоставное.
3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.
4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.
5. Определяем вид односоставного предложения.
Предложения (флипчарт 4)
1. Открой нам, отчизна, просторы свои.
2. Шесть лет войны запомнил шар земной.
3. Каких только звуков не услышишь в песне скворца!
4. Героя в бой водила песня.
5. Жить и верить - это замечательно.
Флипчарт, слайд 5 на контрольно-оценочном этапе (самопроверка)

Вывод: варианты алгоритмов отличия видов предложения, составленных детьми

Задание 3. Тестовое задание с взаимопроверкой (раздаточный материал).
Цель – как отличить односоставное предложение с главным членом сказуемым от односоставного с главным членом подлежащим
Вариант I
1. Определите, какое из этих предложений обобщенно-личное.
А Торопимся в школу.
В Что посеешь, то и пожнешь.
С В городе наконец построили бассейн.
D Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными.
Е На улице светает.

2. Укажите неопределенно-личное предложение.
A Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. B В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными. C Купола церквей были медными и золотистыми.
D Их мастера часто золотили.
E Пахнет травой

3. Найдите безличное предложение.
A Но вот наступила осень.
B Похолодало.
C Пожелтели деревья.
D Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом.
E Потом листья опускались на землю.

4. Найдите назывное предложение.
A Весна.
B Весь лес, и небо над ним, и все кругом залито прозрачным лунным светом.
C Молодой месяц тонким лимонным ломтиком желтеет в вершинах деревьев.
D От него разлилась в воздухе душистая, терпкая зелень.
E Береги платье снову, а честь - смолоду

5. Определите тип предложения – Тропинки в лесу замело снегом.
A двусоставное;
B определённо-личное;
C безличное;
D неопределённо-личное
E назывное
Вариант II
1. Определите, какое из этих предложений обобщенно-личное.
A Береги эту книгу.
B На уроке математики первоклассники считают предметы.
C Цыплят по осени считают.
D И лишь целлюлоза остается твердой.
E На стене картина

2. Укажите неопределенно-личное предложение.
A Как делают бумагу мастера?
B Они спиливают обыкновенное дерево, очищают от коры, сучков.
C Затем мелко-мелко рубят.
D На улице рано светает.
E Зимой часто метут метели.

3. Найдите назывное предложение
A Трескучий мороз.
B Хлюпает дождик.
C Как ему не надоест целый день хлюпать?
D Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые.
E А потом пойдут туманы.

4. Найдите безличное предложение
A Не все рады снегу.
B Птицам трудно отыскивать под снегом зернышко, гусеницу или жука
C И голодные птицы летят поближе к жилью, к людям.
D Иногда им улыбается удача.
E Они отыщут где-нибудь птичью столовую, обрадуются, слетятся со всех сторон.

5. Какая схема соответствует предложению – Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена?
A двусост., и двусост.;
B двусост., и определённо-личн.;
C двусост., и неопределённо-личн.;
D определённо-личн., и двусоставное.
E назывное и двусост.

Ключи (на обычной доске)
№ вопроса
Вариант 1
Вариант 2

1
B
C

2
B
C

3
B
A

4
A
B

5
C
C

Критерии (на обычной доске)


4. Творческая работа. Сочинение-миниатюра. Создайте свой текст по впечатлениям от пейзажной зарисовки с использованием односоставных предложений. (разноуровневое задание: слабые учащиеся составляют односоставные предложения по теме «Осень»)
Цель: определить, какую роль играют односоставные предложения в тексте
(1 слайд презентации)
Проверка. Чтение сочинения (не менее 3) с анализом.

Вывод – для чего используют в речи односоставные предложения

3. Рефлексия «знаю» - «умею» - «осталось непонятным». Анкеты собирает учитель и выносит на последующие уроки с целью разъяснения и повторения
Д/з на выбор учащихся
сочинение на грамматическую тему «Какой ученик не любит односоставные предложения!»
упр. 345 (по заданию)
составить опорную схему по теме «Односоставные предложения»
Заголовок 115