Урок обобщения и систематизации знаний по теме Односоставные предложения


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА(УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ЗАЙЦЕВА З.А.
Предмет: Русский язык и литература. Русский язык
Место урока в системе уроков: урок обобщения и систематизации знаний обучающихся
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме « Односоставные предложения»
Продолжительность урока: 90 минут
Учебная группа: 1д (специальность Дошкольное образование) Наполняемость группы: 29
Программа: рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, 2015
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: повторение и обобщение изученных сведений об односоставных предложениях
Формируемые УУД:
личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач);
регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция);
познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи). Домашнее задание к уроку:
Составить кластер «Односоставные предложения» (задание выполняется на листе формата А-4).
Составить связное высказывание на тему «Что я знаю об односоставных предложениях» (устно).
Составить план §45, с. 291 учебника «Антонова Е.С. Русский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.-384с.»
Составить связное высказывание на тему «Выразительные средства односоставных предложений» (индивидуальное задание)
Учебные материалы: Антонова Е.С. Русский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.-384с.
Оборудование: учебник русского языка, мультимедиапроектор, перфокарты, карточки-задания, тесты.
Используемые методы: активные методы обучения:
упражнения;
метод организованных стратегий:
-стратегия использования информации;
-стратегия оценочных суждений;
-стратегия принятия решения.
Используемая технология: технология встречных усилий как мозаика урока.
Форма контроля: «метод композиций» (заполнение бланка протокола ответов);
-устный опрос;,
-письменный опрос;
-технология тестового контроля.
Ход урокаI.Организационный момент
Слово преподавателя об уроке, о важности обобщения знаний об односоставных предложениях, о способах применения их в собственной речи. речи.
Цель этапа: настроить обучающихся на восприятие материала урока
II.Выработка стратегии проведения урока
Уважаемые студенты! Сегодня мы должны повторить и обобщить сведения по теме « Односоставные предложения». Необходимо вам показать на уроке свои умения находить односоставные предложения в тексте, определять их вид, применять в собственной речи, а также поговорим о сфере употребления этих предложений.
Оцениваем все виды своей работы на уроке. У вас у каждого имеется «Лист учета знаний по теме « Односоставные предложения». По мере выполнения устных и письменных заданий вы сами будете выставлять оценки. Мне бы хотелось, чтобы результатами вы были довольны, вот тогда и урок наш достигнет цели.
Цель этапа: мотивировать обучающихся на применение знаний и умений по теме
III. Словарно-орфографическая работа(3 студента у доски одновременно записывают под диктовку преподавателя слова - термины, которые мы использовали для характеристики предложения по строению его грамматической основы, остальные - в тетрадях).
Односоставное, определенно - личное, неопределенно-личное, безличное, обобщенно-личное, назывное.
(Слайд со словами - терминами, самопроверка правописания, выставление оценок)
IV. Повторение пройденного материала
Карточка №11-й студент. Составить кластер по теме « Односоставные предложения»
(На доске) Карточка №2 2-й студент. Составить устное связное высказывание на тему
«Что я знаю об односоставных предложениях?» используя для этого кластер, составленный дома, привести по 1 примеру на каждый вид односоставных предложений. (На доске)
Карточка №3 3-й студент. Работа с таблицей. Заполнить таблицу. (На доске)
Таблица
Форма сказуемого Вид предложений Примеры
1-е л.ед.ч. 3-е л.ед.ч. 2-е л.ед.ч. 3-е л.мн.ч. 2-е л.мн.ч. 1-е л.мн.ч. Карточка №44-й студент. 1. На основе анализа предложений рассказать
о всех случаях постановки тире.
2. Рассказать о неполных предложениях.
Карточка №55-й студент. Работа с перфокартой.
1. Укажи номера предложений, являющихся безличными.
2.Расскажи о безличных предложениях.
Карточка №66-й студент. Работа с перфокартой.
Укажи цифрами двусоставные предложения.
Карточка №77-й студент. «Украсить ёлочку»
В конверте имеются 10 предложений.
Нужно листочками, на которых написаны предложения, «украсить ёлочку»: прикрепить на магниты. (На доске)

Карточка №88-й студент. «Ромашка». Отрывая «лепестки» с записанными на них односоставными предложениями, студент читает их и определяет вид.

9-й студент. Рассказать по плану параграфа §45 учебника
(домашнее задание) о назывных предложениях.
Привести примеры.
Карточка №1010-й студент. 1 .Синтаксический разбор предложения.
К осени в лесничестве начали строить плотину для (не) большой гидростанции.
2. Определить способ связи слов в словосочетаниях: строить плотину, (не) большой гидростанции
3. Устно выполнить синтаксический разбор словосочетания строить плотину
Карточка №11
11-й студент. Выразительные средства односоставныхпредложений. (См. приложение)
Задание группе
-Пока студенты выполняют задания, мы с вами поработаем со стихотворением Булата Окуджавы.
Слайд.Совесть, Благородство и Достоинство—
Вот оно, святое наше воинство!
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь,
Лик его высок и удивлен.
Посвяти ему свой кратный век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь, как человек.
-Выразительно прочитайте, объясните смысл.
-Почему некоторые слова записаны с большой буквы?
- Сколько предложений в стихотворении?
- Найдите основы, определите вид предложений.
-Определите роль односоставных предложений.
Проверка заданий,выполненных студентами.Оценка
Оценка
Оценка
Оценка
Оценка
Оценка
Оценка
Оценка
Оценка
Оценка
Кластер по теме « Односоставные предложения». (Остальные студенты сдают на проверку листы с составленным дома кластером).
Связное высказывание «Что я знаю об односоставных предложениях?»
Рецензия (Перед ответом напоминаю функции докладчика и рецензента). (См. приложение)
3.Связное высказывание « Выразительные средства односоставных предложений». (Индивидуальное задание).
4.Перфокарты №1, №2 проверяет преподаватель.
5.Проверка заполнения таблицы.
6.Постановка тире. Неполные предложения.
Рецензия. 7. По плану §45 рассказ о назывных предложениях.
Рецензия. 8.«Украшение елочки»
Проверяем так: студент называет вид односоставного предложения, читает 2 предложения этого вида.
Если правильно - молчок, а неправильно - хлопок.
9.«Ромашка»
10. Синтаксический разбор предложения.
-Шутке-минутка.Устная синтаксическая зарядка.
-Определите виды предложений.
Кто чем сверкает.
Двусоставное
Двусоставные
неполные
Сверкает яркий луч росой.
Карась - боками гладкими.
Мудрец - умом,
Лицо - красой,
А трус - босыми пятками.
(О. Дриз)
-Знаки препинания?
(Тире).
Выставление 11 оценок +3 оценки за рецензии. Оценки будут выставлены всем студентам за кластер.
V. Диагностическая проверка понимания темы «Односоставные предложения»-
1. Диктант с буквенными обозначениями
Мне приходилось ночевать в стогах в октябре.
С концерта возвращались поздно.
В деревне было пусто.
Пассажиров просят пройти к самолету.
Родную русскую березу в обиду больше не дадим.
Пока живешь, до тех пор и учишься.
Смотрю в простор необозримый и журавлям машу рукой.
2 3 4 5 6 7
н/лб/лн/ло/лоб/ло/л
-Поменяйтесь тетрадями, сверьтесь со слайдом, поставьте оценки.
Взаимопроверка
Выставление
оценок в лист
учета знании«5» -без ошибок
«4» -1 ошибка, «3» -2 ошибки
«2» - >2 ошибок
-
2.Задание с элементами программирования
-Я задаю вам программу, каждое задание обозначается римской цифрой, для анализа даю 4 предложения, которые нумеруются арабскими цифрами, вы должны записать номер программы и правильный ответ, обозначив арабской цифрой.
Найдите определенно-личные предложения.
Шагайте смелее, ребята, к свету и любите правду всей душой.
К вечеру открывают окно.
На собрании говорили о чести рабочего человека.
Гляжу на голубые волны и слушаю их шум.
Найдите неопределенно-личные предложения.
Нам посоветовали переночевать в деревне.
Свою ведь землю по-настоящему поймешь на чужбине.
Этот комбинат строили в годы послевоенных пятилеток.
Посмотри, милый друг, на сады, на широкие нивы.
Найдите безличные предложения
Нам дороги эти позабыть нельзя.
Ночь. Тишина.
Не стоит делать опрометчивые выводы.
4. Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.
-Проверяем На слайде: Самопроверка
I. 1,4 «5» -нет ошибок II. 1,3 «4»-1 ошибка III. 1,3,4. «3» -2ошибки «2»-3 ошибки и >
Выставление оценок в « Лист учета знаний»
-
3.Самостоятельная работа
Виды Вид Способ
Примеры предложений Подлежащее Сказуемое сказуемого выражения
1 .Принесли почту. н/л+ пгспр. вр., мн.ч.
2.Город прекрасен. 3.Цыплят поосени
считают. 4.Идем по лесу. 5.Не было дождя. 6. Первый морозец. Слайд. Самопроверка.
Выставляются оценки в «Лист учёта знаний»
Фамилия
Учебная группа
Дата
4. Заполнение бланка протокола ответов

Наименование задания Ответы на задания
Односоставные предложения делятся на ... Форма сказуемого в определённо - личном предложении выражена ... Способы выражения сказуемого в безличных предложениях Основным признаком неполных предложений являются ... Неполные предложения широко употребляются в ... и используются Неопределённо - личные предложения часто употребляются в... ( Бланк протокола ответов выдаётся каждому студенту).
5. А теперь давайте проведём языковую разминку«Сеанс одновременной игры».
Студент, который считает, что знает весь материал по теме, играет «против» всей группы. Вопрос по теме - так сказать, «шахматный ход» - может задать любой, но лишь в том случае, если знает на него ответ.
6.Тест по теме «Односоставные предложения»
(I и II вариант)
Слайд.
Самопроверка. Оценки в «Лист учёта знаний»
VI. Рефлексия
Алгоритм самоанализа и самооценки для студентов:
А. 1. На уроке по теме «Односоставные предложения»
узнал
понял
научился
Лучше всего на уроке у меня получалось ...
Основные трудности были ...
У меня произошли изменения:
в знаниях по предмету ...;
в умении осознавать себя ...;
Сам себе желаю ...
Б. — Я получил знания по ...
Мой самый большой успех - это ...
У меня теперь получается - это ...
У меня осталась трудность в ...
VII. Вариативное домашнее задание
Выписать из стихотворений различных авторов по 2 примера на каждый тип односоставных предложений.
Написать мини - зарисовку «Гляжу в окно».


ПРИЛОЖЕНИЯ
Сыграй другую, гармонист, походную сыграй!
Не страшны нам ничуть расстояния.
Кто морю возвратил тепло и свет?
Четверть роты уже скосило.
Настороженная, тревожная тишина леса.
1 .Выполни синтаксический разбор предложения.
(К) осени в лесничеств... начали строить плотину для (не) большой гидростанции.|
Определи способ связи в словосочетаниях строить плотину, (не)! большой гидростанции.
Устно выполни синтаксический разбор словосочетания (не) большой
гидростанции.!
1.Составить план § 45, с. 291.f
2. Рассказать по плану о назывных предложениях. Привести примеры."241302286000Его назначают инженером Расскажу тебе все при встрече
В этот день ребят экзаменовали не в классе, а в зале. Вскоре удалось выписать нужные книги.
Из песни слова не выкинешь.
Свет. Удар грома.
Мелколесье. Овраги. Болота. Щетинистое жнивье. Едем бором, черными лесами.
От будущего никуда не убежишь.
В комнате было тепло.

Расскажешь - все равно не поверите. (К.Г. Паустовский)
Избирают всякий вздор, а вот этого не изобретут. (И. Гончаров)
Здесь совсем тихо и пустынно. ( А.Толстой)
Набирайся ума в учении, храбрости - в сражении. (Пословица)
Времени для грусти нет. (Ф.Ефимов)
На берегу стояло несколько верб. (А.Чехов)
Даже по делу спеша, не забудь! Этот короткий путь - тоже частица жизни твоей.

Укажи номера предложений, являющихся безличными.
Земля омыта летними дождями.
Нам вдаль идти с припевом строевым.
3.На рассвете в долинах теплом и черемухой веет.
4.Пахнуло от озими рожью.
5.Коромыслом серп двурогий плавно по небу скользит.
Расскажи о безличных предложениях.
Составить устное связное высказывание на тему
«Что я знаю об односоставных предложениях», используя для этого в качестве опоры кластер « Односоставные предложения». Привести по 1 примеру на каждый вид односоставных предложений.
1 .На основе анализа предложений рассказать о всех случаях постановке тире.
а)Юность богата надеждами, старость - опытом.
б)Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
в)Чтение - это окошко в мир.
г)«Я все передал ему», - сказал мальчик.
д)- Куда едешь, дружище?- спросил офицер – В Пронск.
2. Расскажи о неполных предложениях .
I 1,4
II 1,3
III 1,3,4
«5» НЕТ
ОШИБОК
«4» 1
ОШИБКА
«3» 2 ОШИБКИ
«2» 3
ОШИБКИ И >

РЕЦЕНЗЕНТ
ТОЖЕ ДОЛЖЕН ХОРОШО ЗНА ТЬ ВОПРОС, УМЕТЬ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУША ТЬ, АНАЛИЗИРОВА ТЬ, УБЕДИТЕЛЬНО ОЦЕНИВАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ, МОТИВИРУЯ СВОЮ ОЦЕНКУ.
ДОКЛАДЧИК
ДОЛЖЕН ГЛУБОКО И ПОЛНО ЗНАТЬ СВОЙ ВОПРОС, УМЕТЬ УБЕДИТЕЛЬНО ИЗЛОЖИТЬ ЕГО СЛУШАЮЩИМ. ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОС, ВЫ ПОКАЗЫВАЕТЕ НАВЫК ВЛАДЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧЬЮ.

Лист учёта знаний по теме «Односоставные предложения»
Фамилия студента: Максимова Анна

Теория
(Практика) Кластер Устный
ответ Рецензия Бланк
протокола
ответов Диктант с буквенным обозначением Задание с элементами программирования Самостоятельная
работа Сеанс
одновременной
игры Тест Оценка вжурнал
(теор.) Оценка вжурнал
(практ.)
Теория 5 5 5 5 — — — 5 5 —
Практика — — — — 5 5 5 5 5
Преподаватель____________ З.А.Зайцева
Кластер по теме «Односоставные предложения»495300Определен Обобщённо- Неопределённо- Безличные
но-личныеличные личные Сказуемое Сказуемое - Сказуемое - Сказуемое -
-глагол вгл. в форме глагол в форме глагол в форме:
форме 1-го 2л. ед.ч.наст. 3-го л. мн. ч. 3-го л. ед.ч.
и 2-го или буд. вр., наст, и буд. вр. наст. вр.; прош.
лица ед.ч. повел, накл., и в форме мн. ч. вр. инфинитива,
или мн.ч3-го л. мн. ч. прош. времени част. нет. При
наст, или буд. сказуемом нет и
времени не может быть
подлежащего.
Книгу Пока живёшь, В комнате Морозит
прочитаю до тех пор и громко завтра. учишься разговаривают Есть только подлежащее
Назывные
Лес. Вот огород.

Найдите среди данных предложений односоставное.
а)Не плачь ты попусту.
б)Часам к двум пополудни началась гроза.
в)Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С.Есенин)
г)Тротуары заливают асфальтом.
Определите тип предложения Ночь как год.
а)односоставное;
б)двусоставное.
Какое из данных утверждений является неверным?
Определенно-личные предложения - это...
а)предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);
б)односоставные предложения;
в)предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.
Найдите безличное предложение.
а)Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.
б)Хорошо в зимнем лесу!
в)В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
г)Газеты приносят утром.
Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.
а)двусоставное;
б)определенно-личное;
в)безличное;
г)неопределенно-личное.
Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена?
а)[двусоставное], и [двусоставное];
б)[двусоставное], и [определенно-личное];
в)[двусоставное], и [неопределенно-личное].
Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)
а)Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.
б)Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
в)Небо было темное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжелые тучи.
г)Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.
Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
а)Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.
б)Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
в)Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
г)Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А.Пушкин)
Найдите среди данных предложений односоставное.
а)Веет в поле легкий ветерок.
б)Осенний день шуршал ломкой листвой.
в)Свет луны во все концы.
г)В лесу держался запах прелой травы.
Определите тип предложения Земля как невеста:
а)односоставное;
б)двусоставное.
Какое из данных утверждений является неверным?
Определенно-личные предложения - это...
а)односоставные предложения;
б)предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени;
в)предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее.
Найдите неопределенно-личное предложение.
а)Встречай друзей, сынок!
б)Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?
в)Наконец-то позвали меня.
г)В классе тепло.
Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час:
а)неопределенно-личное;
б)определенно-личное;
в)безличное.
Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой:
а)[двусоставное], и [двусоставное];
б)[определенно-личное], и [двусоставное];
в)[безличное], и [двусоставное].
Укажите предложение, строение которого соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)
а)Вспыхнул костер и все стали сушиться.
б)Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.
в)Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
г)Минута и вдруг туман сгущается.
Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
а)Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.
б)Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.
в)Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.
г)Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.
Выразительные средства односоставных предложений
(индивидуальное задание)
Односоставные предложения - это структурно-семантический тип простого предложения, в котором предикативность получает выражение в одном главном члене. К односоставным предложениям относятся предложения определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, номинативные (назывные).
Употребление определенно-личных предложений делает повествование динамичным, так как все внимание сосредоточивается на действии, самом важном для автора. Особая экспрессия достигается употреблением ряда однородных глагольных сказуемых.
Неопределенно-личные предложения указывают на действие неопределенного лица, не известного ни говорящему, ни слушающему: В дверях звонят. Неопределенно-личные предложения используются в тех случаях, когда нужно сосредоточить внимание только на действии, оставляя в тени его производителя. Ряд предложений имеют обобщенный характер. Особенно наглядно это проявляется в пословицах и поговорках: Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.
В безличных предложениях сказуемое обозначает действие или состояние независимо от производителя действия: мне в лицо дохнуло льдом. Сказуемое в большинстве случаев выражено безличным глаголом и обозначает состояние природы, окружающей среды, психическое или физическое состояние живого существа и др. Такие же значения имеют предложения, в которых сказуемое выражено личным глаголом в безличном употреблении: Самолет тряхнуло и снова резко рвануло вверх. Предложения с безлично-предикативным словом (по школьной программе - наречием) в качестве сказуемого в сочетании с инфинитивом могут обозначать разные модальные оттенки - возможность или невозможность, должествование, необходимость, желательность: Нет, об этих минутах нельзя писать без восторга.
Предложения со словами грех, стыд, позор, пора, лень, охота, ужас, нужда и др. в сочетании с инфинитивом означают оценку действия человека с морально-этической стороны, эмоциональную характеристику состояния и чувства человека, морально-волевые импульсы человека и др.: Ну, барин, не пора за дело приниматься.
Распространенность безличных предложений в языке художественной литературы объясняется их семантико-стилистической выразительностью: это лаконичная форма обозначения состояния природы или окружающей среды. Такое описание часто подготавливает читателя к восприятию тех событий, ’ которые развернутся на фоне природы: Стемнело. Едва-едва пламенеет тихая заря... С помощью безличных предложений действию можно придать оттенок стихийности, фатальности: И как нарочно принесло его именно в такую погоду.
В безличных предложениях сказуемое может быть выражено инфинитивом. Такие предложения отличаются экспрессивностью и эмоциональностью, поэтому они используются для категоричных высказываний со значением повеления: Молчать! Не разговаривать!
Номинативные (назывные) предложения утверждают наличие, существование предметов, явлений, состояний. Это лаконичная форма изображения картины природы, обстановки, внутреннего состояния человека: Все больше обнаженных ветвей. Солнце. Синева... Номинативные предложения выполняют композиционную функцию, начиная собой повествование или заканчивая его: Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер... Эти предложения являются удобной формой передачи личных переживаний, воспоминаний, а также обрисовки внешности человека.