Изучение истории как основание положительной мотивации учебной деятельности

Изучение истории как основание положительной
мотивации учебной деятельности
Грязева Любовь Юрьевна, преподаватель истории
Екатеринбургское суворовское военное училище
Л.Н. Толстой, говоря о человеческой мудрости, предупреждал, что она не может переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором ее нет. Для восприятия чужой мудрости, - отмечал он, - нужна, прежде всего, высокая мотивация.
Положительная мотивация – это одно из основных условий деятельности учащихся, осуществляемое во всех видах учебной работы и в часы самостоятельной подготовки, внеклассной работы. Сегодня эта тема не потеряла своей актуальности.
Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это приводит к тому, что на смену лозунгу «Образование для жизни» приходит новый – «Образование на протяжении жизни».
В нашей стране появление новых вызовов времени требует активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы. Согласование потребностей и интересов является важнейшим шагом успешности политики вообще и политики в образовании в особенности.
Первейшая задача образовательной политики России на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В качестве главного результата в «Стратегии модернизации образования» рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Важными целями образования должны стать:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Таким образом, ведущей целью профессионально-педагогической деятельности учителя является создание средствами педагогической деятельности условий для проявления учеником в образовательном процессе самостоятельности, творчества, ответственности и формирование у него мотивации непрерывного образования.
Для реализации данной цели, передо мной, как перед учителем истории и обществознания встала задача выбора образовательных технологий, которые не только бы решали проблемы освоения содержания предметов гуманитарного цикла, но и способствовали становлению компетентностей: социальной, информационной или коммуникативной, личностной или самоменеджмента.
Учебный и воспитательный процесс я рассматриваю как целостную дидактическую систему, позволяющую не столько учить, сколько помогать учиться, направлять его познавательную деятельность. Поэтому содержание, формы, средства, методы обучения тесно взаимосвязаны и подчинены образовательной цели – познание учеником окружающей его действительности.
Исходя из этого, важнейшими требованиями к уроку должны быть:
1. Постоянная деятельность учащихся во время урока.
2. Контроль за работой учащихся на протяжении всего урока.
3. Возможность учащихся общаться друг с другом и с учителем.
4. Усвоение учащимися нового материала на уроке.
5. Дифференцированные задания.
В условиях модернизации Российского образования и введения ФГОС второго поколения меняются роль и функции преподавателя. Главной функцией учителя становится выстраивание продуктивного взаимодействия с учащимися по освоению предметного содержания на уроке, создание необходимых условий для развития ребенка в предметном пространстве. Каждый учитель создает эти условия на основе собственных принципов, выработанных в процессе практической деятельности. В моей профессиональной практике преподавателя истории часто возникал вопрос: Как обеспечить эффективное усвоение учебного материала, сложность и объемность которого затрудняют его целостное восприятие и осмысление? Как преодолеть информационную перенасыщенность и не всегда продуманное структурирование материала? Как и чем мотивировать учащихся к эффективной и полезной деятельности? Поиск ответов на этот вопрос привел меня к пониманию того, что решить эту проблему поможет систематизация материала через формирование положительной мотивации учащихся посредством реализации активных форм обучения.
Учебный мотив – это такое субъективное отношение школьника к учению, в основе которого лежит сознательно поставленная цель. Все мотивы можно разделить на социальные и познавательные. Первые связаны с осознанием ценности истории, стремлением добиться положительной оценки и получить определенную профессию, ориентацией на способы взаимодействия с людьми. Особую роль во второй группе играют процессуальные мотивы, т. е. интерес к процессу учения. Учебная деятельность всегда полимотивированна, в ней переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, похвала от значимых лиц являются вполне естественными и полезными в учебном процессе их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации. Еще более насыщены внешними моментами являются такие мотивы, как учеба, как вынужденное поведение; привычное функционирование учебы; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач.
Выделяют две группы мотивов учебной деятельности.
I. Заложенные в самой учебной деятельности:
мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т. п.;
связанные с самим процессом учения: ученику хочется проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т. е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
широкие социальные мотивы: а) долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т. п.; б) самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
узколичные мотивы: а) стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); б) желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);
отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).
Развитие мотивации учебной деятельности возможно двумя путями. Первый обозначен как путь "снизу вверх". Его реализация обеспечивается созданием условий, для удовлетворения желаний и потребностей учащихся с опорой на приятные эмоциональные переживания. При этом учитываются интересы учащихся: им предоставляется возможность высказаться, поощряются стремления к признанию, оценке достоинств, похвале.
Второй путь, "сверху вниз", состоит в усвоении учащимися предъявляемых в готовой форме побуждений, целей, идеалов с учетом направленности личности. Этот путь связан с использованием методов убеждения, внушения, примера. Особую роль играет коллектив, социальная среда, традиции.
Большой интерес у учащихся вызывают проблемы морали, поведения личности; в средних классах внимание к ним преобладает. Через исторические персонажи, через образы, созданные литературой и искусством, ученик стремится познать свое "я", окружающих его людей, сформировать свою линию поведения, приобрести жизненный опыт. И совершенно очевидно, насколько важно в воспитательных целях показать ему образцы для подражания, по которым можно сверять свои поступки.
Усиление мотивации изучения истории через выявление ее значимости для жизнедеятельности учащихся, нам представляется, может проходить по трем направлениям.
Первое направление связано с расширением практической деятельности школьников в трудовой, общественной и бытовой сферах, показом ее социально-политической значимости. Реализация этого направления является одной из важнейших задач, поставленных перед школой. Ее полноценное решение требует еще немалых усилий. Необходимо, чтобы учащиеся в полной мере понимали значимость своего производительного и общественно полезного труда, чтобы труд этот был хорошо организован и т. д. Работа в этом направлении идет преимущественно вне уроков истории.
Второе направление реализуется через показ значимости изучения истории для понимания современной общественно-политической жизни и активного участия в ней. Для его реализации необходимо показать школьникам, что история учит анализировать социально-экономические проблемы на каждом этапе развития общества, выясняет зависимость дня сегодняшнего от прошлого и будущего от современности. Учащиеся должны понять, что история дает ключ для использования общественно-политических знаний в практической деятельности людей, знаний и умений, необходимых всем независимо от специальности.
Третье направление осуществляется через детализацию важных исторических фактов, показ духовного мира личности и мотивации поступков. Для этого можно использовать методы художественной и научно-популярной литературы, концентрирующей внимание учащихся на исторических личностях. Но при этом необходимо выявлять и объективные закономерности развития общества, социальную обусловленность действий личности, ее классовые позиции. История должна быть представлена, прежде всего, как поле судьбы и деяний, как отдельных личностей, так и их общностей. Но и любую общность придется показать не через ее абстрактно-социологические параметры, а через жизнь, судьбу людей, через узловые события, определяющие эту судьбу. Это и будет наиболее глубокий анализ истории, одновременно дающий возможность не только понять, но и эмоционально пережить исторические события.
В то же время показ действий исторических личностей раскрывает развитие субъекта исторического процесса и решает проблему выработки у школьников нравственной позиции. У истории два лица – социологическое и гуманистическое, одно обращено к массовым процессам, другое – к личности. Это направление таит в себе большие возможности повышения мотивации и облегчения понимания глубинных процессов в жизни общества. Конечно, используя этот путь, надо помнить, что нередко приведенная подробность запоминается лучше общей характеристики события, уводит в сторону. Поэтому необходим целенаправленный отбор деталей, помогающих понять сущность события, явления. Таким образом, в плане мотивации обучения диалектическая взаимосвязь прошлого и настоящего проявляется в том, что знание истории необходимо нам для понимания современности и использования ее уроков в практической деятельности. И с этой целью надо показывать учащимся значимость каждого изучаемого события и явления, последовательно опираться на актуализацию их жизненного опыта, социальную практику.
Например, повествуя об идейной борьбе 40-х годов XIX века в России, можно вспомнить смелые и великодушные слова А. И. Герцена о славянофилах: «Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь, но неодинаковая. И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно". Яростные споры, а боль одна – о путях развития России».
Учебник истории должен включать, особенно в старших классах, большое количество документов, интегрированных в текст параграфа, избегать предварительных оценочных суждений, давая возможность учащимся под руководством учителя прийти к необходимым выводам на основе анализа источников. В учебниках физики, химии, биологии есть сведения об ученых, внесших вклад в эти науки, их портреты. Ничего подобного мы не найдем в школьных учебниках истории. Редкие учащиеся слышали о С. М. Соловьеве, В. О. Ключевском, М. Н. Покровском, не говоря уже о советских историках новейшего времени. С удивлением узнают школьники о А. С. Пушкине и Н. М. Карамзине как историографах. К сожалению, часто ученики не воспринимают изучаемое как результат титанического труда целых поколений историков, а значит, не смотрят на историю как на науку, представляя ее в некоей неизменной данности.
Учителям истории необходимо давать сочинения на тему "Моя родословная", задания, например, такие как, записать рассказы членов семьи, участвовавших в Великой Отечественной войне, чтобы максимально использовать естественную человеческую потребность узнать свои корни.
Организуя учебно - познавательную деятельность учащихся, с опорой на их потребности, интересы, стремления и желания, активность и самостоятельность, отбирая яркую, образную, личностно значимую информацию, создавая психологический комфорт, учитывая стили преподавания, общения и учения, можно обеспечить решение задачи по развитию положительной мотивации как функции личности, обеспечивающей постоянный источник человеческой энергии для практической деятельности. В то же время опыт показывает, что для значительной группы школьников их жизнь еще не выдвинула общественно-политических проблем как практически важных. Интерес к этим проблемам нарастает постепенно.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках. Но подчас преподавателям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Что движет учеником в процессе исторического познания? Думаю, что в 5 - 7 классах это может быть интерес к предмету в целом, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание всегда и во всем быть успешным, стать лучше, стать отличником. Формы проявления интереса, активности разнообразны: яркие ответы, системность в самоподготовке, активное изучение дополнительной литературы. В 8-9 классах ситуация усложняется, подобная активность постепенно угасает, что имеет внешнее и внутреннее проявления: отсутствует «лес» рук, учитель не страдает от огромного количества вопросов. Детская непосредственность трансформируется в подростковый нигилизм. Любой ценой подросток желает получить высокую отметку (подсказки, списывание, обман), которая является средством самоутверждения в коллективе. Мотив достижения успеха в учебе практически не развивается, познавательный интерес только у высоко мотивированных учащихся. В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер, рассматривается с позиции его необходимости в получении дальнейшего образования. Отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний. В этот период высока внутренняя, собственная мотивация.
Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное - непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации учеников, невостребованности их личностного потенциала. А анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики невозможны без личной заинтересованности учеников.
Перед преподавателем встает проблема: как преподнести материал, чтобы он стал доступным? Масса новейших публикаций отечественных авторов, неоднозначно трактуемых концепций, обилие исторической литературы (научной, художественной, учебной), разнообразие методической литературы располагают к поиску, размышлению, экспериментированию, внимательному отбору материала для работы.
В этой ситуации неоспорим факт необходимости саморазвития педагога как профессионала, освоение им новых концептуально - содержательных подходов, новой педагогической технологии для дальнейшей продуктивной деятельности, выбора собственной позиции в системе преподавания истории. Повышение уровня предметных (исторических) знаний невозможно осуществить без активного интереса и со стороны учащихся. Опыт педагогической деятельности позволяет сделать вывод, что одним из путей повышения интереса к предмету является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они смогут проявить свою сущность и смогут взаимодействовать с другими людьми, а не только с преподавателем.
Для того чтобы ученик начал действовать, он должен войти в особое психическое состояние активности, т.е. чем-то побуждаться. В основе всех побудителей поведения лежат потребности. Потребность непосредственно побуждает человека к активности, направленной на удовлетворение этой потребности. Она, таким образом, является внутренним стимулом его поведения и деятельности. На основе потребности у человека возникают мотивы деятельности, побуждения к ней. Мотив – причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремиться человек, выполняя эту деятельность.
Итак, мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.
Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:
мотивация, имеющая положительный характер, эта мотивация, связанная с результатом учения, условиями для ее поддержания. Здесь могут использоваться - поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание ситуации успеха. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей;
мотивация, которая условно может быть названа отрицательной, под такой мотивацией подразумевают побуждения ученика, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, преподавателей, одноклассников, неудовлетворительная оценка и т.п.).
В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др.
Мотивацией обусловливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него когнитивных (познавательных) функций жизненно важных умений. Интерес ребенка к новому становится мотивом исследовательской деятельности, той, которую выдающийся психолог Жан Пиаже называет «активным экспериментированием и обнаружением новых возможностей». У ребенка, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации.
Любой педагог знает, что заинтересованный ребенок учиться лучше. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры занятия, использование различных форм познавательной деятельности, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.
Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, педагоги сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам детей. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха. Известно, что обучающиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Те дети с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, напротив. Склонны переоценивать свои успехи. В этой связи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач. Оценивая результат, педагог обычно сравнивает достижения одних детей с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив. Психологически более оправдано сравнение сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими, и только затем с общим нормативом.
Познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.
Эффективность учебной мотивации ребенка и его статус, как учащегося, взаимосвязаны. В доброжелательной атмосфере у обучающихся развиваются позитивные навыки общения. Однако, часто случается так, что они испытывают страх перед отрицательным оцениванием, критикой, боязнь скомпрометировать себя, быть непринятым в качестве «своего». Неспособность (по различным причинам) принимать участие в жизни класса, а также определять свои цели приводит к возникновению трудностей в обучении внутри класса, чем невысокие интеллектуальные возможности.
Специального внимания заслуживает анализ отрицательных отношений (ссоры, конфликты) в группе, так как они ведут к задержкам в развитии личности, а в некоторых особо неблагоприятных условиях – и к деградации. В случае долгого пребывания в такой группе отрицательные отношения порождают тревожность и фрустрацию.
Научное понятие «тревожность» в повседневном языке раскрывают такие слова, как беспокойство, страх, опасение, боязнь, повышенная напряженность личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве. Она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств особенностей человека, таких, например. Как мотив избегания неудачи, стремление уходить от ответственности, боязнь вступать в соревнование с другими людьми. Обучающийся имеющий такой мотив, не прилагает максимума усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, на большее.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг мотива на цель учения как саморазвития. Каждый шаг этого процесса характеризуется наложением одного, более близкого к цели учения мотива на другой, более удаленный от нее. Поэтому при развитии мотивации учащихся следует учитывать зону ближайшего развития. Для того чтобы обучающийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они стали значимыми для него.
В контексте данной темы предлагаю мотивационный цикл, позволяющий педагогу наполнить психологическим содержанием каждый этап занятия.
1этап - возникновение мотивации.
На данном этапе нужно зафиксировать у детей мотивы предыдущих достижений (мы хорошо поработали над предыдущей темой). Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности (но не усвоили еще одну важную сторону этой темы). Усилить мотивы ориентации на предыдущую деятельность (а между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях).
2 этап - подкрепление и усиление возникшей мотивации.
На этом этапе используются чередование различных видов деятельности, материала различной степени трудности и оценивание, вызывающее положительные эмоции, удовлетворенность и неудовлетворенность результатом деятельности. Целесообразно также активизировать познавательный интерес через поисковую деятельность самих обучающихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.
3 этап - мотивация завершения.
Здесь важно, чтобы каждый обучающийся вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла позитивная установка на дальнейший процесс учения, т. е положительная мотивация перспективы. Для этого необходимо усилить оценочную деятельность самих обучающихся, сочетая ее с дифференцированной оценкой педагога.
Позитивное восприятие преподавателем учащегося и ребенком самого себя – один из важнейших факторов эффективности учебной работы, так как это способствует развитию у обучающихся положительной самооценки и внутренней учебной мотивации. Иными словами, деятельность педагога будет эффективной, если он профессионально компетентен, способен создать в объединении атмосферу взаимного уважения, доверия и тепла.
Личностные качества, необходимые педагогу для эффективной работы:
Стремление к максимальной гибкости;
Способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), сензитивность (восприимчивость) к потребностям учащихся;
Умение придать личную окраску преподаванию;
Владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися;
Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Условиями, способствующими формированию позитивных мотивов учения являются:
Осознание ближайших и конечных целей.
Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний.
Наличие любознательности.
Положительный психологический климат в классе.
Профессиональная направленность в учебной деятельности.
Важную роль в мотивации играет цель учебной деятельности. Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока; необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса; необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как значимую для себя, для своего интеллектуального развития и личностного становления; цель должна соизмеряться с возможностями учащихся.
Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала. Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует потребностям учащегося. При разработке тематических планов, планов отдельных уроков, при подборе учебного и иллюстративного материала преподаватель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, знать уровень этих потребностей и их возможное развитие, с тем, чтобы содержание учебного материала в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей.
Для этого содержание учебного материала должно быть вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на их жизненный опыт, но в тоже время материал должен быть достаточно трудным и сложным. Если содержание учебного материала не требует от учащихся работы по его осмыслению и усвоению, то такой учебный материал не будет удовлетворять потребности учащихся в развитии памяти, мышления, воображения, не будет развивать у учащихся ярких эмоций (положительных и отрицательных) и, следовательно, не будет удовлетворять потребности в эмоциональном насыщении.
Организация учебной деятельности – один из путей формирования мотивации. Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль.
Изучение каждой темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
I. Мотивационный этап.
Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:
1) Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:
а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы.
б) беседой (рассказом) преподавателя о значимости предстоящей темы (раздела) программы.
II. Операционально-познавательный этап.
Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом от того, будет ли ясна учащимся необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе.
В осознании учащимися содержания темы призвано помочь моделирование. Оно должно выступать как средство наглядно-действенного представления тех знаний, которые нужно освоить учащимся.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
Организация этого этапа должна быть проведена так, чтобы учащиеся смогли обозреть пройденный ими путь познания, выделить в нем наиболее значимые вехи, оценить их с точки зрения будущих задач обучения. Целесообразно использовать не один и тот же постоянный прием подведения итогов, например устный опрос и контрольную работу, а разнообразные методы и приемы, дающие возможность проявить учащимся самостоятельность и инициативу.
Мотивационные методы включения учащихся в учебный процесс:
Коллективные формы учебной деятельности.
Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Использование групповых форм обучения втягивает даже «глухих» учащихся.
Когда ученик, работая коллективно в группе учащихся, находясь в тесном общении с ними, наблюдает, какой большой интерес вызывает его деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становиться его потребностью и приобретает для него признаваемую им ценность, что приводит к мотивации учения.
Понимание необходимости получения качественного образования в будущем выборе профессии.
В работе с учащимися по формированию устойчивых положительных мотивов важное значение имеет личность преподавателя, который может формировать мотивацию у учащихся своими способами и методами, отличными от других, пользующийся авторитетом и уважением у своих учеников.
Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности.
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным образом в оценке работы учащегося был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная оценка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе их не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе.
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации наших учеников.
«Энергетическим источником» учебы является мотивация, которая определяется системой физиологических и психологических потребностей, а также мыслей, чувств, поступков, идеалов учащихся, установок родителей и друзей. Она обеспечивает активность и самостоятельность ученика в процессе решения учебных задач.
Мотив – это предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности, он существует только у человека.
«Почему ты ходишь в школу?» - задаем мы вопрос школьнику и ждем ответа. Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое
желание. Трудно желать того, что ты обязан делать. Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения, детям особенно. Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто.
Изучив данную тему, я пришла к некоторым выводам:
Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности тем лучше. На каком материале и в чем предоставлять ученику право выбора темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть - решать самому преподавателю.
Еще один важный источник желания учиться ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.
В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Например, оценка знаний во время опроса информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимулирующей силой. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.
Основными типами деятельности в жизни любого человека могут быть игра, обучение, трудовая деятельность. В этой классификации, учение ближе всего к труду, в связи с необходимостью соблюдения дисциплины, выполнения заданий и определенных обязанностей.
Учение в школе это основной род деятельности ученика, и его основная цель успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.
Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому, что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.
Мы порой забываем о том, что многое из того, что нам самим представляется важными и интересным, лишено смысла для наших воспитанников.
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся следует использовать не один путь, а все пути в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации наших учеников.
















15