Внеклассная работа над устной речью

Внеклассная работа над устной речью.

Значимость этой работы велика. Большая часть жизни учащихся проходит вне класса. В этой обстановке они больше, чем где бы то не было вынуждены общаться с окружающими, пользоваться устной речью. Здесь у них появляются широкие возможности для речевой практики, тренировки в правильном произношении.
Главной задачей внеклассной работы является максимальное использование всех условий, которые обеспечивают совершенствование произносительных навыков. Ее содержание должно соответствовать программным требованиям, обеспечивать решение общеобразовательных и воспитательных задач.
Планировать внеклассную работу необходимо так, что бы она включала в себя аналитическую сторону ( тренировка школьников в правильном употреблении отдельных элементов устной речи- звуков, словесного ударения, темпа, речевого дыхания и т.д.) и сторону синтетическую ( совершенствование речи в целом: развитие у учащихся умений одновременно выполнять все требования к произносимому речевому материалу- слову, фразе, тексту.) Кроме, того, неотъемлемой частью здесь является формирование у слабослышащих и глухих учащихся навыков самостоятельных занятий и самоконтроля.
Темы внеклассных занятий следует подбирать так, что бы они касались режима дня воспитанников: прогулок, экскурсий приготовления уроков, игр.
Нужно предусмотреть организацию и проведение специальных мероприятий, раскрывающих необходимость обучения данному предмету; следует максимально разнообразить виды работ и широко использовать наглядные пособия.
Периодически следует организовывать встречи со слышащими детьми, предварительно подготавливая, глухих к таким беседам.
Организуя внеклассные мероприятия, необходимо следовать определенной системе и учитывать возраст детей. Особо следует подчеркнуть, что учащихся необходимо постоянно стимулировать к совершенствованию устной речи и общению с окружающими. В целях формирования стойких произносительных навыков необходимо стремиться к тому, чтобы использовали все возможности глухого ребенка, его сохранные анализаторы; зрительное восприятие, кинестетические раздражения от движений речевых органов, тактильно- вибрационные ощущения, остатки слуха.
Во внеклассной обстановке могут быть использованы некоторые из форм работы, которые практикуют в классе. К ним относится речевая зарядка, индивидуальные и самостоятельные упражнения. Однако подбор речевого материала, виды и методика работы будут здесь несколько иными.
Так, новыми ( по сравнению с классными) видами работы являются:
1.выполнение домашних заданий по произношению;
2. тренировка в произношении в процессе выполнения режимных моментов и деятельности в различных жизненных ситуациях;
3. общение со слышащими детьми и взрослыми (такое общение организуется взрослыми).
Во внеклассное время работа над произношением проводится воспитателем при выполнении режимных моментов и в связи с различными жизненными ситуациями. Например, на текущей неделе учитель провел урок в классе, имевший целью тренировку учащихся в умении дифференцировать в речи носовые и ротовые звуки. С этой целью можно использовать ряд жизненных ситуаций. Во время прогулки в лес воспитатель предлагает детям определить породы деревьев – сосна, береза, рябина. Давать это задание нужно в непринужденной форме и обстановке: « Ребята, посмотрите вокруг! Кто мне покажет дерево, которое называется рябиной? Тому, кто первый увидит рябину и подбежит к ней, я дам приз». После того как все соберутся около рябины, воспитатель предлагает посоревноваться на лучшее произношение слова рябина. В этот же день можно использовать другую жизненную ситуацию. Во время обеда дети могут упражняться в произнесении фраз и слов, в звуковой состав которых входят звуки М Н П Б Т Д и их мягкие варианты( масло, белый хлеб, черный хлеб, тарелки, миска, нож, можно, меню и т. д.)
Целесообразно широко использовать ситуации в игровом уголке. В тот период, когда учащиеся во время занятий в классе упражняются в дифференцированном произношении носовых и ротовых звуков, воспитатель оставляет в игровом уголке больше всего таких игрушек, в названии которых есть данные звуки. В то время как ребенок занят той или иной игрушкой, воспитатель ведет с ним непринужденную беседу и следит за произношением. Например,
- Что это у тебя?
-машина.
-Кого ты хочешь покатать на машине?
- Собаку, мишку, слона, петушка.
Ребенок берет поочередно все перечисленные игрушки, называет их, сажает в машину, катает.
Дидактические и речевые игры развивают речь. Определяя их содержание, воспитатель должен ставить различные цели: совершенствование отдельных сторон произношения ( голос, звуки, ударение, орфоэпия ит.д.), формирование внятности речи( слова, фразы, тексты). Проиллюстрируем сказанное примерами.
При проведении игры « Кошки и мышки» можно использовать ситуацию, при которой у глухих учащихся совершенствуются голосовые навыки. С этой целью воспитатель предлагает детям говорить тихо слова: « Тише, мыши, кот на крыше, а котята еще выше» После того как ребята убегут от кота ( ведущего), они громко кричат: « Кот проснулся!»
Кроме того, необходимо вести с учащимися и индивидуальные занятия по коррекции произношения. По содержанию они должны совпадать с работой учителя на индивидуальных занятиях.


15