Урок обществознания на тему Деньги и их функции, реализующий ФГОС (7 класс)

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС
(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))
ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - обществознание
Класс - 7

Тема урока – «Деньги и их функции»

Цель урока – подвести обучающихся к пониманию функций денег и выводу об исторической необходимости их появления и существования.

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

Усвоить и применять понятия деньги, эквивалент. 
Иметь представление о важности и роли денег в современном мире. Характеризовать функции денег.
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью. Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы. Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, презентационной), в разных источниках (учебник, словарь). Умение применять полученную информацию. Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Умение формулировать понятия.
Проявлять интерес к поставленной проблеме. Уметь ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
Мыслить и осуществлять морально-нравственный выбор в соответствии с существующими общечеловеческими моральными ценностями.




Словарь урока: деньги, бартер, эквивалент.

Ресурсы урока: учебник под ред. Боголюбова Л.Н.; индивидуальные рабочие листы; листы для работы в группах; мультимедийная презентация.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент
- самоконтроль и контроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности, рабочие листы)

2 этап. Мотивация и создание проблемной ситуации
1) Стимулирует интерес учащихся к уроку, демонстрируя предметный ряд – раковина каури, кусочек меха, мешочек с рисом – и организуя диалог с классом (побуждающий диалог).
- Как связаны между собой представленные предметы?
- Какое отношение они имеют к уроку?


2) Создает для учеников проблемную ситуацию (стр. 105 учебника рубрика «Обсудим вместе»): предлагает познавательное задание, которое выявляет разные мнения о роли и значении денег.
- Что нужно узнать для решения проблемы?





Подводит обучающихся к осознанию возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний.

- Вступают в диалог с учителем, формулируют предположения, высказывают разные точки зрения, подходя к тому, что речь на уроке пойдет об обмене и предметах, облегчающих обмен – деньгах. Представленные предметы в разное время выполняли роль денег.

- Отвечают на вопрос к заданию, формулируют предположения о роли денег, пытаются занять одну или другую позицию, аргументируя свой выбор. Выявляют противоречие – осознают и проговаривают его: роль денег может быть неоднозначной. Приходят к выводу о недостаточности информации для аргументации позиции.

Осознают возникшее интеллектуальное затруднение, противоречие, дефицит знаний.

3 этап.
Целеполагание
и планирование

Подводит к целеполаганию и формулированию обучающимися предполагаемой проблемы и темы урока. Обсуждает с обучающимися план урока (содержание и последовательность действий для решения поставленных задач).
Формулируют предполагаемую проблему, цель и тему урока, предлагают план работы и алгоритм учебных действий.
Цель: изучить понятие «деньги» и их функции.
План изучения темы:
Понятие «деньги»
Функции денег.
Из истории денег.
Варианты учебных действий: работа с источниками информации, словарем, работа в группах, беседа, диалог.
Проблема: деньги – это зло или они необходимы.


4 этап. Актуализация знаний
Применяет приём «Ассоциации».
- Приведите все слова или словосочетания, ассоциирующиеся с понятием «деньги».
- Используя ассоциативный ряд, сформулируйте понятие деньги.
Применяет прием «Незаконченное предложение» (задание 1 инд. рабочего листа).




- Составляют ассоциативный ряд.
- Самостоятельно формулируют понятие «деньги», сравнивают варианты понятий, в том числе с приведенным в задании 1 рабочего листа, выбирают наиболее точное и исчерпывающее.
- Выполняют и проверяют правильность выполнения задания 1 индивидуального рабочего листа, работают с термином («Вставьте пропуски»).


5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление. «Открытие» осуществляется в несколько шагов (в соответствии с пунктами плана), каждый из которых завершается выводом по проблеме и первичным закреплением.



1) Организует работу с иллюстрацией стр. 107 учебника, используя прием «Подводящий диалог», формулирует вопросы на первичное восприятие и осознание информации о функциях денег, их различии.

2) Организует самостоятельную работу в тетрадях – записи «открытия».





3) Организует работу в группах по выполнению познавательных заданий.
- Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы - раздает рабочие листы для групповой работы, напоминает об условиях работы в группах, разработанных совместно с обучающимися на предыдущих уроках.
- Корректирует и направляет работу обучающихся в группе и по выполнению познавательных заданий.
- Стимулирует активное участие всех детей в познавательной деятельности.

4) Организует подведение итогов групповой работы, обсуждение.
Помогает сформулировать обобщающие выводы по заданию и проблеме, подводит к разрешению проблемы урока.

Задания группам составлены на выбор позиции и аргументацию её и подводят к разрешению проблемы урока.
Задание 1-2 группам: закончить фразу «Если бы не существовало денег, то» (записать не менее 3 тезисов -предложений).
Задание 3-4 группам: выбрать одну из двух позиций и аргументировать - привести 3 тезиса в защиту: «Деньги необходимы, так как» или «Без денег вполне можно обойтись»
Задание 5-6 группам: 1) выбрать одну из двух позиций и аргументировать - привести 3 тезиса в защиту: «Деньги служат для выполнения благих целей» или «Деньги – это всегда зло».

- Работают с иллюстрацией: описывают, комментируют содержание рисунка, анализируют представленную информацию, проговаривая её, осознают информацию о функциях денег, их различии.
- Фиксируют в тетрадях для записей свое «открытие». При необходимости используют инд. рабочий лист урока, словарь, иллюстрацию, презентацию.


- Работают в малых группах над решением учебно-познавательной задачи.
- Организуют работу группы согласно правилам, разработанным на предыдущих уроках (контроль времени, распределение функций в группе).
- Слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблемы.



- Проводят презентацию результатов работы группы, выслушивают итоги работы других групп. Грамотно излагают свои мысли в устной речи.

- Формулируют обобщающие выводы по заданию и проблеме:
деньги существенно облегчают обмен;
существует обмен без денег, но не существует денег без обмена;
деньги позволяют определить меру стоимости товаров, сравнить стоимость;
деньги – это не только экономическая категория, но и нравственная; в таком случае они приносят пользу, если используются в благих целях и порядочными людьми.



6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
На данном этапе происходит
- повторение и закрепление учебного материала,
-тренировка навыков использования нового знания.


1) Комментирует показ мультимедийной презентации, обеспечивая вторичное восприятие и усвоение обучающимися информации о функциях денег, их истории.

2) Организует совместное выполнение практических заданий на определение функции денег в той или иной ситуации, демонстрируя задания посредством мультимедийной презентации. Корректирует работу обучающихся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для улучшения мозгового кровообращения – наклоны головы вправо – влево). Выполняется при просмотре презентации и смене слайдов с разным направлением текста.

3) Организует самостоятельное выполнение инд. заданий, выявляющих степень усвоения нового материала.


4) Организует проверку индивидуальных заданий, выявляющих степень усвоения нового материала.

Дидактический материал разработан таким образом, чтобы учитель имел возможность сразу по завершению работы проверить правильность выполнения заданий (каждой функции соответствуют особый цвет печати; красным – средство обращения, зеленым – мера стоимости и т.д. ).

5) Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок.

- Воспринимают информацию, представленную в презентации.




- В ходе фронтальной работы выполняют практические задания на определение функций денег.










- Выполняют практическое задание на инд. рабочих листах. В случае затруднений работают парами.

- Осуществляют самопроверку и внешнюю проверку полученных результатов. Определяют успешность выполнения своего задания.








Осознают результаты работы, вносят необходимые коррективы (свои, группы или учителя).

7 этап. Рефлексия и итог урок
- Предлагает выполнить задания «Самооценка» и «Синквейн» с понятием «деньги» на индивидуальных листах урока. Просит выборочно продемонстрировать выбранные позиции (Просит поднять руки тех, кто выбрал фразы «У меня не было затруднений», «Работая в группе, я выдвигал идеи», «Я узнал много нового»), дает положительную оценку работы обучающихся.
- Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке (просит поднять руки тех, кто активно работал).
- Комментирует работу обучающихся.
- Выставляет отметки, в том числе используя сигнальные карточки (карточки полученные за правильные и полные ответы).

- Выполняют задания «Самооценка» и «Синквейн» с понятием «деньги» на индивидуальных листах урока.







- Объективно оценивают меру своего продвижения к цели урока и успешность своей работы на уроке в целом.


8 этап. Домашнее задание
Организует (объясняет) домашнее задание, которое предполагает инвариантную часть (базовый уровень) и вариативную часть (повышенный уровень сложности):
§ 13 читать; понятие «деньги» и функции учить; задание 3 или 4* на выбор
Отвечает на вопросы обучающихся.
Формулируют возникающие вопросы по домашнему заданию, записывают задание в дневники.















15