Тема: «Выбор форм и методов при подготовке к уроку нового формата»


Коучинг-занятие
по теме:
«Выбор форм и методов при подготовке к уроку нового формата».

Подготовила и провела на педсовете
учитель русского языка и литературы
первого уровня квалификации
ГУ «Люблинская средняя школа»
Коровина А.В.
2016-2017 учебный годРебенок - не кувшин, который надо наполнить, а лампада,
которую надо зажечь.
Средневековые гуманисты.
Цель: Повышение мотивации педагогов к применению АМО в образовательном процессе.
Задачи:
Познакомить участников с некоторыми формами и методами обучения.
Углубить знания педагогов о формах и методах и их видах.
Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Ожидаемый результат: - В конце коучинг- занятия учителя смогут:
- познакомятся с разными формами и методами работ на уроке;
- разнообразить учебный процесс (в дальнейшем ,на своих уроках), что поможет формированию свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию
Ключевые идеи : Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.
Ресурсы: компьютер (проектор), экран, картинки, маркеры, листы А-4 и А-3, карточки с заданиями, таблицы схем уроков.
Ход занятия:
Позитивный настрой коуч приветствует участников, сообщает тему и цель коучинг занятия и читает следующее:
В жизни можно по - разному жить.
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
затем предлагает встать в круг подарить себе и друг другу, говоря друг другу хорошие слова, например: «Здравствуйте, я рад Вас видеть! Вы сегодня так классно выглядите!»
Деление на группыкоуч предлагает участникам коучинг занятия по цепочке произнести фразу «Я –учитель» с разными интонациями - с радостью, задумчиво, с удовольствием, с гордостью. (интонация задается при помощи карточки с названием чувств.)
участники делятся на группы по : с радостью, задумчиво, с удовольствием, с гордостью
Теоретический материал
- Современный урок, инновация,
  Технологии, проблемные ситуации,
  Методы, формы, приёмы,
  Что в современном уроке применить мы готовы?
  Приходят новое поколение, новые стандарты и новые решения.
 
- Какие проблемы стоят в настоящее время перед школой и перед учителем?
( внедряются новые стандарты, новые требования..) 
      2.Сообщение темы. Определение круга проблемных вопросов.
      - Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, направленные на достижение главной цели образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
 - А какую основную  форму обучения мы используем?  (урок)
 -Что такое урок?
 - Как вы думаете, урок - это статическая, неизменяемая или постоянно меняющаяся форма?
 - Почему урок меняется?
 -Главной формой обучения является урок. До тех пор, пока не будет найдена и проверена «на прочность» и эффективность альтернативная форма организации массового обучения детей в учебных заведениях, урок должен сохраняться, поддерживаться и развиваться. Урок — это гарант стабильности образовательного учреждения, его структурно-организационный стержень, можно сказать, скелет всего учебно-воспитательного процесса. Не зря он оказался принятым школами практически всего мира. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня.
 - Тема нашей встречи: «Выбор форм и методов при подготовке к уроку нового формата»
 - Что бы вы хотели сегодня обсудить, и на какие вопросы получить ответ?
«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителейД. Пойя»
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных образовательных задач. Поиск ответа на традиционный вопрос – как учить – выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели. Метод – сердцевина учебного процесса. Выделяются шесть условий, которые определяют выбор метода.
/Каждому педагогу раздаются следующие карточки/
Закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них.
Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности.
Цели и задачи обучения.
Учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классной комнаты).
Внешние условия.
Возможности учителя (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций).
Что же следует понимать под методом обучения? Из предложенных ответов выберите правильный (вначале каждый индивидуально, затем по группам, на которые изначально был разделен педагогический коллектив – учителя начального звена, учителя среднего и старшего звена, учителя, работающие как в начальном, так и в старшем звене школы; обсудите и докажите неполноту ошибочность остальных).
Каждый педагог получает карточку следующего содержания
ЧТО СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ПОД МЕТОДОМ ОБУЧЕНИЯ? ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ОТВЕТОВ ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ, ДОКАЗАВ НЕПОЛНОТУ ИЛИ ОШИБОЧНОСТЬ ОСТАЛЬНЫХ.
Метод обучения – это путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним.
Под методом обучения следует понимать также исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса.
Метод обучения является такой логической категорией, которая указывает на путь организации познавательной деятельности.
Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.
Метод обучения – это способ сотрудничества учителя с учащимися.
Какие же бывают методы обучения и как их классифицируют. Попробуйте восстановить по памяти звенья этой таблицы.
/Каждый педагог заполняет таблицу, а затем в процессе совместного обсуждения получается следующая таблица на магнитной экспозиционной доске и у каждого на индивидуальной карточке/
Таблица 1.
Практический Наглядный Словесный Работа с книгой ВидеометодОпыт Иллюстрация Объяснение Чтение Просмотр
Упражнение Демонстрация Разъяснение Изучение Обучение
Учебно-производельный труд Наблюдения учащихся Рассказ Реферирование Упражнения под контролем “электронного учителя
    Беседа Беглый просмотр Контроль
    Инструктаж Цитирование  
    Лекция Изложение  
    Дискуссия Составление плана  
    Диспут Конспектирование  
Знакомство с классификацией методов и форм обучения.
Классификация форм и методов обучения
Формы обучения
·  Общеклассные формы организации занятий: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.·   Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.
·   Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных задания по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения
Словесные: лекция, рассказ, беседа.
Наглядные: иллюстрации, демоне фации как обычные так и компьютерные.
Практические: выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Выбор логического характера применения методов обучения: обеспечение индуктивного характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение дедуктивного характера учебно-познавательной деятельности школьников; выбор гностического характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение репродуктивного характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение деятельного характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение репродуктивно-поискового характера учебно-познавательной деятельности школьников.
Выбор методов стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы формирования интереса к учению; методы формирования долга и ответственности в учении.
Выбор методов контроля и самоконтроля в ходе обучения
Методы устного контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование;
Методы письменного контроля: контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные отчеты по лабораторно-практическим работам; диктанты по информатике.
 Методы лабораторно-практического контроля: контрольные лабораторно-практические работы; работа с контролирующими программами.
Методы самоконтроля: самоконтроль путем устного воспроизведения изученного; самоконтроль путем письменного воспроизведения изученного; самоконтроль путем работы с обучающими программами; самоконтроль с компьютерных тестов.
Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:
Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
Организации релаксации и подведения итогов.
4. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем
6. Использование форм так называемого интерактивного обучения: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
7. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
8. Реализация личностно ориентированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
9. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
Мастер-класс:
Коллеги, перед началом нашей работы я хотела бы задать вам задачу:
Весной 1952 г. Алекс Осборн, предприниматель и директор страховой компании (которая пятью годами позже разорилась) штата Иллинойс США. Собрал почти всех жителей города возле своего вновь построенного, три месяца тому назад, деревянного двухэтажного коттеджа. Облил коттедж бензином и поджег его.
Вопрос: Зачем он это сделал? С какой целью он это сделал?
Рассматриваются варианты, даются ответы и расшифровываются выводы предложенные участниками мастер-класса (3-5 минут).
Дается ответ: Алекс Осборн, предприниматель и изобретатель, в последние годы жизни был журналистом. А дом он свой поджег для презентации средства пропитки дерева, не дающего ему загореться (Незагорайки), которым и был обработан дом.
Задаются вопросы (время обсуждения 5-7 минут):
При обсуждении данной задачи какие методы мы использовали?
Были ли наши выводы верными относительно идеи автора и почему?
Каким образом Мы пытались найти решение на поставленную задачу?
Рассматривая данную задачу Мы погрузились в метод решения проектных задач, первым из них стал метод “мозгового штурма”, предложенный американским предпринимателем и изобретателем Алексом Осборном
Приём «Рассказ-предположение на основе ключевых слов» заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ.  Вначале каждый ученик выполняет  работу самостоятельно, затем  свой вариант обнародует.  Этот прием вызывает у учащихся большой интерес, обычно даже самые слабые ученики стремятся показать свою сообразительность. Им так интересно, совпадет ли их мнение  с  авторским. 
    Я  хочу  вам  предложить составить  текст, который  имеет  заголовок  «Притча об уставшем человеке».
 - Какие  вопросы  вызывает  заголовок?  Что  непонятно? 
 - Подберите  определения  к  заголовку. 
 - Каковы  функции  такого  заголовка?  (привлекает  внимание, заинтриговывает). 
 - Можно  ли  по  заголовку  определить  стиль  данного  текста? 
 - Спрогнозируйте  сюжетную  канву  текста. 
 - Спрогнозируйте  сюжет  на  основе  ключевых  слов  текста.
 Я устал от тяжёлой поклажи, - ответил утомлённый трудной дорогой.
Сотоварищи взяли его на руки и понесли, но снова застонал горе-путник:
Все шли легко и весело, а один все отставал и постоянно брюзжал.
- Что мешает тебе теперь?
- Боже, я устал и лежать.
отдавали без устали себя труду,
И ушёл путник из жизни молодым не от болезни, не от ран, а от «Притча об уставшем человеке»
Поднимались путники в гору. Все шли легко и весело, а один все отставал и постоянно брюзжал.
- Почему ты не радуешься всему, что происходит? – спросили его сотоварищи.
- Я устал от тяжёлой поклажи, - ответил утомлённый трудной дорогой.
Его освободили от ноши, чтобы он почувствовал лёгкость, но тот снова стал отставать.
- Что мешает тебе теперь?
- У меня устали ноги.
Сотоварищи взяли его на руки и понесли, но снова застонал горе-путник:
- Я устаю даже тогда, когда вы несёте меня.
Уставшего положили на землю и продолжили путь. Но через время снова застонал недовольный человек.
- Боже, я устал и лежать.
Бог услышал его и послал ему вечный отдых. И ушёл путник из жизни молодым не от болезни, не от ран, а от собственной лени.
- Страшная смерть,- сказали люди.- Лучше умереть от работы, чем от лени, ибо презрен будет прах твой.
И все, кто хотел умереть с честью, отдавали без устали себя труду, поднимая в Гору Жизни свою душу.
 Взаимооценивание по критериям « Бонусы»
Взаимооценивание Выбрать самое удачное, на ваш взгляд, предположение. Обсудите в группе, почему вы выбрали именно это предложение. Аргументируйте свой ответ.
Прием «Письмо после чтения»
Цель: учиться организовывать собственные мысли после чтения, развивать творческие способности
О чем заставляет задуматься притча?
Работа в паре « Анаграмма», Слово "anargamma" пришло к нам из греческого (вернее - древнегреческого), дословный перевод звучит так: "перебуква", поскольку "gramma" - это буква, а приставка "ana" переводится как "пере".Получается, что из одного набора букв мы составляем другое слово, получаем "перебуквование" или анаграмму.
Важно: араб - раба, скала - ласка, сон - нос и прочее, это и есть анаграмма. Имея набор букв какого-либо слова, мы переставляем буквы местами и получаем новое слово
«прием «Письмо по кругу». ЦЕЛЬ: используется для организации совместной рефлексии, для активного повторения изученного. Он помогает определить направления для дальнейшего изучения, определить противоречия в отношении той или иной проблемы.
Порядок выполнения.
Участники делятся на группы по 3-4 человека. Перед каждым лежит чистый лист бумаги. Участники записывают тему сообщения (рефлексии, эссе, совместного доклада и т.д.). Например, «Формы и методы современного урока».
Затем, каждый участник, на своем листе, записывает предложение, в котором излагает свои мысли (свои сведения) по данной теме. Написав одно-два предложения, он передает лист по (против) часовой стрелки другому участнику.
Другой участник читает написанное до него (может кое-что уточнить у своего соседа) и, основываясь на стиле и содержательной направленности предыдущего предложения, продолжает писать текст.
Таким образом, после того, как лист «пройдет» круг, то на нем будет записано не менее трех предложений.
Обычно лист должен «пройти» три круга, чтобы получилось достаточно развернутое сообщение.
В заключении, сообщения зачитываются внутри малой группы. Наиболее показательное, по мнению группы, сообщение зачитывается перед всеми.
Метод «Написание синквейна»
На этапе обобщения знаний используем приём синквейн.
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: 
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
Например, составим синквейн слова «дорога».
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Составление синквейна «МЕТОД»
Беседа - дебаты «Нужно ли педагогу осваивать и внедрять формы и методы в обучении. «За» и «Против»».
Рефлексия. Обведите левую руку на бумаге. Каждый палец это какая то позиция, по которой надо высказать свое мнение:
Большой – для меня было важным и интересным….Указательный – по этому вопросу я получил (а) конкретную информацию….
Средний – мне было трудно…
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы….
Мизинец – для меня было недостаточно…..
К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. - И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.