Конспект урока по русскому языку на тему Причастие, деепричастие. Выразительные возможности (10 класс)


Конспект урока русского языка в 10 классе (рассчитан на 2 урока)
Тема урока: «Причастие и деепричастие, их выразительные возможности».
Цель урока: расширение представления о коммуникативной и эмоционально выразительной роли причастий и деепричастий в устной и письменной речи;
Задачи урока:
определять причастие и деепричастие, их роль в устной и письменной речи; выделять причастия и деепричастия среди других частей речи;
развивать речь учащихся, формируя умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определённых языковых норм;
предупреждать речевые ошибки в употреблении данных частей речи;
развивать навык самостоятельной работы, навык самоконтроля;
воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту этого мира.
Слова – это как листья на дереве, и, чтобы
Понять, почему лист таков, а не иной,
нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться.
М.Горький
Тип урока: повторительно-обобщающий
Технология: проблемное обучение, диалоговое, ИКТ
Методы: практические (комментирование, устные и письменные упражнения);
частично-поисковые
Форма обучения: коллективная, индивидуальная
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, карточки-схемы
Ход урока
Введение в тему (связь морфологии с составом слова, с орфографией)
Наблюдение 1
Запись на доске: вставить пропущенные букв (ученики работают на карточках)
Горяч…, угрожающе…, врач…м, плач…м, береж…шь, печ…т, старич…к, сгущ…нка, золоч…ный, кумач…вый, свеж…го, ч…порный, щ…голь, сожж…нный, раздраж…нный, ож…г; печёный, испечённый.
- Почему в одних случаях мы напишем Ё, в других – О? Почему в одном слове Н, в другом – НН? С чем это связано? (Первый проблемный вопрос)
Вывод 1: для того чтобы правильно написать данные слова, надо знать
части слова;
части речи.
- Среди данных частей речи назовите причастия
Сообщение темы урока.
- Как вы понимаете тему урока? Какие задачи мы должны сегодня решить?
- Образуйте от данных глаголов причастия (рисунок-схема «Глагол») (учитель помогает)
«Причастие – часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного», - такое ёмкое и интересное определение дал В.И.Даль. М.В.Ломоносов о причастии
- Раскройте суть данного высказывания с помощью кластера.
Работа с текстом №1:
Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Всё имевший, всё потерявший
И опять всё нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять.
Обладающий всем и снова
Всё боящийся потерять.
(Дм. Кедрин)- О чём или о ком этот текст?
(О человеке, который уже прожил большую жизнь. В его жизни было всё: находки и потери, любовь и ненависть; он спотыкался, падал, поднимался – и снова шёл вперёд. Это ЖИЗНЬ!) - Слов какой части речи здесь много? (причастий – 8)
- По каким признакам вы узнали причастия? Назовите их. Какого они времени?
(По суффиксам – выделяют суффиксы, можно заменить сочетанием «который + глагол», наличие зависимых слов)
(7 причастий прош.вр. – это всё БЫЛО! Одно прич. наст.вр. – то, что имеет человек в наст.время)
- От какой части речи они образовались?
Вывод 2: причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов …
- В стих-и 6 мест-й «ВСЁ». Почему?
(Этим определительным местоимением он «обнимает» всю свою жизнь)
В.И.Даль так сказал о причастии: «Причастие – это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» (повторяю ещё раз высказывание)
- Какой же следующий вопрос вы хотели бы задать? (Как отличить причастие от прилагательного?) Проблемная ситуация №2
- Почему мы задаём такой вопрос? (Причастие похоже на прилагательное: по внешнему признаку, «по одежде», и непостоянным грамматическим признакам - имеет такие же окончания, изменяется по числам, родам, падежам).
Наблюдение 2
блестящий ответ блестящий на солнце снег
любящий взгляд любящий отец
открытый характер открытая дверь
крашеная дверь крашенная сыном дверь
- Почему одинаковые слова записаны в два столбика? Давайте порассуждаем.
(В одном это прилагательные, в другом – причастия)
- Как же их отличить?
(Причастие обозначает признак по действию: тот, который – тот, над которым; по суффиксам)
Вывод 3: причастия имеют признаки прилагательных, но отличаются от них тем, что о причастии моно сказать: тот, который – тот, над которым; по суффиксам.
Наблюдение 3
Работа с текстом 2: прочитайте текст, выпишите причастия, обозначьте суффиксы причастий
Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломанную берёзу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел в воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. (Н.В.Гоголь «Мёртвые души»)
- С какой же целью употребляются причастия? Проблемный вопрос 3
(Они помогают сделать текст более эмоциональным, выразительным, динамичным)
- В какой речи употребляются причастия? Как мы скажем:
Я вижу мальчика, бегущего к реке или
Я вижу мальчика, который бежит к реке
А.С.Пушкин так сказал об этом: «Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, мы говорим: которая скачет, - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».
Вывод 4: причастия, обладая энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывают» действие, придавая тексту особую выразительность; чаще всего они употребляются в письменной речи в художественном стиле, т.е. когда нам нужно что-то «живописать».
Редактирование предложений (1-е – коллективно, остальные – самостоятельно): устраните повтор слова который, заменив одно из сочетаний оборотом с причастием настоящего времени
Наступает осень, которая приносит дожди, которые льют с утра до вечера. 2) Мы ступаем на тропинку, которую прикрывают кусты вереска, который славится своими чудесными свойствами. 3) Мы плывём по реке, которую освещает луна, которая кругла, как шар. 4) Мы опускаем руки в воду, которая струится сквозь пальцы, которые тотчас деревенеют от холода.Общий вывод о причастии
- Ребята, где вам пригодятся знания о причастии, умение употреблять их в письменной речи?
А теперь обратимся к стихотворению И.Северянина:
Вы понимаете, что значитПросолнеченная капель? –Зима, смеясь, от счастья плачет,Весны качая колыбель.О, зиму смерть не озадачит:Растаять – план ее и цель.
(Прилагательное солнечный может означать «полный солнца», а причастие просолнеченная – «пропитавшийся солнцем»; во втором ярче представлен процесс воздействия солнца на капель.)
- Проведем эксперимент. Замените деепричастия соответствующими глаголами.
Измененный текст:
Зима смеется, от счастья плачет,Весны качает колыбель.
- Что изменилось при этом? (Стихотворение теряет живописность. Появляются однородный ряд сказуемых, интонация перечисления.)- Какова же роль деепричастия и деепричастного оборота в художественном тексте? (Эти формы помогают описать сложные действия, которые производятся неразрывно, одновременно (плачет, смеясь и качая), помогают живописать образ зимы – матери, которая любовно нянчит свое юное дитя – весну).
- Как отличить деепричастие от других частей речи?
Проблемный вопрос 4.
Ответить на эти вопросы нам поможет рисунок-схема, а также стихотворение «Лодорский водопад»
Обратимся к рисунку – схеме.
Я хожу по комнате, приплясывая.
Я поливаю цветы, насвистывая.
Получив письмо, я подпрыгнул.
- Давайте посмотрим, как использует деепричастия в поэтической речи А.С.Пушкин.
Отрывок из романа «Евгений Онегин»
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки Жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж отморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно.
Наблюдение 4.
Работа с текстом 3 «Лодорский водопад».
Кипя,Шипя,Журча,Ворча,Струясь,Крутясь,Сливаясь,Вздымаясь,Вздуваясь,Мелькая, шурша,Резвясь и спеша,Скользя, обнимаясь,Делясь и встречаясь,Ласкаясь, бунтуя, летя,Играя, дробясь, шелестя,Блистая, взлетая, шатаясь,Сплетаясь, звеня, клокоча,Морщинясь, волнуясь, катаясь,Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре – Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
(Роберт Саути, «Лодорский водопад».)
- В чем необычность стихотворения? (Состоит из 52 деепричастий)
- Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)- Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:
а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).- Найдите контекстные антонимы. С какой целью употребляет их поэт? (Делясь, дробясь – обнимаясь, сливаясь, сплетаясь, встречаясь. Создают образ динамичного течения, меняющего свое движение.)Вывод: деепричастия и деепричастные обороты поясняют, уточняют, конкретизируют, дорисовывают основное действие; придают речи динамичность: делают речь точнее и ярче.
1. Деепричастие при создании художественного текста часто является выразительным средством. Оно дорисовывает движение.
2. Деепричастие помогает описать более сложные действия, которые мыслятся как неразрывные, осуществляемые одновременно.
3. Деепричастный оборот позволяет сжать громоздкую фразу, сосредоточивая внимание на действии
- Конструирование предложений: составьте из двух предложений одно, преобразовав любое из них в деепричастный оборот.
Знание помогает человеку идти вперёд. Оно делает его сильным, вооружает для борьбы с трудностями и опасностями. 2. Народные сказки помогают простым людям жить. Они внушают им надежду на лучшее будущее, веру в справедливость. 3. Много прекрасных песен создал русский народ. Их поют во всех уголках нашей большой страны.
Самостоятельная творческая работа
Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можно воспользоваться материалом стихотворения Р.Саути.
Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, … , устремляются вниз с огромной высоты. Они, … , неостановимо бегут наперегонки, … . Вот они, … , переливаются под лучами солнца, а вот, … , сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, …, веками удивляет человека?
(Проверьте! Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, шипя и пенясь, устремляются вниз с огромной высоты. Они, сливаясь, неостановимо бегут наперегонки, устремляясь вперед и вперед. Вот они, взлетая, переливаются под лучами солнца, а вот, дробясь, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, покоряя своим величием, веками удивляет человека?)- Редактирование предложений: исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов
Присев на скамью, глаза девочки наполнились слезами.
Получив серьёзную рану, разведчика спасли товарищи.
Дворник вёл под уздцы лошадь, отмахиваясь от мух хвостом.
Насыпав попу в тесто махорки, Павку выгнали из школы.
Работая с предложениями, текстами вы обращали внимание на знаки препинания при дееприч-м, прич-м оборотах.
Мы увидели, как используются причастия и деепричастия в художественных текстах писателями.
- Сделайте вывод о выразительных возможностях причастия и деепричастия.
Деепричастия и причастия необходимы для яркого, красочного описания природы; для выразительности описания чувств, переживаний; делают текст динамичным, более точным и ёмким.
Теперь попробуем создать собственный текст – поработаем с текстом к картине известного русского художника Константина Егоровича Маковского.
«Дети, бегущие от грозы».
- Что изображено на картине? Почему дети оказались в такой ситуации? Что говорит о приближении грозы?
- Ребята, перед вами текст, с пропусками. Давайте превратим его в описание. Вставьте в текст причастия, причастные обороты, деепричастия.
На картине Маковского изображена ( ) гроза.
На ( ) небе большая серая туча. Она закрыла почти всё небо. Солнца не видно.
( ) ветер клонит к земле траву, цветы и спелую рожь ( ). Перед нами ( ) крестьянские ребятишки ( ). Они, очевидно, ходили в лес за грибами.
У девочки в ( ) переднике много грибов. Её льняные волосы растрепались от быстрой ходьбы и сильного ветра. На спине у неё маленький братишка ( ). Он боится хоть на минуту оторваться от неё. ( ) сердце девочки громко стучит: успеет ли она добраться до деревни, прежде чем яркая ( ) молния вспыхнет в чёрном небе, загрохочет гром и хлынет дождь. Вот уже девочка на мостике ( ). Вот-вот разразится гроза.
(Проверьте! На картине Маковского изображена надвигающаяся гроза.
На потемневшем небе большая серая туча. Она закрыла почти всё небо. Солнца не видно.
Налетевший ветер клонит к земле траву, цветы и спелую рожь, расстилающуюся вдали золотым ковром.
Перед нами испуганные крестьянские ребятишки, убегающие от грозы. Они, очевидно, ходили в лес за грибами.
У девочки в подвязанном у пояса переднике много грибов. Её льняные волосы растрепались от быстрой ходьбы и сильного ветра. На спине у неё маленький братишка, крепко обнявший шею сестры ручонками. Он боится хоть на минуту оторваться от неё. Замирающее от страха сердце девочки громко стучит: успеет ли она добраться до деревни, прежде чем яркая сверкающая молния вспыхнет в чёрном небе, загрохочет гром и хлынет дождь. Вот уже девочка на мостике, слегка прогнувшемся под тяжестью детей. Вот-вот разразится гроза.)
- Какой сделаем вывод? (Текст стал более выразительным)
Подведение итогов работы
- Удалось ли нам реализовать поставленные задачи? Сдайте лист самооценки.
Рефлексия
Лист самооценки ученика ______класса ________________________________________________
Задания Количество баллов Мои затруднения
Словарный диктант
Работа с текстом 1
(стих. Д.Кедрина) Ответы на вопросы учителя (знание теории) Работа с текстом 2
(о хмеле) Редактирование предложений 1 Редактирование предложений 2 Работа с текстом 3 «Лодорский водопад» Сочинение по картине
«Дети, бегущие от грозы» Общее количество баллов За каждое задание – от 1 до 5 баллов
Оценки: «5» - 35-40 баллов, «4» - 27-34 балла, «3» - 20-26 баллов, «2» - 19 и менее баллов