Рабочая программа «География Ямало-Ненцкого автономного округа»


Пояснительная записка
Учебный предмет «География Ямало-Ненецкого автономного округа» введен в учебный план общеобразовательных учреждений округа в качестве регионального компонента содержания образования в рамках Целевой окружной образовательной программы «Наш дом - Ямал» в 1997 году. Именно тогда была разработана авторским коллективом (состоящим из специалистов администрации округа, окружного института совершенствования учителей, педагогической ответственности и приглашенных ученых) под руководством кандидата геолого- минералогических наук М.Н. Ускова программа учебного курса для учащихся 8-9 классов. Работа под созданием учебно-методического комплекса по географии ЯНАО увенчалась изданием в 1999 году «Географического атласа Ямало-Ненецкого автономного округа», подготовленного издательством руководитель проекта А.П. Притвором), а в 2001 году учебного пособия по данному курсу, подготовленного авторским коллективом ученых эколого-географического факультета Тюменского госуниверситета (руководитель географических наук С.И. Ларин).
Данная программа разработана с учётом этих изменений в составе учебно- методического комплекса по курсу «География ЯНАО».
Программа определяет содержание предмета и отражает требования к географической подготовке учащихся VIII классов.
Программа предназначена для изучения основ краеведения в общеобразовательных учреждениях ЯНАО и является национально- региональным компонентом. Особенно актуальным данный курс является потому, что в этом году празднуется 80- летие округа. Богатейший материал курса географии позволит нынешним школьникам расширить свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает.
Идеи регионализации в последнее время приобретают особое звучание и пронизывают все основные виды социальной практики - политику, экономику, науку , образование. Достаточно убедительным примером тому может служить широко обсуждаемая в последнее время концепция устойчивого развития России, в которой специально выделяется региональный аспект экономических и социальных проблем.
Современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает становление развитого регионального образовательного пространства.
В последнее время идеология образования ориентируется на развитии личности учащихся, на оказание помощи каждому выпускнику школы в выборе жизненного пути.
Цель курса - формирование у учащихся правильных представлений в природных, социальных и экономических системах Ямала.
Задача курса:
1)формирование правильной ориентации учащихся в природных социальных и экономических проблемах округа;
2)помощь учащимся в выборе ими путей наиболее рационального и эффективного приложения своих сил на благо округа и России.
Программа построена с учётом интеграции содержания физической, экономической и социальной географии.
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблемы, от местного, окружного , до российского. Сильной стороной программы является ее прикладная направленность. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.
Ученики не только самостоятельно изучают особенности предмета с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Цели:
Расширять и углублять знания по географии Ямало- Ненецкого автономного округа (ЯНАО).
Совершенствовать картографические умения, навыки наблюдения, обрабатывать и анализировать результаты, пользоваться источниками краеведческого содержания
Общие задачи:
Общеобразовательные задачи:
- обеспечить личностно- ориентированный характер образования, создавать условия для ценностного, социального, культурного самоопределения и саморазвития личности.
- способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной , социальной и культурной среде по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.
- способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и реализации.
- развивать гибкость мышления и поведения как необходимых условий непрерывного общего и профессионального образования и самообразования, объективно- необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоемких производств.
2. Предметные задачи:
- сформировать системное представление о ЯНАО как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в которой локализируются и развиваются как общероссийские, так и специфические региональные процессы и явления.
- развивать представление о регионе как о сложном, динамически развивающемся пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности. Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социальных, культурных, демографических и геоэкологических явлений в природе.
- формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о ЯНАО, развивать умения работать с источниками информации.
Межпредметные связи
Изучение многих тем учебника предполагает использование межпредметных связей с такими предметами, как биология, Культура народов Ямала, история, экономическая география, литература.
Концепция курса.
География ЯНАО изучается в школах нашего субъекта Российской Федерации с 1997 года, в 1998 г. данный курс введен в базисный учебный план общеобразовательных учреждений ЯНАО на уровне национально- регионального компонента образования в объёме 34 часа ( в 8 классе по одному часу в неделю).
Важнейшие требования к программе по географии ЯНАО продиктованы современной идеологией образования- она должна быть личностно- ориентированной, что предполагает не только обновление содержания географического образования, но и существенное изменение организации обучения, воспитания и развития учащихся.
Немаловажно требование социализации личности учащихся, предполагающее процесс усвоения человеком социального опыта, норм ценностей, ролей.
География помогает видеть окружающий мир таким, каков он есть, сделать правильный выбор жизненного пути. К числу социальных ролей можно отнести три важнейших и тесно связанных с изучением географии: «я- житель», «я- работник», «я- гражданин». В связи с этим необходимы развёрнутые знания о природных и экономических условиях своей жизни, об особенностях развития производства на основе рыночных отношений.
Каждому школьнику как жителю нашего округа должно быть небезразлично знание благоприятных и неблагоприятных сторон окружающей природной среды, уровня развития инфраструктуры и экономического окружения. Для социальной роли работника важны, прежде всего, социально- экономические условия, и в особенности, сфера приложения труда, экономическое состояние предприятий, денежные доходы, реакция на происходящее в экономике. Особенно широки гражданские потребности личности, в частности, конституционное право каждого гражданина на благоприятную среду и получение достоверной информации, на ее состояние (ст. 42 Конституции РФ), обязанность бережно относиться к природной среде и охранять природу (ст. 58 Конституции РФ). Курс географии ЯНАО должен удовлетворять эти социальные потребности.
Хорошие знания географических особенностей округа- это один из важнейших элементов географической картины мира, формирование которой является главной образовательной целью в настоящее время.
Еще одна общечеловеческая проблема, помочь разрешить которую призван курс географии округа- поиск ответов на вопросы: что нас ждет в будущем? Чему нас научит прошлое? Содержание данного курса должно способствовать нахождению альтернативы потребительскому отношению к природе, расточительству её богатств. Оно должно включать материалы, предполагающие формирование новых ценностных ориентаций по отношению к природе, знакомство учащихся с реальными экологическими проблемами современной жизни.
Особенности содержания, структуры и методики изучения курса.
Особенностью содержания курса географии ЯНАО является ориентация на личность школьника, его потребности и ценности, на реализацию концепции личностно- деятельного интеграционного подхода. Эта концепция нашла отражение в принципах отбора содержания.
Принцип междисциплинарности и комплексности объясняется интегративным характером географических знаний, так как в географии любая территория рассматривается как совокупность геосистем, объединенных пространственными связями и межсистемным обменом. Геосистемы представляют собой интегральные образования, включающие природу, человека (население), хозяйство (экономику).
Личностный принцип проявляется в учете особенностей учащихся подросткового возраста, реализует идею гуманизации образования, ориентирует учеников на осознание разносторонности их связей с природой. Позволяет формировать новое целостное отношение школьников к природе, экологический и экономический стиль мышления. Данный принцип реализуется также через систему методов, форм и средств обучения.
Деятельностный принцип – непосредственное вовлечение учащихся в работу по изучению и оценке качества окружающей среды. При этом предусматривается конкретная оценка влияния различных видов хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
Проблемный принцип предполагает овладение системой знаний о природных условиях, территориальном распределении ресурсов, видах воздействия человека на природу и т.п., а также рассмотрение проблем ресурсного, отраслевого и территориального природопользования на основе экологических, географических и экономических законов и закономерностей.
Принцип историзма дает возможность проследить основные этапы изменений во взаимодействии общества и природы, в характере влияния на окружающую среду по мере развития масштабов и объёмов воздействия, а так же уровня экономической и экологической культуры населения округа. Изменение характера природопользования, происходящего во времени, рассматривается в сочетании с пространственной неоднородностью природных условий и уровней социально- экономического развития.
Содержание курса географии ЯНАО раскрывается через систему понятий, часть из которых уже знакома учащимся, и в данном курсе развивается и обобщается.
Особенностью содержания курса является его практическая направленность.
Особенностью структуры курса ЯНАО является то, что он рассчитан на 35 часов и в ней можно выделить:
№ Тема раздела Количество часов В том числе
Практические работы Контрольные работы
1 Введение 2 часа 2 2 Природа ЯНАО 15 часов 4 1
3 История заселения и хозяйственного освоения ЯНАО 1 час - 4 Население ЯНАО 4 часа 1 1
5 Экономика и территориальная организация ЯНАО 12 часов 3 1
6 Экология и охрана природы ЯНАО 1 часа - ИТОГО 35ч. 10 3
Блок «Природа ЯНАО» рассматривается с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности населения и предполагает оценочные суждения. При этом природная среда должна рассматриваться преимущественно как изменения человеком, и, следовательно, необходимо раскрыть происходящие изменения, в свою очередь влияющие на неё. Изучение каждого природного компонента следует сопровождать обзором его экологических проблем. Таким образом, Программа по географии ЯНАО может быть обогащена изучением ряда проблем_ экологических, экономических, социальных.
В блоке «Население ЯНАО» предусматриваются не только демографические элементы характеристики населения, но и ознакомление школьников с рядом вопросов географии культуры. Следует показать содержание вклада населения округа в культуру России, рассмотреть не только экономические, но и культурные функции городов. Географичен вопрос о трудовых навыках местного населения, складывающихся на протяжении длительного времени и не потерявших своё значение и в наши дни.
Характеристика экономического облика округа, помимо традиционных элементов, призвана показать его хозяйственное своеобразие, раскрыть процессы и этапы его становления в прошлом и особенности экономической ситуации в настоящее время. Традиционный отраслевой подход к характеристике хозяйства в современных условиях недостаточен. Личностно ориентированная направленность обучения требует ознакомления учащихся с отдельными предприятиями, т.к. социализация личности предполагает знание местных производств. Подобные сведения технологичны, но они делают характеристику отраслей живой, человечной.
Специальный блок « Экология и охрана природы ЯНАО» предполагает обзор изменений в природной среде под влиянием деятельности населения, выявления экологических проблем, обзор пути их решения.
Существенно увеличена практическая часть программы. Увеличено количество практических работ, усилена их направленность на конечный результат учебно- воспитательного процесса- развитие личности учащихся, так как они предусматривают собственную оценку полученных результатов учебной деятельности, помогают не только формированию умений, но и усвоению новых знаний о географических особенностях округа, их оценке для жизни и деятельности человека.
№ Тема практической работы
1 Обозначение на контурной карте границ округа и граничащих с ним регионов и субъектов России, столицы округа, центров муниципальных образований, крайних точек территории ЯНАО.
2 Подготовка сообщений о топонимике округа, микротопонимике своего населенного пункта и его окрестностей.
3 На основании текста учебника и географического атласа ЯНАО составить таблицу ( см. учебник стр. 42 зад. 2)
4 Составление характеристики климатических показателей по своей местности на основании местных метеостанций.
5 Характеристика экологического состояния рек и озер вашей местности.
6 На основании карт атласа и приложения 2 учебника определить как распределяется земельный фонд в пределах округа.
7 Анализ демографической ситуации в своем регионе.
8 Заполнение таблицы (стр. 240) и сделать вывод о распределении поголовья оленей по хозяйствам и формам собственности.
9 Описать путь из города Ноябрьска до города Москвы: направление, расстояние, виды транспорта, пересадки, время пути, общая стоимость проезда.
10 Сравнение специализации регионов в автономном округе: Нижнеобско- Ямальском, Надым-Пуровском, Тазовско- Гыданском.
Личностно- деятельный интегративный подход к отбору содержания курса географии ЯНАО определяет выбор методов и форм его изучения, ведущее место среди которых. Отводится методам поискового и исследовательского характера. Возрастает доля самостоятельной работы с различными источниками знаний, включая, помимо учебника, дополнительную и справочную литературу.
Обязательный уровень содержания образования учащихся по географии ЯНАО
Территория, границы, географическое положение.
Природные условия и ресурсы ЯНАО.
Геологическое строение. Особенности рельефа и его основные формы, полезные ископаемые.
Тип климата, факторы его формирующие, агроклиматические ресурсы. Климат и хозяйственная деятельность человека.
Внутренние воды и водные ресурсы. Крупные реки и озёра. Многолетняя мерзлота. Экологические проблемы рек, озёр и Карского моря.
Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных почв округа, мер по сохранению почв. Растительный и животный мир ЯНАО, его охрана. Особо охраняемые территории.
Разнообразие природных комплексов на территории округа. Арктические пустыни. Тундра и лесотундра. Тайга. Высотная поясность. Антропогенные факторы.
Население ЯНАО. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографическая ситуация. Национальный состав. Система расселения. Городское и сельское население. Крупные города.
Экономика ЯНАО. Особенности развития хозяйства. Традиционный сектор экономики. Нефтегазовый комплекс. Строительный комплекс. Лесной комплекс. Транспортный комплекс. Территориальная организация хозяйства. Внешние экономические связи.
Экология и охрана природы ЯНАО. Проблемы землепользования. Экология и здоровье населения. Мероприятия по охране недр, растительного покрова и животного мира.
Литература.
Ларин С.И. и др. География ЯНАО 8-9 класс.- Тюмень, издательство ТГУ. 2001г.
Быковский В.А. Огонь, вода и нефтяные трубы Западной Сибири. Екатеринбург, 2002г.
Быковский В.А. Экологические вопросы при разработке нефтяных месторождений Крайнего Севера. Екатеринбург 1999г.
Бахарева О.А. Национально- региональный компонент в курсе географии.- Йошкар- Ола, 2002г.
Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе (пособие для учителей)- Москва «Просвещение», 2003г.
Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994г.
Дудников Н.Ф. Мой дом Север. Москва, 1997г.
№ Дата проведения Тема урока Тип урока, форма проведения Элементы содержания Умения и виды деятельности Контрольно оценочная деятельность Домашнее задание
По плану По факту Общеучебные Специальные Вид Форма Введение (2 часа). Территория, границы, географическое положение округа.
1 Географическое положение округа. Округ на карте России, в циркумполярной зоне миро. Оценка размеров округа, его сухопутных и морских границ; географического, экономико-географического и геополитического положения. Вводная лекция. Практическая работа № 1 Обозначение на контурной карте границ округа и граничащих с ним регионов и субъектов России, столицы округа, центров муниципальных образований, крайних точек территории ЯНАО. Особенности географического положения ЯНАО. Размеры территории Содержание основных понятий и терминов Называть и показывать границы ЯНАО, соседние субъекты России. Вводный Практическая работа Стр. № 7-10.
2 История автономного округа как субъекта Российской Федерации, его современное административно- территориальное устройство. Географическая уникальность Урок закрепления. Практическая работа №2. Подготовка сообщений о топонимике округа, микротопонимике своего населенного пункта и его окрестностей. Историческое развитие ЯНАО как субъекта России. Современное административно-территориальное устройство. Проводить наблюдения, описывать их, делать выводы Географическое положение округа. Административно- территориальное устройство ЯНАО. Показывать на карте административные районы ЯНАО. Текущий Практическая работа Стр.№10
Раздел 1. Природа ЯНАО. 15 часов
3 Строение недр и рельеф- важнейшее условие формирования современного облика территории округа. Геологическая история формирования недр. Палеография территории округа. Современное строение недр Урок изучения нового материала. Самостоятельная работа. Геологические эры Земли. Доуралиды, уралиды. Геологическая история округа, строение недр. Фиксировать главное в различной знаковой и образной форме Составлять вертикальный геологический разрез Западно- Сибирской плиты Текущий Самостоятельная работа § 1.1
4 Рельеф равнинной части территории округа. Рельеф горной части округа. Происхождение рельефа и его формы: рельеф, созданный морем; рельеф, созданный древними ледниками; рельеф, созданный реками и озерами; рельеф, созданный человеком. Урок закрепления. Индивидуальные задания, работа с картой Формы рельефа. Разнообразие рельефа округа- низменности, горы, увалы. Овладение навыками самообразования
Объяснять процессы и явления. Показывать на карте крупные формы рельефа ЯНАО Текущий Индивидуальные задания, работа с картой § 1.2
5 История геологического изучения территории округа. Углеводородное сырье важнейший минеральный ресурс округа и России. Нефтегазоносный бассейн округа и нефтегазоносной области. Характеристика важнейших месторождений углеводородного сырья: Уренгойского, медвежьего, Карского и др. Комбинированный урок. Сообщения о великих ученых- исследователях недр ЯНАО. Изучение геологической истории. Вклад ученых И.В. Губкина, Н.Н. Ростовцева и д.р. в освоении месторождений полезных ископаемых. Характеристика крупнейших месторождений нефти и газа. Уметь Самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы, фиксировать в записях их основные содержание Показывать на карте крупные месторождения нефти и газа. Тематический Сообщения § 1.3
6 Полезные рудные ископаемые на территории округа: железа, хрома, полиметаллов и других металлов; минерально- строительное и другое сырьё. Урок закрепления Практическая работа №3. На основании текста учебника и географического атласа ЯНАО составить таблицу ( см. учебник стр. 42 зад. 2) Разнообразие полезных ископаемых на территории округа. Закономерности их размещения. Пользоваться различными источниками информации Крупные месторождения и закономерности их размещения Пользоваться различными источниками информации текущий Практическая работа §1.3
7 Особенности климата округа. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, циркуляция атмосферы, влагооборот, физико-геграфические особенности, антропогенные воздействия. Урок изучения нового материала. Лекция, беседа, работа с картой. Процессы и факторы определяющие формирование климата территории ЯНАО. Особенности климата округа. Высота солнца над горизонтом, циркуляция атмосферы. Термический режим воздуха. Умение работать с разнообразными статистическими материалами Прогнозировать изменение климата под воздействием антропогенных факторов. Текущий Работа с климатической картой § 1.4
8 Характеристика климатообразующих метеоэлементов: температурный режим и режим увлажнения, ветровой режим. лекция Практическая работа №4. Составление характеристики климатических показателей по своей местности на основании местных метеостанций. Особенности температурного режима; годовой ход температуры, роза ветров. Анализировать и делать соответствующие выводы. Особенности климата округа, климатообразующие факторы. Текущий Практическая работа § 1.4
9 Наиболее характерные метеорологические явления: метели, гололёд, изморозь, туманы. Характеристика сезонов года. Агроклиматические ресурсы округа. Урок закрепление. Практикум. Наиболее распространённые природные явления. Отрицательное влияние метеорологических явлений на жизнь и деятельность людей. Характеристика сезонов года Заносить данные в таблицу и анализировать ее. Характеристику сезонов года на территории округа Текущий Практикум §1.4 стр. 62
10 Многолетняя мерзлота и ледники. Криогенные явления и микро- и мезо- формы рельефа, образованные ими. Изучение нового материала. Лекция. Формирование мерзлотных слоев, их распространение на территории округа. Формирование термокарста, аккумулятивных, дефляционных форм. Вести записи за учителем, составлять опорный конспект, пользоваться сокращенными видами записи Описание мерзлотных форм и процессов в окрестностях своей школы. Текущий Лекция § 1.5
11 Своеобразие гидрографической сети округа. Прибрежные воды: губы Байдарацкая, Обская, Тазовская, Гыданская. Реки округа и особенности их гидрологического режима. Изучение нового материала. Лекция. Работа с картами атласа. Факторы, влияющие на формирование гидрографической сети. Прибрежные воды, реки. Сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты. Называть и показывать на карте прибрежные воды, крупные реки. Текущий Лекция. Работа с картой. § 1.6
12 Озера округа, их разнообразие по размерам и генезису. Болота. Их формирование и типы. Комбинированный урок. Беседа. Работа с картой. Озерные котловины. Причины их формирования болот. Выделение главного в различной информации, фиксировать результаты в знаковой форме: таблице, анализировать источники информации, делать выводы Показывать на карте крупные озера. Объяснять процессы и явления. Текущий Беседа. Работа с картой. § 1.6 стр.102
13 Подземные воды. Источники загрязнения местных вод и меры по сохранению и восстановлению чистоты воды. Практическая работа № 5. Характеристика экологического состояния рек и озер вашей местности. Размещение подземных вод. Основные источники загрязнения подземных вод. Извлечение необходимой информации из источников различных знаковых систем ( текст, табл., график) Источники загрязнения в вашем городе. Текущий Практическая работа § 1.6 стр. 105
14 Своеобразие почвенного покрова территории округа. Почвообразующие факторы: суровость климата, обилие осадков, выравненность рельефа, пестрота материнских пород, наличие многолетней мерзлоты. Изучение нового материала. Лекция. Что такое почва., гумус. Факторы формирования почв. Причины своеобразия почвенного покрова территории округа. Умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами Объяснять зональную и азональную дифференциацию природы округа. Текущий Лекция § 1.7
15 Почвообразующие процессы: сочетаемость и комплектность, оглеение и оподзоливание. Типы почв. Земельные ресурсы. Практическая работа № 6. На основании карт атласа и приложения 2 учебника определить как распределяется земельный фонд в пределах округа. Почвообразующие процессы. Факторы, влияющие на формирование почв округа. Анализировать статистические материалы Почвообразующие процессы. Факторы, влияющие на формирование почв округа. Текущий Практическая работа §1.7 Подготовить сообщения о растениях округа.
16 История развития растительного покрова территории округа. Своеобразие и разнообразие растительного покрова. Характеристика растительного покрова по растительным зонам: тундра, лесотундра, тайга, растительность горных территорий. Изучение нового материала. Сообщения «Растения ЯНАО» Факторы, влияющие на пространственное размещение растительного покрова на территории округа. Растительные ресурсы округа. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа в т.ч. в ГИС
Особенности климата, влияющие на распространение и разнообразие растительного покрова округа Текущий Лекция. Сообщения «Растения ЯНАО» § 1.8 Подготовить сообщения о животном мире округа
17 Животный мир территории округа и хозяйственная деятельность человека: охота, рыболовство. Урок изучения нового материала. Сообщения на тему
«Животные ЯНАО». Контроль знаний Условия, влияющие на распространение животных на территории ЯНАО. Представители животного мира арктического побережья, тундры,, лесотундры, тайги Уметь самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы, фиксировать в записях их основные содержание Представителей животного мира округа. Тематический Лекция. Сообщения на тему
«Животные ЯНАО». Тест. § 1.9
Раздел 2. История заселения и хозяйственного освоения ЯНАО.(1 час)
18 Формирование современного коренного населения. Освоение севера новгородцами, московитами, поморами. «Златокипящая» Мангазея. Освоение округа и его хозяйство в современный период. Нефтегазовое освоение в 50-80 годах прошлого столетия. Изучение нового материала. Этапы заселения ЯНАО. Возникновение города Мангазея. Симбиоз и адаптация. Владеть приемами систематизации учебного материала. Применять знания в новых условиях Называть и показывать:
-основные географические объекты хозяйственной деятельности человека в округе
-виды природных ресурсов и антропогенных изменений в природе. Текущий Экскурсия в музей. Стр. 148-168
Раздел 3. Население ЯНАО (4 часа)
19 Численность населения округа и его динамика. Структура занятости населения. Городское и сельское население округа. Молодые города- базовые города нефтегазового комплекса. Изучение нового материала. Лекция. Динамика роста численности населения. Причины высокой урбанизации. Особенности возникновения городов округа. Вести записи за учителем, составлять опорный конспект, пользоваться сокращенными видами записи Называть и показывать на карте города и крупные населенные пункты округа. Численность населения. Особенности естественного и механического движения населения. Текущий Лекция § 3.1
20 Национальный состав населения и его изменения в советский период. Коренные народы округа: ненцы, ханты, селькупы. Особенности их жизнеобитанияУрок закрепления. Самостоятельная работа. Особенности национального состава населения округа. Процентное соотношение. Основные народы и народности, населяющие территорию округа. Работа с таблицами и статистическим материалом. Национальный состав населения. Особенности жизнедеятельности представителей коренных народов округа. Текущий Самостоятельная работа § 3.2
21 Демографическая ситуация в ЯНАО. Естественное и механическое движение. Половозрастная структура населения. Практическая работа № 7.
Анализ демографической ситуации в своем регионе. Миграции. Естественный прирост. Особенности половозрастной структуры населения Выполнять задания проблемно-обощающего характера, логично излагать материал Анализировать по статистическим данным демографическую ситуацию. Текущий Практическая работа § 3.3
22 Система расселения в округе, история формирования межселенных связей: период колонизации округа, период нефтегазового освоения. Западная и восточная периферии системы расселения населения. Новоуренгойская и Ноябрьская системы расселения. Урок повторения. дискуссия Система расселения в округе. Локальная система расселения. Необходимость создания в округе единой системы расселения. Самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы, фиксировать в записях их основные содержание Называть и показывать на карте города округа и локальные системы. Текущий Дискуссия § 3.4
Раздел 4. Экономика и территориальная организация ЯНАО.
23 Особенности развития хозяйства округа: экстремальность природных условий, традиционный и новый сектора экономики, переходный период в экономике округа Практическая работа №8.
Заполнение таблицы (стр. 240) и сделать вывод о распределении поголовья оленей по хозяйствам и формам собственности. Особенности развития хозяйства. Тип природопользования. Динамика производства. Анализировать статистические данные. Отрасли хозяйства округа; факторы, влияющие на размещение их по территории округа. Вводный Практическая работа § 4.1
24 Рыболовство и рыбопереработка. Охотничье- промысловое хозяйство и клеточное звероводство. Комбинированный урок. Традиционный сектор экономики. Особенности его развития. Эффективность его развития. Анализировать таблицы, картосхемы, диаграммы, устанавливать взаимосвязи, делать выводы Факторы, влияющие на размещение отраслей традиционного сектора экономики. Крупные заводы по переработке рыбы. Текущий Лекция. Практикум.
Работа с картой. § 4.2
25 Нефтегазовый комплекс- важнейший и определяющий в экономике округа. Стадии нефтегазового комплекса: добыча нефти и газа, нефтепереработка. Комбинированный урок. Лекция. Практикум.
Работа с картой. Развитие нефтегазовой отрасли. Установление очередности ввода в эксплуатацию нефтегазовых месторождений. Уметь свертывать и развертывать учебную информацию Крупные месторождения нефти и газа. Их значение в экономике России. Текущий Беседа. Практикум. § 4.3
26 Проблемы нефтегазового комплекса, экономическая эффективность, создание инфраструктуры. Главные месторождения нефти и газа в округе. Перспективы развития нефтегазового комплекса. Освоение полуострова Ямал, малых месторождений центральной части округа. Закон экономической эффективности. Что такое рента. Урок закрепления. Самостоятельная работа. Параметры экономической эффективности. Рента. Определение экономической эффективности по принципу В. Парето. Крупнейшие предприятия округа. Объяснять процессы и явления, происходящие в хозяйственной деятельности человека. Закон экономической эффективности. Что такое рента. Текущий Самостоятельная работа § 4.3
27 Строительный комплекс. Урок закрепления. Исследование. Создание отрасли, особенности ее развития. Крупные строительные тресты. Мультипликационный эффект в строительной отрасли. Использовать различные источники информации для решения конкретных задач. Особенности развития отрасли. Крупные строительные организации. Тематический Урок исследование § 4.4
28 Лесной комплекс. Сырьевая база, состояние лесозаготовок. Деревообработка- состояние и тенденции развития. Проблемы лесопользования. Изучение нового материала. Лекция. Состояние лесной отрасли. Особенности развития. Проблемы лесопользования. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы Крупные лесные хозяйства округа. Состояние лесной отрасли. Особенности развития. Проблемы лесопользования. Текущий Лекция § 4.5
29 Транспортный комплекс. Транспорт как важнейший элемент инфраструктуры экономики округа. Становление транспорта в округе. Изучение нового материала Инфраструктура и её свойства. Создание транспортного комплекса. Перспективы его развития. Крупные транспортные узлы. Уметь применять учебные исследования, моделирования и проектирования территориальных взаимодействий различных явлений и процессов Называть и показывать на карте крупные транспортные узлы. Виды транспорта. Крупные железнодорожные станции, речные порты, аэропорты. Текущий Беседа § 4.6
30 Структура и современное состояние водного, железнодорожного, автомобильного, воздушного транспорта, тенденции и проблемы развития. Характеристика трубопроводного и электронного Практическая работа № 9
Описать путь из города Ноябрьска до города Москвы: направление, расстояние, виды транспорта, пересадки, время пути, общая стоимость проезда. Особенности развития транспорта в округе. Грузоперевозки и пассажироперевозки. Влияние транспорта на экологическую ситуацию в округе. Уметь свертывать и развертывать учебную информацию Пользоваться картами атласа. Описывать маршрут передвижения. Текущий Практическая работа § 4.6 стр. 222 Описание маршрута из г.Ноябрьска до места летнего отдыха.
31 Социальный комплекс. Состав социального комплекса: жилищный фонд и коммунальное хозяйство, городской автомобильный транспорт, образование, здравоохранение и культура. Комбинированный урок. Дискуссия. Структура социального комплекса, его задачи. Города, имеющие самый большой жилой фонд. Особенности развития городского автомобильного транспорта. Состояние образование и здравоохранения в округе. Развитие спорта в г. Ноябрьске. Анализировать ситуацию, используя статистические данные, таблицы. Составление графиков. Что такое инфраструктура. Особенности развития социального комплекса в округе. Текущий Дискуссия. § 4.7
32 Особенности развития социального комплекса в округе и проблемы, сопровождающие его. Урок закрепления. Самостоятельная работа Особенности развития социального комплекса, связанные с развитием нефтегазовой отрасли. Роль градообразующих предприятий в развитии социального комплекса. Работа с статистическими материалами. Коренные народы и социальный статус. Текущий Самостоятельная работа § 4.7 стр. 235
33 Территориальная организация хозяйства. Нижнеобско- Ямальский экономический район. Надым- Пуровский экономический район. Тазовско- Гыданский экономический район. Практическая работа № 10.
Сравнение специализации регионов в автономном округе: Нижнеобско- Ямальском, Надым-Пуровском, Тазовско- Гыданском. Особенности развития экономики округа. Выделение трех экономических районов. Географическое положение районов и влияние природных особенностей на развитие хозяйства. Уметь самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы, фиксировать в записях их основные содержание Называть и показывать на карте экономические районы округа. Сравнивать специализацию этих районов. Тематический Практикум. § 5.1, 5.2, 5.3
34 Внешние экономические связи ЯНАО. Становление отраслей специализации округа. Экспортно- импортный баланс округа. Роль округа в экономике России. Внешнеторговые связи округа. Урок контроля знаний Специализация экспорта и импорта в ЯНАО. Иностранные инвестиции. Совместные предприятия на территории округа. Значение нефтегазового комплекса в развитии экономики России. Анализировать данные и самостоятельно составлять опорный конспект.
Прогнозировать дальнейшее развитие округа, его внешне- экономические связи. Крупные предприятия округа. Основные внешнеэкономические партнеры округа. Текущий Тест Стр. 256
Раздел 5. Экология и охрана природы ЯНАО.( часа)
35 Экологическая ситуация в округе. Экологические проблемы при добыче нефти и газа, возможные пути их разрешения. Экология и здоровье населения. Мероприятия по охране природы и сохранению природных ресурсов: недр, земельных ресурсов, растительного покрова и животного мира. Урок закрепления. Обзорная лекция. Состояние природной среды при добыче нефти и газа. Загрязнение атмосферы, поверхностных вод. Радиационная обстановка. Влияние антропогенных факторов на изменение почвенно- растительного покрова. Влияние экологии на здоровье населения. Результаты исследований. Обосновывать сделанные выводы Экологические проблемы, характерные для ЯНАО. Объяснять особенности экологической ситуации в округе. Тематический Обзорная лекция § 7.1, 7.2