Статья Роль творческого наследия Мустая Карима в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения


Роль творческого наследия Мустая Карима в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения

“Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. Кому не известны эти бессмертные некрасовские строки, которые и разводят по разные стороны, и сливают в одно целое такие высокие категории, как “поэт” и “гражданин”.
Человечеству известны имена тех выдающихся личностей, которые стали и поэтами, и гражданами, патриотами своей страны. К их числу относится и Мустай Карим.
Каждый из великих деятелей литературы любой национальности занимает в ней свое, особое, только ему принадлежащее место. Всем своим творчеством Мустай Карим, по мнению народного поэта Башкортостана Назара Наджми, в башкирской поэзии занял свое, только ему принадлежавшее место. А понятие “по-мустаевски” – это значит соединить глубокий ум с настоящим внутренним счастьем, смотреть на мир с открытым сердцем, быть в стихах искренним и достичь в поэзии значительных высот.
Художник редкой самобытности, Мустай Карим один из наиболее ярких представителей, а также и созидателей основополагающих традиций всей башкирской классической литературы – ее гуманизма, ее непримиримости к миру зла и насилия, ее страстных исканий социальной справедливости, ее тоскующей любви к Родине и вместе с тем ее духа борьбы за общечеловеческие идеалы гармоничного, согласованного общества.
Видный мастер слова, мудрый мыслитель и настоящий гражданин – естественное сочетание этих качеств и составляет эстетическую ценность творчества Мустая Карима.
Свое назначение Мустай Карим мыслит так:
За правдой я по свету не брожу
С весами справедливости в руках.
Я истину в отчизне нахожу
В ее полях, озерах, родниках.
Идет с добром к людям не сторонним наблюдателем их радостей и бед. Он вводит в понимание социальных глубин и закономерностей жизни, высоко возносит духовность человека, нравственно очищает его, пробуждает необходимость совершать гражданские и патриотические поступки.
По духу своего творчества Мустай Карим относится к тем писателям, что несут на своих плечах нелегкую ношу поборников добра. Через сомнения идет он к нравственным обретениям. Его не покидает святое чувство беспокойства за дела современников. Стремлением сделать людей выше, лучше, милосерднее наполнены его строки. К осознанию этой цели он шел всю жизнь, овладевая ее нелегкими уроками. Самым суровым и высоким из них была война. Война сделала Мустая Карима поэтом – в глубинном значении этого слова. Она же определила высокую нравственность его поколения, шагнувшего со школьной скамьи в бой. Научила жить чужой болью. Научила состраданию и милосердию. Именно после войны явилась острая потребность осмыслить предназначение человека на земле, постичь смысл его.
М. Кариму послевоенного времени в высокой степени присуще чувство патриотизма. М.Карим как настоящий патриот делает многих своих читателей, подрастающее поколение ближе к Родине, к своей Отчизне.
Стихи о Родине писать –
Ей жизнь по капле отдавать.
Эти строки Л.К.Татьяничевой могли бы служить наглядным свидетельством всему тому, что сказано М.Каримом о Родине и патриотизме.
По глубокому убеждению М.Карима истинный патриотизм там – где царит духовность. Патриотизм как возвышенное чувство, высшая ценность, источник и определяющий мотив социально значимой деятельности наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное, вплоть до самопожертвования служение Отечеству. Башкирский писатель справедливо заметил: “Ты волен принимать или отвергать любовь другого, обращенную к тебе самому. Но любовь, обращенная к твоей родине, всегда вызывает благородную взаимность”. Будучи важнейшим духовным достижением личности, патриотизм, как говорит поэт, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм, по Мустаю Кариму, представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. В поэмах “Декабрьская песня”, “Ульмесбай” и ряда стихотворений он попытался рассказать об истоках патриотизма советских людей в годы войны.
Читая стихи М.Карима, никогда не задумываешься над тем, из каких художественных средств они сотканы, в какие формовки был влит их словесный сплав. Все это как бы остается вне сознания. Читатель просто ловит некий поток чувственных ощущений автора, который вливается в него и потому делает наперсником поэта, его доверенным лицом, которому открывают сокровенные мысли и тайны. Это наилучший способ восприятия стихов. Когда он пишет, что ему приснился конь, который “в мою больничную палату как будто молния влетел” и заговорил на человеческом языке”, читатель верит этому. Когда поэт разговаривает с цветами, которые приветствуют его: “Здравствуй, здравствуй!”, читатель не воспринимает происходящее лишь как поэтическую метафору. Ведь цветы-то – свои, родные, и теперь возникли перед глазами во всем естестве, живые, имеющие душу и голоса.
М. Карим говорил: “Я безмерно горд тем, что живу в великой стране. Когда я дома, меня греет тепло моей страны, когда я вдалеке, ведет и оберегает меня ее имя – Советский Союз. Поэтому я ощущаю, что мой дом всегда со мной”. Эту мысль он не устает повторять, как заклинание подрастающим поколениям: “Что касается имен, то там, за рубежом, впереди тебя идет имя твоей страны, рекомендуя тебя: советский”. Несмотря на то, что нет уже Советского Союза, но для М.Карима и для миллионов нас священным остается понятие “советский человек”. Сын башкирского языка, его честь и совесть Мустай Карим сказал однажды очень поучительные слова: “При всей моей преданной сыновней любви к родному краю я все-таки был бы маленьким и слабым, если бы пределы моей Отчизны остались лишь на границах Башкирии”.
Вместе с тем мы не можем не отметить сыновнюю любовь М.Карима к своему народу и к своему краю. Быть может, именно поэтому, когда мы говорим Башкирия, сразу представляем Мустая Карима. Любовь к Башкирии – одно из главных чувств Мустая Карима. Сильное, неувядающее, а все более укрепляющееся и расцветающее с годами чувство. Только острое зрение могло помочь поэту в создании образа отчего края в виде березового листка. “Береза – это Россия. Листве ее нет числа”.
А в словах:
Мне не мила балканской ночи прелесть,
К ней не лежит джигитская душа
Я здесь живу, воспоминаньем греясь
О том, как ночь Урала хороша
мы остро ощущаем любовь поэта к Малой Родине.
М.Карим не раз писал о том, как башкирский народ воспитывал патриота, защитника родной земли. “Не последнее место занимала в жизни народа воинское ремесло, - пишет он. – Оно было порождено необходимостью защиты своей земли, своей свободы, а также тем, что Башкирия долгое время была бастионом Российского государства на его восточных рубежах. Воинская сноровка, бесстрашие в бою стали теми качествами мужчины, что определяли его человеческое достоинства. Воинская доблесть, гордость и непокорность – эти высокие черты характера, приобретенные и выстраданные в сражениях и походах также завещаны нам предками”.
Патриотические традиции башкирского народа, его героический дух, самопожертвование во имя свободы М.Каримом подчеркнуты и в следующей строфе:
Народ мой не был рабски покорен,
Пусть был он нищ – не нищенствовал он,
Носил он саблю только потому,
Что не хотел надеть суму.
“Я горжусь великими победами и свершениями в моей державе, восхищаясь умом, талантом, силой моего народа”, - не без гордости сказал писатель. И эта гордость ощущается в следующих словах:
По тропам нашей радостной земли
Чредою поколения прошли,
И славу их вздымал за веком век,
И горе их – на дне башкирских рек.
Они – история!
Они ушли в века,
И подпись их –
На скалах след клинка.
Как отмечает М.Карим, в патриотических делах и творениях предков он находит силу для своего творчества. “Сменяя друг друга шли времена и поколения – то героические, то заурядные. Худшие времена и робкие поколения создавали возвышенные легенды и героические поэмы о прекрасном, но невозвратно минувшем, о недостигаемой силе и отваге предков. Эти творения – и песни, и легенды, и поэмы – дошли до нас как драгоценные дары потомкам. Я люблю их, и восхищаюсь ими, как всякий преданный и благодарный отцу сын. Я черпаю из этого родника вдохновение, живительные силы для своего скромного творчества”.
Цельное восприятие Малой Родины позволило М.Кариму прийти к следующему выводу: “ И раскаты грома в горах, и смех ребенка, и одинокий древний курган в степи – все это моя родина, Башкирия. Родина моя – это люди, которые приходят на землю, чтобы своим трудом и мыслью украсить ее, уходят, чтобы после них другие сажали еще более красивые цветы, воздвигали еще более величественные сооружения”.
Всякое произведение возвращает мысль читателя к “Малой родине” – к порогу родного дома, к тому клочку земли, который не только хлебом, но и духом питал и питает народы. С мыслями не только о Большой родине, но и о Родине Малой связаны многие произведения М.Карима. Вот, к примеру, стихотворение “Я ухожу на фронт”. В нем поэт говорит не просто о любви к Родине, а обытовляет чувство священной ненависти к врагу, переполняющее его. Любовь к Родине вырастает из любви к маленькому сыну, к отцу, к девушкам родного края, к древнему Уралу, к своей национальной истории.
Любя свой край, глубоко ощущая родную природу, душевно понимая людей, окружающих его с детства, любя все это до сердечной боли, поэт поднимается до любви к Родине в понятии более обширном, до понимания характера общенационального, как он сложился в искушениях нашей истории, светлой и героической. И когда процесс этот завершается в творчестве того или иного поэта, поэт этот перестает быть поэтом одного только края. Он становится поэтом общенациональным, общечеловеческим.
Поэт с нежностью, вдохновенно пишет о своей родной Башкирии. Хоть на глобусе она выглядит не больше березового листа, он любит ее за “гордость гор и красоту долин, и золото земли, и серебристость вод”. Но особенно любит поэт ее свободолюбивых, отважных и мирных людей. И эта любовь естественно переходит в горячее чувство советского патриотизма, в гордость за свою советскую Родину, за ее большой сильный и дружный народ.
Мустай Карим на протяжении всей своей творческой жизни подчеркивает огромную важность воспитания подрастающего поколения в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной, памяти исторической. Уважение к труду наших предков, к их трудовым и боевым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, даже к их песням и развлечениям. Уважение к могилам предков. Все это дорого нам. И подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его предкам и близким, к его родным и друзьям – так и историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. По мнению М.Карима: “Природа человеческая такова, что направлена на восприятие и прошлого, и настоящего”, - в этом утверждении заключено высокое предназначение памяти. Исторической памяти тоже!
Подрастающее поколение, если оно заинтересовано в благополучии за ним следующих, обречено не на то, чтобы повторить опыт предыдущих, а продолжить дела начатые их отцами и дедами.
Не случайно поэт-декабрист Константин Рылеев столь определенно и проникновенно сказал: “Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти – вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине: ничто уже тогда сих первых впечатлений, сих ранних понятий не в состоянии изгладить. Они крепнут с летами и творят храбрых для бою работников, мужей доблестных для совета”
“Нравственность и патриотизм не внушается, а подтверждается Я не знал слова “патриот”, но сызмальства нес в себе благодарность родной земле за свое рождение и за свою принадлежность к русскому народу. Убить эту благодарность можно было только вместе со мной”, - говорит Валентин Распутин. А башкирский поэт сказал: “Я был воспитан в духе любви к Великому Советскому Союзу, воспитан его патриотом. Им остаюсь и поныне.” Сказал, думается, по праву Родины, которую он защищал, по зову земли, которую воспевал, по движению сердца и души, в которых вместилось великое сыновнее чувство. М Карим – патриот, достойный почитания и подражания подрастающим поколением страны. Творческое наследие Мустая Карима предполагает воспитание таких качеств в человеке, как высокий уровень самосознания, самоуважения, способность к ориентировке в мире духовных ценностей, готовность принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Воспитание любви к своей родине, преданности ему, стремления своими действиями служить его интересам.

Литература.
1. М. Ломунова Мустай Карим: Очерк творчества. – М. Худож. лит., 1988
2. И. Валеев Мустай Карим: воин, поэт, гражданин. - М. Герои Отечества, 2004
3. М.Гафуров История с детективом и просто история. Бельские просторы, 2002, №5
4. М Карим. Узелки судьбы. Бельские просторы, 2002, №9
6.Мустай Карим. Жизнь и творчество. Уфа: “Китап”, 2000
7. Нуриев З. Н. От аула до Кремля. Воспоминания и размышления. Уфа: “Китап”, 2000
15