Исследовательская работа Легенды и предания в истории нашего села


ГУ «Жалгысканская СШ» отдела образования акимата Карасуского района
ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ В ИСТОРИИ НАШЕГО СЕЛА
Направление: краеведение, этнокультуроведение
Исполнители: Журжа Денис, Ахмедов Тофиг
учащиеся 7 класса ГУ «Жалгысканская СШ» Костанайской области Карасуского района
Руководитель : Логинова Н.В.
учитель ГУ «Жалгысканская СШ»
2017
Оглавление:
Аннотация…………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………….2-4Основная часть
История возникновения Карасуского района ……………………………4-8Откуда же появилось имя твоё – « Жалгыскан»? ...................................9
А теперь немного из истории нашего поселка………………………….10
Обзор литературы …………………………………………………………14Заключение………………………………………………………………....15-16Литература………………………………………………………………….17


Аннотация
Ахмедов Тофиг и Журжа Денис
Государственное учреждение «Жалгысканская средняя школа» отдела образования акимата Карасуского района , 7 класс
Легенды и придания в истории нашего села
Руководитель: Логинова Наталья Викторовна – учитель ГУ «Жалгысканская СШ»
Работа посвящена исследованию и изучению истории возникновения Карасуского района, села Жалгыскан, легенды о происхождении названия нашего поселка.
После обработки собранной информации выполнен стенд по теме исследования.
Данные материалы могут быть использованы на уроках истории, краеведения.
Введение Часто ли мы задумываемся о происхождении названий географических объектов? Тем более об истории возникновения названия места, в котором родился, живешь. Точного научного ответа мы, наверное, никогда не найдем! Поэтому историю возникновения названия нашего села Жалгыскан мы знаем только из рассказов наших сторожил. Стоит ли верить в правдивость легенды об «одинокой березе»?
Существует множество источников познания (информации), в том числе легенды и предания.ЛЕГЕ́НДА один из литературных жанров устного и письменного творчества, обычно имеющий анонимное, народное происхождение. Первоначально понятие легенды связывалось со средневековой житийной литературой. Позднее оно было распространено на произведения древней поэзии и фольклора. Принято называть легендой сказание, в котором поэтическая декоративность почти полностью заслоняет исторические факты. Однако, как показала археология Древнего Востока и античности, за многими легендами стоит подлинная реальность. Легенды разделяются на космологические, генеалогические, этиологические, героические и культовые.ПРЕДАНИЕ — рассказ, сложившийся в народе и переходящий путем изустной передачи от поколения к поколению. Предание об историческом лице называется историческим или сказанием. В зависимости от своего содержания предания бывают героическими (о герое), мифическими (о языческом божестве), легендарными (о религиозном подвижничестве). Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что у нас появился интерес: какова же история возникновения Карасуского района нашего села Жалгыскан, почему наше село получило такое название на основе легенд и преданий.
Мы поставили перед собой цель - изучить историю возникновения Карасуского района, села Жалгыскан, легенду о происхождении названия нашего поселка. В книгах и других письменных источниках сохранилось мало информации. Нам хочется расширить сведения. И мы обратились к воспоминаниям наших дедушек и бабушек, которые рассказали нам много интересной информации.
Предмет исследования  – история возникновения Карасуского района, села Жалгыскан (з/с Убаганский), названия географических объектов.Задачи: 
Собрать информацию об истории возникновения Карасуского района, именах выдающихся людей, географических названиях, используя печатные издания, материалы библиотеки, Карасуского районного государственного архива, а также рассказы старейших жителей села;
Обобщить и проанализировать собранный материал;
Подготовить письменную часть работы на основе полученных данных;
Подготовить иллюстративный материал, наглядно раскрывающий суть работы.
Основные материалы и методы исследования.
Изучение материалов школьной и сельской библиотек, Карасуского районного государственного архива, газет.
Опрос среди старожилов местного населения.
Анализ полученной информации.
Гипотеза: должны ли мы знать историю возникновения Карасуского района и нашего поселка, верно ли, что наше село Жалгыскан получило такое название на основе легенд и преданий?
Новизна работы заключается в представлении существующих легенд и преданий из истории нашего села Жалгыскан.
Исходные данные: основным источником информации стала литература «Карасуского районного государственного архива», рассказы сторожил села Жалгыскан.
Структура исследовательской работы определилась логикой исследования и достижения поставленной цели.
История возникновения Карасуского района
История Карасуского района своими корнями уходит в далекое прошлое. В начале 1 тысячелетия до н. э. с наступлением более засушливого климата и уменьшением естественных водоемов в степных районах Северного Казахстана стала интенсивно развиваться новая форма хозяйственной деятельности местного населения – кочевое скотоводство, определившее род занятий людей на многие столетия. Суровой была жизнь этих кочевий. Часто знойные летние ветры выжигали степные травы, вынуждая скотоводом делать дальние переходы, прижиматься к озерам и немногочисленным рекам – Карасу, Тюнтюгур, Убаган, Ишим. В начале 20-х годов 19 века в соответствии с «Указом о сибирских киргизах» территория нашего Карасуского района входит в состав Кушмурунского округа, с 40-х годов его передали в состав Атбасарского округа. С образованием в 1868 году Акмолинской области эти земли составили Юго-Западную часть Петропавловского уезда. Входившие в состав Петропавловского уезда Акмолинской области земли современного Карасуского района значительно позднее других территорий Северного Казахстана стали осваиваться русским переселенческим крестьянством. Причиной тому была их отдаленность от железной дороги и крупных переселенческих центров. Массовое заселение района произошло после специального правительственного постановления, на основе которого территория Петропавловского уезда была разделена на шесть переселенческих районов. Известные нам источники относят начало заселения и освоения карасуских степей русскими переселенцами к 1904 году, когда в районе речки Карасу появились первые ходоки из Ставропольского края Лопаткин, Кожухов, Петруньков. Последним место приглянулось. О том, что места здешние были действительно привлекательными, свидетельствовал старожил Ф. Оськин. Вспоминая свою молодость, он писал «Мальчиками мы с братом часто бегали на речку Карасу. Ее лесистые берега манили нас прохладой, уютом и живописными видами, роскошные кроны деревьев густо нависали над водой с обеих сторон. Много было осины, попадались и березы. А меж ними росли хмель и тальник. А ягоды! Ежевика, смородина, черемуха, боярышник…А еще раньше, говорят, лесов больше было. Вода в речке от теней казалась черной».
Как административно-территориальная единица Карасуский район был сформирован 16 октября 1939 года Постановлением Президиума Верховного Совета Казахской ССР. Район был создан за счет разукрупнения Убаганского района. В его состав вошли Елтайский, Козубайский, Карасуский, Святогорский, Черняевский сельские Советы и сельские Советы при Карасуском, Кушмурунском, Убаганском мясосовхозах. В составе района были 18 деревень, 3 почтовых отделения. В районе была одна средняя школа – Карасуская, 18 начальных школ. Карасуская средняя школа в год образования района выпустила свой первый выпуск, аттестат о среднем образовании получили 15 выпускников.  В процессе становления района сформировались 10 колхозов: «Дружный труд», «им. Ворошилова», «им. Буденного», «Ясное утро», «им. Фрунзе», «13-й Красный Октябрь», «им. Елтая», «им. Чапаева» с общей посевной площадью 15500 га. Большое значение в развитии сельского хозяйства района имели Кушмурунский, Убаганский, Карасуский мясосовхозы, где было около 20 тысяч голов скота, посевная площадь этих совхозов составляла 8500 га. Перед тружениками района стояли сложные задачи: укрепление колхозов, помощь им в налаживании плановости и использования достижений науки и техники. Осуществить многие планы и задумки помешала начавшаяся Великая Отечественная война. 4500 карасулян приняли участие в этой великой битве. Сотни карасулян сражались под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге, прорывали блокаду Ленинграда, освобождали от фашисткого ига Украину, Белоруссию, Прибалтику, вносили вклад в освобождение стран Европы.Сотни карасулян награждены Орденами и медалями за свой ратный подвиг. А наш земляк Александр Михайлович Анищенко был удостоен звания Героя Советского Союза. Дорогую цену заплатили за победу, почти каждый четвертый наш земляк не вернулся из фронта. Символом вечной памяти им будет служить установленный карасулянами в 1987 году Монумент Славы, где на мраморе отчеканены фамилии каждого погибшего на фронтах Отечественной войны. Свою долю в общую победу внес и тыл, вместо ушедших на фронт мужчин стали женщины. Техника в совхозах и колхозах была изношенная. Ремонтировать было нечем, значительно сократились фонды на горючее и смазочные материалы. Но не смотря на все трудности, карасуляне трудились на славу. За высокие показатели на уборке урожая 1942 года Карасуский район был занесен на республиканскую Доску Почета. Все военные годы карасуляне постоянно перевыполняли планы по поставке зерна, мяса, молока государству. Они не только хорошо трудились на полях и фермах, но и собирали теплые вещи, деньги для фронта.
В разгар весенних работ 1945 года пришла долгожданная весть – победа. Страна возвращалась в мирные трудовые дни. Стояла задача восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Десять послевоенных лет для карасулян были годами напряженного труда. Способствуя становлению колхозов и совхозов в районе, карасуляне постоянно расширяли посевные площади, увеличивали поголовье скота, приобретали технику.
В летописи Карасуского района немало ярких и впечатляющих страниц. Одна из них – освоение целинных земель. Поднимать целину в наш район прибыли 6 тысяч юношей и девушек из братских республик, краев, областей. За короткие сроки были распаханы огромные массивы. В 1955 году посевные площади совхозов и колхозов увеличились в 3, 5 раза, в 1956 году в 5 раз по сравнению с 1954 годом. В первые два года освоения целины в район поступило 6000 тракторов, 500 комбайнов, много другой сельхозтехники. За короткий срок на целину прибывали большие массы людей, строительная и земледельческая техника, появлялись совхозы, небольшие предприятия, строительные организации. Надо было правильно расставить кадры, создать хорошие культурно-бытовые и производственные условия. Первоцелинникам ничего не давалось легко. Чтобы вырастить хлеб, приходилось трудиться до седьмого пота, испытывать порой огорчения и неудачи, набираться опыта. Их труд был оценен по достоинству.
Целина, образно говоря, дала богатый урожай людей, прошедших здесь духовную закалку, нравственное возмужание, ставших большими мастерами хлебной нивы. Присвоено звание Героя Социалистического Труда многим труженикам, а также нашим односельчанам Андрею Николаевичу Кижакину, Алексею Андреевичу Сахно
В 70 – 80-ые годы в районе проводилась работа по социально-экономическому развитию. В центральных усадьбах совхозов строились типовые школы, детские сады, дома культуры, профилактории и амбулатории. Большое внимание уделялось переводу сельскохозяйственного производства на индустриальную основу, внедрению прогрессивной технологии. Благодаря этим усилиям наши села превратились в современные культурные центры. В этом большая заслуга и хорошо подготовленных, закаленных делом, мыслящих по-хозяйски директоров директорского корпуса района.
За эти годы заметно окрепли хозяйства района, которые составляли основной источник благосостояния населения. В этом заслуга и руководителей района, сумевших сплотить вокруг себя кадры руководителей, преданных делу, компетентных. И в том, что сегодня Карасуский район сформирован как административная единица, достиг определенных высот в своем развитии, заслуга всех жителей района. Последние административно-территориальные изменения в нашем районе произошли буквально недавно. В августе 1997 года были объединены Карасуский и Октябрьский районы. В границах район возрос почти в два раза, увеличилось население. В 1991 году наша Республика взяла курс на суверенитет. За это время произошли большие перемены в социальной и экономической жизни, пересмотрены многие понятия и категории, в том числе и нравственные. 

Откуда же появилось имя твоё – « Жалгыскан»?
Наше село Жалгыскан имеет свою легенду: это было давным – давно, росла на месте нашего села одинокая береза. Коренные жители считали ее святым деревом, они поклонялись ей, приходили со своими проблемами, болезнями и она им помогала. Береза эта была необыкновенной, то ли грунтовая вода была загрязнена, то ли по другой причине, но сок этой березы был необычайно темного цвета. Наши далекие суеверные предки решили, что это не сок, а кровь и считали березу священной.
Однажды приехала одна семья и поселилась недалеко от этой березы. Для расширения своего двора береза помешала людям и они решили ее спилить, не смотря на предупреждения коренных жителей: «Спилить святое дерево – это значит накликать на себя беду», когда березу пилили, из нее заструился сок и одна капля крови. А та семья вскоре вымерла от неизвестной болезни. С тех пор существует поверье, что тот, кто посадит березу, искупит вину этой семьи.
Позднее, на том месте, где росло дерево, возник поселок Жалгыскан, который в советское время был переименован в Убаганский, в честь реки Убаган, протекающей поблизости.
В современное время наш поселок носит свое легендарное название «Жалгыскан», а себя мы гордо называем «жалгысканцы», а также наша школа, начиная с 2006 года, носит название Жалгысканская средняя школа!


А теперь немного из истории нашего поселка.
Очень трогают сердце слова Омара Хайяма:
Остановись и подумай о том:
Кто ты есть?
Где ты есть?
И что будет потом.
Что мы себе представляем, когда слышим название своего поселка? Разваленное хозяйство, разрушенные здания и никому не нужные люди… не самая радужная картина. А ведь было время, когда наш совхоз входил в тройку лучших по району, держали первенство по производству пшеницы, проса. Наш дом культуры был известен по всей области. Сейчас все ушло в небытие, и мы с брегливостью вспоминаем это время. Время взлета и падения Советского Союза. Для кого-то оно стало черным пятном в жизни, для кого-то пустой страницей, но для наших собеседников оно осталось в памяти, как время невозвратной юности, головокружительных планов уверенности в завтрашнем дне. Эти люди вложили много сил и души ради процветания нашего поселка. Когда нам предложили взять у наших старейшин интервью, мы с радостью согласились. Очень тревожились по этому поводу, как состоится наша беседа, но поговорив с ними, увлеклись еще больше: уж очень замечательными нам показались их истории.
Из слов старейшин нашего поселка мы узнали, что в 1932 году был организован совхоз Убаганский. Он расположен в зоне засушливых степей в северо-западной части Карасуского района. На западе и севере граничит с землями Урицкого района, на востоке с землями совхоза имени Ильича, ныне села Комсомольское, на юге с землями совхоза Баканский, ныне села Новоселовка, и Карасуской райконторой по заготовке скота.
Совхоз организовался к концу лета в разгар политики «коллективизации села», было огромное количество скота, поэтому скотобазы, жилье, корм не успели построить и заготовить вовремя. Животных держали по соседним аулам, в загонах, часть скота оставили при центральной усадьбе Святогорка, несколько гуртов зимовали на реке Кундузка, где до этого был кожевный завод одного крупного кулака Брагина. Скотские помещения строили из талы, пласта, самана, мазали по морозу, грели воду в котлах, климат в те годы был очень суровый. Трудно было очень, и в дни разливов, и в дни суховеев. Но люди все сумели побороть, летнюю жару, зимний холод, и коварство осени. Из-за суровости климата и нехватки кормов был сильный джут (падеж скота). Животным скармливали крыши построек из камыша. Берега реки Кундузка были устланы костями животных.
В совхозе преобладал в основном крупнорогатый скот, лошади, верблюды, овцы, свиньи. Посевная площадь была незначительная от 400 до 600 га. До 1934 года пахали на волах, лошадях. Заготовка корма проводилась: сенокосилками на верблюдах и лошадях. Зачастую, чтобы вложиться в срок весеннего сева, приходилось надевать на себя сумки или брать лукошко с зерном, и шагать по пашне высевая зерно, как говорилось в шутку «дедовским методом».
В 1939 году Убаганский мясо-молочный совхоз присоединился к Карасускому району и с тех пор стал родным для нашего села.+
В 1941 году началась Великая Отечественная война, всколыхнулась Отчизна, призвала в боевые ряды своих сыновей и дочерей. С нашего совхоза ушли многие на фронт в 1941 году, а затем и не вернулись.
Первым директором совхоза Убаганскийц был Политов А.А., затем вскоре новым директором был избран Пастарев. Одними из первых доярок в совхоз поступили: Ященко Клавдия Степановна, Кижакина Лидия Николаевна, Циганкова Наталья Александровна, Варламова А. Т., Беланова В.К., Носенко Г.. Они были в числе тех, кто открывал первую молочную ферму. Ященко В.К. долгое время работала дояркой и тем временем успевала воспитывать восьмерых детей. Гуртоправом был Дерепсалдыков Султанбек. Он проработал в совхозе всю свою жизнь. Из них 9 лет полеводом, перед уходом на пенсию стал чабаном. Являлся участником Великой Отечественной войны.
Работала в селе кузня, где первым кузнецом был Троян (позже погиб на фронте).
В 1950 году был очень высокий урожай. Хлеб убирали всего тремя комбайнами, жатками и самходным комбайном. Комбайнеры Кижакин А.Н. и Астафьев Е.Е. были награждены орденом Ленина и званием Героя соц. труда. В этот год совхоз выполнил план хлебосдачи.
На всю жизнь запомнился март 1954 года. Когда 120 посланцев Беларусии расквартировывались в нашем совхозе в частности на фермах. Встреча первоцелинников с местами селения произошла в маленьком доме, где в то время размещался клуб. Вскоре, по прибытию, начала поступать в совхоз сельскохозяйственная техника: трактора, плуги, сеялки и др.. Многие из целинников прижились , обзавелись семьями, и продолжаются их династии до сих пор.
В 1956 году на пост директора совхоза Убаганский стал Кассаев И.И.. За этот период произошли большие изменения, началось строительство центральной конторы и несколько жилых домов. Далее на пост главы слвхоза назначен Балабанов С.С.. При его правлении совхоз начал набирать высоту, расстроился, наладилась подача электроэнергии, радиофикации квартир, телефонная связь.
В 1960 году заступил работать директором совхоза Скрыль Д.С.. При нем была построена типовая школа.
Пик роста «Убаганский» стал набирать с 1977 года, когда руководство принял Резник Иван Павлович. Совхоз приобрел вторую молодость. Из двух и одноквартирных домов выросли целые улицы. Были построены следующие здания: почта, столовая, ателье, универмаг, гастроном, банкетный зал, Дом Культуры, профилакторий, кирпичный завод. В этом заслуга не только руководства, но и жителей совхоза. Забота дирекции об улучшении социальных и культурных условий жизни рабочих способствовали привлечению молодежи и специалистов.
Очень печально и стыдно говорить о том, что былая мощь нашего поселка угасла с распадом СССР. Все достопримечательности нашего села разрушены, кроме школы.
Но, не смотря на это, сейчас наше село преображается с каждым годом. В этом заслуга администрации района, села, руководителей ТОО, К/Х, педагогического коллектива школы.
Организована санитарная очистка села и его озеленение.
В 2008 году в Жалгысканской школе сделан капитальный ремонт, в 2009 году отремонтировали здание бывшего интерната и теперь там великолепный детский сад «Бобек» на 40 мест. В 2014 году восстановлен спортивный стадион. В 2016 году построена новая современная детская площадка. Улицы освещаются в вечернее и ночное время.
Хочется надеяться, что с каждым годом благосостояние села Жалгыскан будет только расти.
Родимый край.
Край родной, родимый край
Нет, милей и краше
Жить нам вместе веселей
В Жалгыскане нашем
И весной, когда цветут
Ландыши, тюльпаны,
Забываешь вдруг ты тут
Вьюги и бураны.
Ну, а летом, когда зной
Вдруг тебя застанет
Ты побудь, родимый мой
В летнем Жалгыскане.
А когда придет пора
Осени – красавице
Золотистые поля
Очень всем нам нравятся.
И зимой здесь хорошо
Возле печки греться
Вспомнишь заодно
Праздники из детсва.
Жалгысканские мотивы:
Овраги, реки, степи,
Свежий, теплый ветерок
Навевает трепет.
Звонко ручеек журчит
И, играя с солнцем
Прогоняет всю тоску,
Отводя оконце.
Где воздух чище и светлее?
Где есть народ еще добрее?
Это там где мы живем
Жалгыскан – родной мой дом!
(Учащиеся Убаганской средней школы, 2002 г)
Обзор литературы
Анализ литературы по вопросам исследования и изучения истории родного края привлек и заинтересовал нас в изучении истории возникновения и развития Карасуского района и села Жалгыскан, легенды о названии родного села.
Наиболее полно содержание данного вопроса раскрыто в работах:
Асфандияров А.З. «Истории сел и деревень Башкортостана» справочная книга, Уфа, Китап, 1998 (432 с)
Бабуев С. «Легенды о горе Капитанка», 1988 г
А. Сейдимбеков книга этнографических очерков «Поющие купала»
Мифы и легенды Казахстана , сайт: https://www.expost.kz/legendy-kazakhstsna.
В книгах содержится материал по истории населенных пунктов их происхождении, расселении, управлении, хозяйстве. Описаны легенды и придания о происхождении названий сел и деревень, традиции и обычаи казахского народа. Указано, что основными источниками информации являются архивные материалы и рассказы жителей сел.


Заключение.Родная сторона, родная земля, родная деревня…..Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — Родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Думая о родине, мы думаем о той великой, прекрасной стране, в которой родились, связываем понятие родины со сложной и интересной, насыщенной, иногда даже трагической, историей родной земли. Мы чувствуем гордость оттого, что являемся частью этой страны, частью этого большого мира.Из поколения в поколение передаются рассказы о важнейших событиях, в истории страны легенды о происхождении деревни, улиц, названий родников. Все это — наша история, все это — наша родина.Мы в своей работе на основе легенд и преданий изучили происхождение названия села Жалгыскан, на основе сведений сторожил села, изучили историю своей малой Родины.
В 2016 году исполнилась 85 годовщина возникновения нашего села, нам очень хочется, чтобы история нашей малой Родины не ушла в небытие, тот вклад в развитие района, области и республики в целом, что вложили наши предшественники. Мы желаем, чтобы инфраструктура нашего поселка восстанавливалась.
С жителями села Жалгыскан проводились беседы:
- Нужно ли знать историю возникновения Карасуского района и села Жалгыскан?
Ответы:
- «Нет» – 1 человек
- «Да» – 50 человек
- «Не задумывался» – 6 человек.
2. Можно ли верить материалам легенд и приданий?
- «Да можно» - 23 человека
- «За многими легендами стоит реальность» - 28 человек
- «Нет нельзя» - 2 человека
- «Не думал об этом» - 4 человека
- «Затрудняюсь ответить» - 17 человек
3. Каким способом лучше узнать информацию об истории возникновения родного края?
- «Больше читать книг» - 13 человек
- «Беседовать со сторожилами села» - 28 человек
- «Искать информацию в интернете, газетах и по телевизору» - 8 человек
На основании материалов данного исследования можно сделать вывод, что нужно обязательно знать уважать и почитать историю родного края, и что за многими легендами стоит подлинная реальность. Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного стендового материала и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному селу.
Следует прилагать все усилия, чтобы продолжить дело «отцов» по развитию села в наши дни.
«Без прошлого нет настоящего, без настоящего не будет будущего!
Список используемой литературы: Ф. Р-57. Оп. 1. Предисловие к описи 1 документов личного происхождения фонда коллекции знаменитых людей Карасуского района. П. Музилеев «У истоков целинной эпопеи», Книга «Пусть помнится самое светлое». Челябинск, 1994 с. 17 – 21. Статья «Карасускому району 60 лет». Газета «За изобилие» № 35, 29 октября 1999 года. Доклад акима Карасуского района К. Ж. Ахметова «О социально-экономическом развитии района за 2007 год» Газета «Қарасу Ɵн ірі » № 3, 03 января 2008 года. 
Материалы «Карасуского районного государственного архива»
ОТЗЫВ
на исследовательскую работу на тему «Легенды и предания в истории нашего села».
Работа посвящена одной из актуальнейших проблем современной истории, краеведения.  Мы видим, как глубоко изучена история Карасуского района, родного села и раскрыта суть возникновения названия поселка Жалгыскан посредством легенд и приданий. Подобранные материалы, на сегодняшний момент, требуют осмысления не только со стороны учащихся, но и взрослого населения. Очень часто люди задаются вопросом,  а нужно ли  сегодня изучать историю возникновения родного края? Этот вопрос становится актуальным, и на него нужно отвечать. Надо обязательно знать историю своей малой Родины, и следует помнить, что за многими легендами стоит подлинная реальность.
     В своей работе учащиеся постарались осветить вопрос истории возникновения Карасуского района и села Жалгыскан в частности. Исследовали материалы легенды о происхождении названия нашего поселка. Используя собранный материал, подготовили стендовую презентацию по теме исследования.
        Работа структурирована,  содержание  работы соответствует   заявленным целям и задачам.  В работе представлены краткие материалы истории возникновения Карасуского района, села Жалгыскан (з/с Убаганский) согласно архивным данным, легеды об «одинокой березе» - происхождении названия села.
Данная работа заслуживает положительной оценки, т.к. учащиеся цели своего исследования достигли.
Логинова Н.В.
руководитель исследовательской работы