Экскурсия Где нам делают погоду (6-7классы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 с. Чишмы
муниципального района Чишминский район
Республики Башкортостан



Конкурс юных экскурсоводов
«По малой родине моей»


Экскурсия
« Где нам делают погоду»

Номинация:
Тематическая


Автор:
Уразбахтина Эльвина,
учащаяся 7 класса
СОШ №2с.Чишмы



Руководитель:
Ибрагимова Флюра Зуфаровна,
учитель географии СОШ №2 с.Чишмы
телефон рабочий: 8(347) 2-89-98
сотовый: 89373045846





Чишминский район, с.Чишмы, 2013 год

Цель и задачи работы.

Погода имеет очень большое значение в человеческой жизни, то радуя нас ясными, солнечными днями, то принося много неприятностей. На уроках географии мы ведем наблюдения за погодой, обсуждаем погоду на улице. Выделяем причины её своеобразия. Интересует погода, хотя бы время от времени, практически всех нас, какая она будет завтра, в воскресенье, летом и зимой. Она постоянная тема разговоров, но знаем мы о ней далеко не все. Мы смотрим на небо, потому что там, в окружающем Землю воздушном океане и рождается погода. И я начала себе задавать вопрос где же все-таки основной источник информации о погоде? Кто нам делает «погоду»? Можно ли предвидеть будущую погоду? Мне стало интересно, и я решила найти ответы на эти вопросы. Провела исследовательскую работу по этой теме, а потом пригласила своих одноклассников совершить экскурсию на метеостанцию.
Цель работы - узнать и обосновать, что является основным источником информации о погоде?
И перед собой я поставила следующие задачи:
1. Пригласить своих одноклассников посетить Чишминскую метеостанцию, ознакомиться с приборами, имеющимися там,ознакомиться работой метеоролога .
Практическая ценность данной работы заключается в самостоятельном проведении наблюдений за погодой, на основе полученных знаний на уроках географии и при посещении метеостанции. Также значимость полученных исследований в том, что дает возможность применить полученные данные в повседневной жизни.


Технологическая карта экскурсии.

1.
Название экскурсии
Где нам делают «погоду»

2.
Тема экскурсии
Чишминской метеостанции-100 лет

3.
Вид экскурсии
Пешеходная

4.
Состав экскурсантов
учащиеся 6-7 классов


5.
Протяженность
4 км

6.
Продолжительность
3 часа

7.
Маршрут
с.Чишмы- Чишминское опытное хозяйство-метеорологическая станция- с.Чишмы

8.
Остановки
Чишминское опытное хозяйство –метеоплощадка-здание метеостанции


Экскурсия «Где нам делают «погоду»:
3.1. Вступление.
Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Уразбахтина Эльвина, сегодня я выполняю роль экскурсовода. Мы с вами сегодня совершим увлекательную экскурсию туда, где «делают» погоду и, безусловно, откроем для себя много интересного. Продолжительность нашей экскурсии 3 часа.

Прихватив с собой хорошее настроение, радуясь солнечной погоде, мы отправляемся по маршруту село Чишмы- ОПХ - Чишминская метеостанция-село Чишмы и по вашей просьбе, дорогие экскурсанты, мы пойдем пешком и не забываем: кто много ходит, тот долго живет.


Ребята! Помните! (Краткий инструктаж экскурсантов.)
Во время проведения экскурсии необходимо соблюдать следующие правила:
1. не отходить от группы без разрешения экскурсовода;
2.не разговаривать и не заниматься посторонними делами во время рассказа и показа объектов.
3.уважайте друг друга.
А знаете ли вы, друзья, что основным источником информации о погодных условиях являются метеостанции. А если Вам близка история нашей метеослужбы, хотите больше узнать интересные метеоприборы, познакомиться с удивительными людьми, то мы ждём вас в чишминской метеостанции, ведь в краю поющих родников она - одна из старейших в Башкортостане. Посетить можно ее в любое время года: и зимой и летом, как мы и сделали. Заинтересовавшись работой метеослужбы, я как экскурсовод, перед экскурсией решила провести с экскурсантами анализ погоды за последние годы. Данные прошлых лет я взяла в нашем географическом кабинете, сравнила эти данные с данными метеостанции. Во-первых, мне стало интересно, а что о погоде и её прогнозировании знают мои одноклассники, а сегодня они-экскурсанты? С этой целью я провела анкетирование среди них. (приложение 1 ).
Оказалось, что официальным прогнозом погоды пользуются не все мои одноклассники(10%); основная цель прогнозирования, как понимают они – одеваться по сезону, чтобы не замёрзнуть или не болеть – 95%; только 40% опрошенных носят с собой зонтик, даже тогда, когда с утра светит солнце; зато все знают, что прогнозы погоды составляют синоптики, 75% считают что с помощью искусственных спутников Земли наблюдают за погодой. Половина моих одноклассников считают, искусственные спутники Земли нужны для того, чтобы следить за Землей, за поведением людей. Итак, в путь, за знаниями о погоде!
3.2.Основная часть.
3.2.1.Из истории развития Чишминской метеостанции.
Дорогие ребята! Давайте заглянем в историю Чишминской метеорологической станции. Она основана 12 июля 1912 г. Чишминской сельскохозяйственной опытной станцией, в конце того же года перешла в ведение Уфимского губернского земства и его метеорологическую сеть. Главное назначение этой станции – вести наблюдения за погодой. Вначале здесь велись наблюдения за температурой поверхности почвы, облачностью, осадками и атмосферными явлениями, с 29 июля 1912 года – за температурой воздуха, с 10сентября 1912 года – за направлением и скоростью ветра, с января 1914 года- за атмосферным давлением, продолжительностью солнечного сияния, в том же году начаты фенологические наблюдения, в 1936 году- за влажностью почвы. Ныне на станции ведутся восьмисрочные круглосуточные наблюдения, измерение атмосферного давления, характеристик ветра, температуры и влажности воздуха, атмосферных осадков, определение температуры и состояния подстилающей поверхности, метеорологической дальности видимости, наблюдения за снежным покровом, атмосферными явлениями. Ведется отбор радиоактивных выпадений, агрометеорологические наблюдения, которые считаются самыми надежными в республике. На станции работали в 1934 году -4 человека, в 1948 году-6 человек, 1972 году -9 человек, в 2000 году- 6 человек. Ей присваивается статус в 1948 году – агрометеорологической станции 1 разряда, в 1987 году –агрометеостанции, с 1992 года –метереологическая станция 2 разряда. Начальниками метеостанции были П.В.Егерев (с 1912 года), Ю.Е.Судакевич (с 1945 года),В.П.Умнов (с 1948 года), Г.С.Мамонова (с 1965 года), Н.Г.Петрова (с 1969 года), Н.А. Петрова (с 1989 года) . [1]
Метеостанция со дня основания ни на секунду не прекращала свою работу. Об этом основательно записано в Паспорте агрометстанции первой категории Чишмы,1918 год. А 13 марта 1919 года в таблицах метеонаблюдений обнаружена следующая запись: «На железнодорожной станции Чишмы происходил сильный артиллерийский бой с 4 до 8 часов вечера. Снаряды рвались недалеко от метеостанции, повреждений не было. Наблюдения производились нормально, без перерыва» [2]
3.2.2. Метеоприборы- удивительные приборы.
Вот мы с вами среди множества различных метеоприборов. В каждом из них находится какая-то тайна научных предсказаний погоды. Да, это так. Я знакома с каждым из этих приборов, так как перед тем как стать экскурсоводом, я сама изучила все эти таинственные приборы, а помогала мне в этом начальник метеостанции Петрова Наталья Анатольевна - метеоролог с 34- летним стажем. И сегодня она снова приветливо встретила нас, любезно согласилась участвовать в нашей экскурсии по метеоплощадке. Мы несколько часов провели на метеостанции, знакомились с приборами, вели наблюдения.
Итак, внимание:
Прибор №1.Определитель прогрева Земли: площадка на ровном месте состоит из трех термометров: 1 –срочный, 2-минимальный, 3 –максимальный. Минимальный термометр служит для определения самой низкой температурой между сроками наблюдения. а максимальный служит для определения наивысшей температуры между сроками наблюдения.
Прибор №2.Испаритель водный -прибор служит для определения испарения воды. Состоит из большой чаши, врытой в землю. Чаша окружена сеткой, чтобы птицы не смогли пить воду. Анализы берутся 4 раза в сутки. Разница в уровнях воды показывает количество испарения.
Прибор №3. Гелиограф- прибор служит для определения продолжительности солнечного сияния. Состоит из стеклянного шара и записывающего устройства. Наблюдения снимаются 2 раза в сутки.
Прибор №4. Психометрическая будка. Этот прибор вам знаком. Такая метеобудка есть у нас в школе на географической площадке. Будка имеет термометры, фиксирующие самые максимальную и минимальную температуру , срочный термометр для определения температуры в данное время, а так же гигрометр, который служит для определения влажности воздуха в зимнее время. В день посещения влажность составила 95% при температуре -3,40.
Прибор №5. А это мой самый любимый прибор-Флюгер Он определяет направление и скорость ветра. Установлены на площадке 2 флюгера. Для слабого ветра- с легкой планкой(200г), для сильного ветра – с тяжелой планкой (800г). Для определения скорости ветра служит анеморумбометр(М-63).
Прибор №6. Мерзлотомер служит для определения замерзания воды на глубине почвы. Вытяжные термометры определяют температуру на глубине от 20 см до 3метра 20 см. Термометры Савинова определяют температуру на глубинах 5,10,15,20 см в летний период. В день посещения я сама лично посмотрела насколько промерзла почва, оказалось не так-то и мало 44 см. С помощью вытяжного термометра я узнала на глубине 20 см температура -1 градус. Я думаю, что это может неблагоприятно сказаться на озимые культуры, так как в эту зиму мало и снега.
Прибор №7. Самым заслуженным «ветераном» можно считать осадкомер. Представляете,его конструкция не изменялась 300 лет. Он служит для измерения количества осадков. Показания прибора снимают два раза в сутки. Он состоит из сборного ведерка с воронкой соска и крышки. Выпавшие осадки сливают в мензурку и записывают количество выпавших осадков.
Прибор №8. А вот этот прибор очень важный. Этот осадкомер собирает осадки на химанализ. На станции определяется рН,кислотность осадков, а в лаборатории ЦМС (Баш.УГМС) делается более расширенный анализ осадков.
Прибор №9. Какой интересный прибор! Гололедный станок само название говорит за себя. На этом приборе ведутся наблюдения за гололедно - изморозевыми явлениями (изморозь, гололед, отложения мокрого снега).
Прибор №10. А как определить видимость? -спрашиваю я. И начинается увлекательный рассказ как можно определить видимость. Оказалось, видимость определяется визуально круглосуточно, в дневное время по объектам, в ночное время по огням. Для этого в метеостанции есть особая таблица. Я сама попробовала определить видимость с метеостанции. Хорошо вижу пос. Горный-это значит 5 км, до элеватора-600м, а до нефтебазы-1,5 км. Но это днем. А ночью –сложнее.
Прибор №11. Вот у меня в руках прибор для определения уровня радиации. Ребята, попробуйте, сами в помещении измерить уровень радиации в нескольких местах. Интересно, но факт: в разных углах одного помещения уровень радиации неодинаковый: в углу где стоит компьютер он заметно выше 20 микрон в час, у стола он оказался нормальным-14микрон в час.

3.2.3. Наши наблюдения за погодой.
Во время экскурсии я как экскурсовод ,давала задание экскурсантам. Мои ребята справились отлично ,найдя ответы на все мои вопросы:
Самая низкая температура за последние 20 лет наблюдалось в 2006 году 20 января -(-43 градуса).
В 2011 году самый теплый декабрь средняя температура декабря - ( - 4,4 градусов).
Самое жаркое лето наблюдалось в 2010 году, максимальная температура + 38,9 градусов зафиксирована 2 июля 2010 года.
Происходит изменение режима, т.е. климата. Осенью (даже зимой) продолжительные теплые дни, а весной до июня бывают заморозки.
В зимний период солнечных дней очень мало, дни пасмурные, облачные, а это приводит к болезням.
составить прогноз погоды на февраль 2013 года,опираясь на местные признаки, по долгосрочному прогнозу метеостанции. Все отметили, что в февраль должен быть холоднее обычного.Посмотрим!
профессия метеоролога,синоптика.

Заключение.
Дорогие ребята, наша экскурсия подошла к концу. Я буду рада если вы, совершив экскурсию на метеостанцию, поняли ,что незаметные на первый взгляд метеостанции, являются незаменимым звеном огромной всемирной метеорологической сети. На основе наблюдений, которые ведутся на метеостанциях, составляются прогнозы погоды и отслеживаются глобальные процессы и явления природы. За несколько часов пребывания там, мы поняли сколько труда нужно вложить , чтобы составить прогноз погоды. Если у вас есть вопросы, можете их задать. Я буду рада видеть вас вновь. Спасибо за внимание!
.

Список использованной литературы:
1.Чишмы-край светлых родников: научно-справочное издание (гл.редактор Р.М.Асадуллин), Уфа, Восточная печать,2004 год. Стр195-196
2.Из истории Чишминской метеостанции, материалы из архива метеостанции. Стр 4
3.Материалы школьного музея
4.Календари погоды в кабинете географии
5.Данные погоды Чишминской метеостанции



Портфель экскурсовода

Приложение №1
Анкета
1. Когда ты собираешься в школу, из каких источников ты узнаёшь как тебе надо одеться?
от мамы (бабушки)
посмотрев в окно
из СМИ (телевизор, радио, интернет)
твой вариант
2. Соглашаешься ли ты, когда родители настаивают на том, чтобы ты взял
с собой зонтик, когда с утра светит солнышко? Если «нет», то почему?
3. Какие народные приметы, связанные с погодой, ты знаешь?
4. Как ты думаешь, зачем нужен прогноз погоды?
5. Как ты думаешь, кто участвует в прогнозировании погоды?
6. Как ты думаешь, с помощью чего составляется прогноз погоды?
7. Что ты знаешь об искусственных спутниках Земли?





















Карточка
экскурсионного объекта

1. Наименование объекта
Чишминская метеорологическая станция
2. Местонахождение
П.Чишмы, опытное хозяйство
3. Основные сведения об объекте
Чишминская метеорологическая станция основана 12 июля 1912 г. Чишминской сельскохозяйственной опытной станцией, в конце того же года перешла в ведение Уфимского губернского земства и его метеорологическую сеть. Главное назначение этой станции – вести наблюдения за погодой. Вначале здесь велись наблюдения за температурой поверхности почвы, облачностью, осадками и атмосферными явлениями, с 29 июля 1912 года – за температурой воздуха, с 10сентября 1912 года – за направлением и скоростью ветра, с января 1914 года- за атмосферным давлением, продолжительностью солнечного сияния, в том же году начаты фенологические наблюдения, в 1936 году- за влажностью почвы. Ныне на станции ведутся восьмисрочные круглосуточные наблюдения, измерение атмосферного давления, характеристик ветра, температуры и влажности воздуха, атмосферных осадков, определение температуры и состояния подстилающей поверхности, метеорологической дальности видимости, наблюдения за снежным покровом, атмосферными явлениями. Ведется отбор радиоактивных выпадений, агрометеорологические наблюдения, которые считаются самыми надежными в республике. На станции работали в 1934 году -4 человека, в 1948 году-6 человек, 1972 году -9 человек, в 2000 году- 6 человек. Ей присваивается статус в 1948 году – агрометеорологической станции 1 разряда, в 1987 году –агрометеостанции, с 1992 года –метереологическая станция 2 разряда. Начальниками метеостанции были П.В.Егерев (с 1912 года), Ю.Е.Судакевич (с 1945 года),В.П.Умнов (с 1948 года), Г.С.Мамонова (с 1965 года), Н.Г.Петрова (с 1969 года), Н.А. Петрова (с 1989 года) . [1]
4. Дата основания: 12июля 1912 года
5. Фотография объекта.











Рисунок 4F:\эльвина о погоде\фото-метео\IMG_3048.JPGРисунок 3F:\эльвина о погоде\фото-метео\SDC10748.JPG15