Рабочая программа по географии (5,6,7классы по ФГОС)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 12»


РАССМОТРЕНА
на заседании МО
протокол от 28.08.2015 №1 УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «ООШ № 12»
от 01.09.2015 № 3


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «География»
для 5 класса
на 2015-2016учебный год


Составитель:
Пономарёва Л.П.
учитель географии,
первая квалификационная
категории


Мариинск 2015

I.Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основании нормативно-правовых документов:
-Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897);
-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от31 марта 2014г.№ 253;
-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
-Положением о рабочей программе учебного предмета в МБОУ «ООШ № 12», утвержденным приказом МБОУ «ООШ №12» от 02.09.2013 № 17
-Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Основная общеобразовательная школа №12» на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «География» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Цель:
-формирование у учащихся личностных, метапредметых и предметных результатов обучения соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Задачи:
- актуализировать знания и умения учащихся, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
-развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
-научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек »;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний


II. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет « География» в 5 классе продолжает аналогичный учебный предмет начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании предмета большое внимание уделено раскрытию способов в истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в учебном предмете «География» 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить дублирование учебного материала начальной школы
Обучение географии необходимо проводить с учетом психологических особенностей детей 10-11-летнего возраста, которые воспринимают природу как не расчлененное единое целое. Следует исходить из того, что учащиеся данного возраста наряду с присущим им образно – практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия.
Следует учитывать, что данный учебный предмет выполняет роль пропедевтики для систематических учебных предметов физики, химии, биологии и географии, готовит учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на последующих этапах обучения.


III.Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ «ООШ № 12 » на 2015-2016 учебный год, отводится 34 часа для изучения учебного предмета « География», из расчёта 1 час в неделю,34 учебных недели.
IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «География»
Личностные результаты:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в учебном предмете «Географии» и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметные результаты:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

V. Содержание учебного предмета.
Что изучает география (4 часа).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы №1,2
Земля во Вселенной (8 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (5 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу.
. Практическая работа № 3,4
Природа Земли (12 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Итоговый (1 ч)
VI. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

Содержание темы Характеристика основных видов деятельности
Что изучает география (4ч.) Мир, в котором мы живем Наблюдают за географическими объектами своей местности
Изучают правила работы с учебником и атласом Анализируют иллюстрации Науки о природе Определяют значение географических знаний в современной жизни. Оценивают роль географической науки в жизни общества Формируют приемы работы с учебником и
электронным приложением География— наука о Земле Учатся объяснять специфику географии как науки. Закрепляют умение работать с учебником и электронным приложением. Методы географических исследований Выявляют методы географической науки. Составляют простейшие географические описания объектов и явлений живой и неживой природы Как люди открывали Землю (5ч.) Географические открытия древности и Средневековья Выявляют изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определяют вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки
Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1 «Географические открытия древности и средневековья»
Работают с топонимическим словарем Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях Открытия русских путешественников Читают и анализируют карты атласа. Самостоятельно готовят презентации по опережающему заданию «Десять великих географических открытий» Практическая работа №2 «Важнейшие географические открытия» Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю» Выполняют задания учителя. Работают с учебником, атласом Земля во Вселенной (8ч.) Как древние люди представляли себе Вселенную Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней Составляют опорный конспект рассказа и презентации учителя Самостоятельно готовят сообщения и презентации Соседи Солнца Работают с текстом и рисунками учебника. Выполняют задания учителя Планеты гиганты и маленький Плутон Составлять характеристики планет гигантов по плану.
Анализируют иллюстрации учебника Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты Характеризуют особенности различных небесных тел по иллюстрациям Мир звезд Наблюдают за звездным небом: какие созвездия я видел и знаю Уникальная планета— Земля Сравнивают особенности планет земной группы Современные исследования космоса
Готовят сообщения о первой женщине-космонавте В. В.
Терешковой, о первом выходе человека открытый космос (А. А. Леонов) Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» Выполняют задания учителя. Работают с учебником, атласом Виды изображений поверхности Земли(5ч.) Стороны горизонта Отрабатывают знания основных и промежуточных сторон
Горизонта. Ставят учебную задачу под руководством учителя Определяют стороны горизонта Ориентирование. Практическая работа № 3 «Ориентирование по компасу» Планируют свою деятельность под руководством учителя
Умеют ориентироваться по компасу и местным признакам План местности и географическая карта Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности»
Определяют с помощью условных знаков изображение на плане объекты. Измеряют расстояния и определяют
направления на местности и плане. Составляют и читают простейший план местности Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Ориентируются по плану и карте. Читают легенды карты. Самостоятельно строят простейший план местности Природа Земли (12ч.) Как возникла Земля Анализируют рисунки учебника. Самостоятельно выполняют задания учителя Внутреннее строение Земли Выявляют особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливают по карте границы столкновения и расхождение литосферных плит. Выявляют причинно-следственные связи. Землетрясения и вулканы Выявляют закономерности распространения
землетрясений и вулканов. Работают с атласом и контурной картой: обозначают район землетрясений и крупнейших
вулканов Путешествие по материкам
Готовят по опережающему заданию образный рассказ и презентации о природе разных материков Земли. Работают с учебником, атласом Вода на Земле Анализируют текст учебника с целью определения ключевых понятий урока. Сравнивают соотношения отдельных частей гидросферы. Выявляют взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе» Воздушная одежда Земли Живая оболочка Земли Сопоставляют границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составляют схему связей биосферы другими оболочками Земли. Сравнивают приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Выявляют роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота. Почва— особое природное тело Анализируют текст учебника. Проводят сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Выявляют причины разной степени плодородия используемых человеком почв.
Рассматривают образцы почв своей местности Человек и природа Выполняют тестовые задания. Работают с картами.
Повторяют географическую номенклатуру и основные понятия, и термины (географический диктант) Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» Выполняют задания учителя. Работают с учебником и
атласом VII.Учебно-методическое и мматериально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. УМК Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы, учебник «География. Начальный курс» под редакцией В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин. 2014 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Проектная деятельность школьников. Автор К.Н. Поливанова
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
5. Компьютер, проектор, экран
6. Коллекция медиаресурсов7. Выход в Интернет.
8. Портретов выдающихся географов и путешественников.
9. Справочно-информационная и научно-популярная литература.
10. Глобусы.
11 Физическая карта полушарий
12. Физические карты материков.
13 Карта великих географических открытий.
14.Карта Мирового океана.
15.Компасы.
16 Коллекции горных пород и минералов, набор раздаточных образцов и коллекций горных пород и минералов
VIII.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение учебного предмета «География» даёт возможность учащимся достичь следующих результатов
знать/понимать
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животны

Приложение № _1_
к рабочей программе по учебному предмету
«Обществознание» для 5 класса,
утверждённой приказом МБОУ «ООШ № 12»
от 01.09.2015 № 3
Календарно-тематическое планирование

п/пОсновное содержание по темам Кол-во
часов Дата Примечание
Что изучает география 4ч. 1 Мир, в котором мы живем 1 2 Науки о природе 1 3 География— наука о Земле 1 4 Методы географических исследований 1 Как люди открывали Землю 5ч. 5 Географические открытия древности и Средневековья 1 6 Важнейшие географические открытия.
Практическая работа № 1 «Географические открытия древности и средневековья» 1 П/Р 7 Открытия русских путешественников 1 8 Практическая работа № 2 «Важнейшие географические открытия» 1 П/Р 9 Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю» 1 тест Земля во Вселенной 8ч. 10 Как древние люди представляли себе Вселенную
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней 1 сообщение 11 Соседи Солнца 1 12 Планеты гиганты и маленький Плутон 1 13 Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты 1 14 Мир звезд 1 15 Уникальная планета— Земля 1 16 Современные исследования космоса 1 17 Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» 1 тест Виды изображений поверхности Земли 5ч. 18-19 Стороны горизонта. Практическая работа 2 П/Р 20 Ориентирование
Практическая работа № 3 «Ориентирование по компасу» 1 П/Р 21 План местности и географическая карта
Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности» 1 П/Р 22 Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» 1 К/РПрирода Земли 12ч. 23 Как возникла Земля 1 сообщение 24-
25 Внутреннее строение Земли 2 рисунок 26-27 Землетрясения и вулканы 2 28 Путешествие по материкам 1 сообщения 29 Вода на Земле 1 30 Живая оболочка Земли 1 31 Воздушная оболочка земли 1 32 Почва— особое природное тело 1 33 Человек и природа 1 презентация 34 Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» Итоговый тест за 2-е полугодие 1 тест